Об экономической программе партии Ликуд

В настоящий момент экономическая ситуация в Израиле характеризуется воздействием ряда негативных факторов. Среди них в качестве одного из основных продолжают фигурировать третьи досрочные выборы, требующие дополнительных ассигнований на проведение голосования, а также блокирующие нормальную работу парламента и правительства. Главным свидетельством такого рода настроений является ситуация в Кнессете, где продолжаются заседания по наиболее острым вопросам.

На одном из последних по времени заседаний финансовой комиссии, посвященном нехватке средств для реализации проекта обеспечения продуктами питания, который позволяет оказать поддержку 10800 израильским семьям, председатель комиссии М.Гафни, обращаясь к правительству и частным спонсорам сказал: «я прошу жертвователей и местные власти увеличить их долю в бюджете в сравнении с прошлым годом из-за сложившейся политической ситуации. Есть те, кто считает, что стыдно просить о таком, но мне не стыдно просить об этом ради этих семей».

На следующем заседании той же парламентской комиссии, темой которого стали налоговые льготы М.Гафни вновь подчеркнул сложную обстановку, выразив надежду на скорое изменение ситуации. Он заявил: «Я надеюсь, что через две недели будет принято окончательное решение. Будет сформировано правительство, будет принят бюджет… Без правительства положение будет очень печальным». Ранее в январе свои прогнозы представил Банк Израиля, по оценкам которого, государственный долг страны будет расти. А потому глава Банка А.Ярон подчеркнул «нам нужно правительство, которое сможет принимать сложные, ответственные решения».

Таким образом, запрос на реформы в области экономики, особенно в условиях непростой политической ситуации серьезно возрос. В этом контексте большое значение имеет обнародование экономической программы партии Ликуд, которая была представлена на Тель-Авивской фондовой бирже совместно главой правительства Б.Нетаньяху и Н.Баркатом, который в прошлом был мэром израильской столицы, а теперь считается  основным кандидатом на пост следующего министра финансов. Ключевым лозунгом этого проекта  является тезис о снижении стоимости жизни. При этом Б.Нетаньяху коснулся преимущественно лишь общих вопросов. Отдельное внимание лидер Ликуда уделил газовому экспорту за доходы от которого, по его словам, «еще надо побороться».

Представление основных практических мер легло на плечи Н.Барката. В их числе план снижения цен на продукты питания, где в качестве стандартов должны использоваться показатели ОЭСР, которые, по приведенной политиком статистике на 30 % ниже, чем в Израиле. Вторая реформа должна быть направлена на рынок недвижимости, где заявлено снижение налогов и облегчение покупки жилья для молодых семей. Третья реформа – инфраструктура страны, требующая модернизации. В частности, если Ликуд сформирует новое правительство, то оно будет реализовывать программу развития периферии, в том числе за счет создания там новых рабочих мест.

К этой теме примыкают и предложения совершенствования системы здравоохранения и образования. В первом случае предлагается строительство двух новых медицинских центров в Беэр-Шеве и Кирьят-Гате, увеличение количества мест в уже существующих больницах, а также усиление интеграции высоких технологий в медицину. В области образования акцентом также должны стать малые города, где необходимо поднять уровень образовательных услуг, делая возможности для всего населения страны равными. При этом отдельно было отмечено, что для консультаций именно по этой части программы привлекались специалисты  из Гарварда.

В частности, речь идет о профессоре М.Портере из Школы бизнеса Гарвардского университета. Он уже помогал Н.Баркату,  внося предложения по реформированию стратегии развития предпринимательства в Иерусалиме. Основан тот проект был на системе кластеров, т.е. сосредоточении взаимозависимых учреждений. В случае с израильской столицей речь шла о формировании таких блоков, как высокие технологии, высшее образование и исследования, медицина и туризм. Также совместно Н.Баркатом и М.Портером была разработана стратегия «Израиль 2048». В ней, как и в представленном экономическом блоке предвыборной платформы Ликуда ставка делается на развитие периферии, в том числе за счет повышения качества предоставляемых там социальных услуг и развития транспортных сетей, что должно мотивировать население к перемещению из центральных районов.

В целом, названные реформы нельзя в полной мере рассматривать в качестве полноценной печатной экономической платформы. Однако хотя бы частичное представление этих тезисов от партии, с 2009 г. старавшейся уходить от данной проблематики на выборах, имеет значение уже само по себе. Помимо этого в изложенных принципах очевидна попытка решить две задачи: привлечь недостающие голоса, а также отреагировать на критику, высказываемую в адрес правительства Б.Нетаньяху на протяжении его каденции на посту премьер-министра. Прежде всего, это касается стоимости жизни в  стране и цен на рынке недвижимости. В 2011 г. нерешенность этих вопросов стала поводом для протестов, на фоне акций т.н. «желтых жилетов» в Париже Б.Нетаньяху старательно пытался предотвратить рост недовольства, понимая, что запросы общества по-прежнему не удовлетворены.

Отдельно стоит сказать о Н.Баркате, который все активнее проявляется как яркий представитель партии Ликуд, что в будущем может стать основанием для его перемещения на лидерские позиции. Причем не как в случае с Г.Сааром, с именем которого связывалась попытка начать бунт. Н.Баркат выступил в поддержку Б.Нетаньяху в качестве номера один в партии на предстоящих в марте выборах, а потому воспринимается как личность, способная обеспечить плавный транзит власти, который рано или поздно неизбежен. Впрочем, есть и факторы, рискующие осложнить его карьеру. И главный среди них – пост, на который Н.Баркат претендует в будущем потенциальном кабинете министров под руководством Б.Нетаньяху. Некогда именно должность руководителя финансового ведомства помешала продвижению Я.Лапида.

52.24MB | MySQL:103 | 0,528sec