К вопросу о реализации проекта строительства Канала «Стамбул»

Несколько дней назад нами на сайте ИБВ была опубликована статья о статусе реализации проекта строительства Канала «Стамбул» (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=66689).

Напомним, что упомянутая выше статья была опубликована по следам создания для главного проекта турецкого президента Р.Т.Эрдогана интернет-страницы. Сам факт создания этой страницы и анализ опубликованного на ней контента привел нас к мысли о том, что турецкое руководство поставило перед собой некие задачи.

Отметим, что вплоть до настоящего времени интернет-страницы крупных проектов появлялись лишь после завершения их реализации – либо в качестве своего рода «визитной карточки», либо для продажи каких-либо услуг населению – если это предполагалось сутью реализованного проекта (скоростная дорога, мост, туннель).

Так что, создание портала на турецком языке, где во всех красках Канал «Стамбул» расписывается в качестве проекта, который призван разгрузить уникальную судоходную артерию Босфор, коммерчески перспективного и «ну совершенно безопасного» с точки зрения охраны окружающей среды, не могло не обратить на себя пристального внимания.

Понятно было, что турецкое руководство хочет заручиться поддержкой турецких избирателей, как минимум, поддержкой моральной. В конце концов, оппозиция, в лице нового мэра Стамбула Экрема Имамоглу, подвергает в эти дни жесточайшей критике инициативу Р.Т.Эрдогана.

А, вообще говоря, Стамбул – это 10,5 млн избирателей, при общей численности турецких избирателей в 60 млн человек. Тот, кто берет Стамбул, с большой долей вероятности, одержит победу и на президентских и парламентских выборах. Стамбул следует рассматривать в качестве трамплина в большую политику и таким он стал и для нынешнего президента Р.Т.Эрдогана, который, не лишне напомнить, поработал на заре своей карьеры и стамбульским мэром. Уверены, что помнит и сам он о начале своей карьеры и правильно оценивает роль Стамбула.

Но, в своей гипотезе, мы пошли дальше и предположили, что в условиях, когда иностранные инвесторы пока сомневаются в возможности монетизировать этот проект, а местные инвесторы и так уже перегружены проектами государственно-частного партнёрства и, аналогичным иностранцам образом, с трудом видят модель возврата средств, вложенных в Канал «Стамбул», турецкое руководство может попробовать заручиться финансовой поддержкой со стороны населения, организовав, тем или иным способом, фандрайзинг.

Стоимость проекта на сайте оценена в 75 млрд турецких лир (около 12,5 млрд долларов), растянутых на 5,5 лет. То есть, можно констатировать, что турецкое руководство оптимизировало издержки практически в два раза, отказавшись от того, чтобы делать Канал «Стамбул» с двумя одновременными направлениями движения судоходного трафика – Канал будет односторонним и работать в двух направлениях по графику. В двустороннем формате стоимость проекта оценивалась приблизительно в 20 млрд долларов.

Реально ли собрать заметную часть этой суммы у населения, вложив остаток средств государству?  Абсолютно реально. Турки охотно вложатся в подобного рода предприятие. Если считать, что 30 млн человек в стране поддерживают Р.Т.Эрдогана, то приблизительно можно оценить, на какие средства стоит рассчитывать при сборе средств у населения. И оставшуюся часть уже поделить между государством и частными инвесторами.

Понятно, что турецкое государство давно уже не инвестирует само, однако, Канал «Стамбул» — это случай исключительный, да и с монетизацией не все ясно. А проект надо запускать, поскольку сейчас – период относительного политического затишья. Через года 2, в преддверии выборов 2023 года, всем будет просто не до него. По старой доброй турецкой (и не только) традиции, начиная с 2022 года экономическая жизнь в стране замрет, вплоть до итогов выборов 2023 года и формирования нового кабинета министров и смены команд. Так что, турецкое руководство сейчас, очевидно, будет торопиться.

Выдвинув вою гипотезу относительно фандрайзинга, надо признать, что мы не ошиблись. Действительно, похоже, что турецкое руководство нацелилось на «кубышки» турецкого населения.

Итак, 6 февраля с.г. группой депутатов правящей Партии справедливости и развития (ПСР) была выдвинута законодательная инициатива по внесению изменений в Закон №5411 о ведении банковской деятельности в стране. В целом инициатива предусматривает развитие в стране банков участия (исламские финансы), развития и инвестиционного банкинга. Законодательная инициатива предусматривает возможность финансирования крупных инфраструктурных объектов, допустим, в энергетической и дорожной сферах. Соответственно, финансовые проекты, такие как инвестиции в инфраструктуру, энергетику, промышленность или технологии, которые требуют долгосрочного и интенсивного капитала, будут продаваться и финансироваться путем продажи активов и прав через фонд, который будет специально для этой цели создан. Для этой цели будет создан «Фонд финансирования проектов».

Такие изменения сразу вызвали в стране мысль о том, что законодательная инициатива подготовлена с прицелом на Канал «Стамбул». Абсолютно разумно с учетом того, что в стране нет проектов сегодня масштаба, который требует обратиться к кошелькам населения и менять для этого законодательство. Турецкая власть активизируется по Каналу «Стамбул» и эти шаги должны пристально отслеживаться российской стороной, как одним из «выгодоприобретателей» Конвенции Монтрё.

52.24MB | MySQL:103 | 0,613sec