О новых решениях Евросоюза по Ливии

На состоявшейся 17 февраля с.г. в Брюсселе встрече министров иностранных дел Евросоюза по ливийскому вопросу были приняты новые стратегические решения в развитие т.н. Берлинского процесса. Речь в частности идет о развертывании новой военно-морской миссии Евросоюза для обеспечения режима эмбарго под эгидой ООН на поставку вооружений в Ливию. Это решение Брюссель преподносит как важный шаг на пути выполнения одной из наиболее принципиальных и сложных договоренностей, достигнутых по итогам Берлинской международной конференции в январе текущего года. Речь идет о соблюдении всеми сторонами режима эмбарго на поставку вооружений в Ливию.

Этот, пожалуй, наиболее противоречивый пункт договоренностей в Берлине практически не исполняется вовлеченными в ливийский конфликт внешними игроками. А сам мониторинг режима эмбарго представляется сложным в силу в том числе географических особенностей, в частности, большой протяженности ливийской сухопутной и морской границы.

Проведенная в начале февраля сразу после Берлина встреча совместной военной комиссии по Ливии в формате «5 плюс 5» в Женеве также не принесла ощутимых результатов. Эта встреча проходила под патронажем специального представителя ООН по Ливии Г.Саламе и в ней участвовало по пять высоких представителей от т.н. правительства национального согласия (ПНС) в Триполи и Ливийской национальной армии (ДНА) Х.Хафтара. 20 февраля стартовал второй раунд женевских переговоров по военному треку в том же формате, но каких-либо прорывных решений по его итогам пока не анонсировано.

Примечательно, что решение мининдел Евросоюза по отправке военно-морской миссии состоялось сразу вслед за ежегодной Мюнхенской конференцией по вопросам безопасности, где основные международные участники ливийского процесса собрались впервые после Берлинской конференции. Cамо решение внутри 28 стран-членов ЕС далось нелегко и не без компромиссов. Изначально в Брюсселе зрела идея увязать новую морскую миссию с ранее действовавшей в 2015 году в Средиземном море военной операцией «Cофия», целью которой являлась нейтрализация нелегальных маршрутов миграции беженцев из Ливии в Европу (центр командования этой миссии базировался в Риме). Однако некоторые страны, включая Австрию, выступили против такой идеи, не считая целесообразным увязывать новую миссию по эмбарго с проблемой мигрантов (в том числе из-за опасений, что это может быть использовано для спасения мигрантов в море и их вынужденной транспортировке на территорию ЕС). Напомним, противоречивый опыт операции «Cофия», которую использовали в том числе для спасения пересекающих море мигрантов, был негативно воспринят в том числе и прежним итальянским правительством, под нажимом которого операция была приостановлена весной прошлого года.

Другим острым вопросом при обсуждении миссии стала проблема зоны охвата эмбарго и его эффективности. Ряд стран Евросоюза указывал на то, что перекрытие морского пути поставок вооружений эффективно блокирует лишь часть проблемы (поставки вооружений из Турции в поддержку ливийского правительства в Триполи). При этом, поступаемая из других стран (включая Россию и ОАЭ) военная помощь армии Хафтара через сухопутную и воздушную границу соседнего Египта практически не контролируется. Таким образом, военно-морская блокада поставок вооружений в Ливию со стороны ЕС создает явные преимущества для одних участников ливийского конфликта, что может еще более дестабилизировать и дисбалансировать ситуацию и нарушить сложившийся статус-кво.

Тем не менее, в конечном итоге политические соображения возобладали и итоговое решение Брюсселя оказалось в пользу запуска военно-морской миссии. Решено запустить новую военную операцию в конце марта, когда состоится новая международная встреча по Ливии, которую будет принимать у себя Италия. При этом, в отличии от операции «София», новая морская миссия будет иметь четкий мандат на блокирование незаконных поставок вооружений и не будет соприкасаться с проблематикой миграции. Тем не менее, позиции членов ЕС по-прежнему расходятся. Италия и Австрия сохраняют скептицизм, полагая, что новая операция неизбежно послужит подталкивающим фактором для роста миграционных настроений в Ливии. Другое отличие морской миссии от предыдущей – расширенный арсенал техники и оборудования. Помимо морской армады в операции будут задействованы самолеты и спутники для регулярного мониторинга.

Насколько эффективным будет новая инициатива Евросоюза по Ливии, покажет время. Пока не очень ясно, как новая морская миссия заработает. Очевидно, что она создаст серьезные проблемы для Турции, члена НАТО, в обеспечении поддержки ливийскому правительству в Триполи. Однако механизм наказаний в случае перехвата незаконных поставок вооружений четко не прописан и непонятен. Ясно, что это вызовет сложности в отношениях Брюсселя с Анкарой и может вскрыть весь пласт комплексных взаимоотношений двух сторон по миграционной проблематике, особенно в контексте проблемы сирийских беженцев. Ясно также, что перекрыть сухопутные и воздушные поставки вооружений, снабжающие армию Х.Хафтара, инициатива ЕС не сможет.

Думается, военный трек Берлинского переговорного процесса по Ливии является самым сложным и принципиальным. Параллельно в феврале в Тунисе и Египте прошли переговоры по экономическим вопросам, где в фокусе внимания была тема контроля над нефтяным производством и доходами. 26 февраля в Женеве должны стартовать переговоры на треке политического регулирования. Но, как представляется, все эти процессы неразрывно связаны с прогрессом на военном направлении. Без эффективного эмбарго на поставку вооружений и соблюдения режима прекращения огня, любой прогресс на остальных переговорных треках оказывается бессмысленным. В этом плане инициатива ЕС представляется своевременной и адресной. Другое дело – военно-политического веса Брюсселя недостаточно, чтобы обеспечить систематическое выполнение режима эмбарго всеми без исключения вовлеченными сторонами.

53.16MB | MySQL:103 | 0,600sec