Ирак: о демарше суннитского альянса накануне голосования по составу временного правительства

Сделанные нами накануне предположения о крайней неустойчивости иракской переходной политической конструкции получили свое подтверждение. 19 февраля «Альянс иракских сил» предпринял жестокую атаку на назначенного премьер-министра Мухаммеда Тауфика Алауи, настаивая на своих правах на «министерства суннитского компонента» и категорически отказавшись передать их так называемым «сотрудникам государственных учреждений». Кроме того, некоторые обозреватели сообщили о том, что суннитские фракции рассчитывают на несостоятельность нового правительства после того, как шиитские блоки начали склоняться к отзыву поддержки некоторых своих кандидатов. Так или иначе, в канун представления кабмина в Парламент ситуация балансирует на грани фола и причина этому все та же: декларированная парадигма о независимости новых министров от партий, есть ни что иное, как конъюнктурная, вынужденная мера. И если все это, в принципе, понимали, то попытки реализации этого постулата в виде продвижения на министерские посты аппаратных функционеров из числа нижестоящих категорий служащих, заместителей начальников департаментов и т. п., вызвали ожесточенное сопротивление, в том числе, и по вполне прозаической причине – возможного понижения ставок окладов жалования, жестко привязанных в Ираке к тарифной сетке для госслужащих. Эта статья расходов за последние два года не раз становилась мишенью для нападок и попыток ее секвестрования, как в рамках «борьбы с привилегиями», так и по чисто популистским основаниям.

В интервью новостному порталу «Аль-Сабах аль-Джадид» депутат парламента, А.аль-Дахлаки пояснил: «Спикер парламента, Мухаммед аль-Халбуси (суннит) провел встречу с Мухамедом Тауфиком Алауи, когда тому было поручено возглавить правительство, и этот разговор носил протокольный характер, где обсуждались вопросы суннитского представительства в кабинете». Особо  вдаваться в подробности, депутат не стал, добавив: ««Союз сил» не проводил встречи с Алауи, который просил встречи с депутатами по отдельности, но мы  отказались от этого варианта и подчеркнули, что это будет официально, и только с блоком». Кстати, такой постановкой вопроса, сунниты сами нарушили основное требование о «беспартийности» кандидатов. Впрочем, у них для этого имеются основания.

Далее парламентарий отметил: «Имеющаяся у нас информация о том, что Алауи собирается выдвигать неполитических личностей, заявляя, что они технократы, является невероятно большой ложью».

А.аль-Дахлаки пояснил: «Представители суннитов в Палате представителей собираются выдвигать политических деятелей в рамках приемлемости представления нашего компонента в правительстве Алауи, и мы можем взять на себя эту ответственность и достойно служить народу наших городов.  Однако, наши лидеры не согласятся с тем, чтобы министерские портфели были отданы работникам государственных учреждений второй или третьей степени, потому что мы политики достаточного ранга, и у нас есть план по повышению уровня представления власти в провинциях, которые мы представляем в Палате представителей».

А.аль-Дахлаки от имени суннитского блока считает, что «Алауи не может диктовать нам свои варианты, если только он не получит при этом поддержку от представительного блока из более чем 166 депутатов, и,  только в этом случае, он может приступить к утверждению своего правительства без необходимости в наших голосах».

Он подчеркнул: «Нынешние обстоятельства исключительно привели Алауи к посту премьер-министра, хотя он участвовал в недавних выборах и не победил, поскольку он не соответствует условиям демонстрантов, он обладает двойным гражданином, и его приход к власти состоялся на основе консенсуса между некоторыми политическими лидерами».

Суннитский блок  воспринимает кабинет Алауи, как «незавидный»» и ожидает, что «его потенциал будет слабее, чем у ушедшего в отставку правительство, потому что у него нет политической основы и четко выраженного блока, поддерживающего его, поскольку оно социально отвергается». Кроме того, сказывается  также  отсутствие сильной команды советников, которые могут реализовать то, что Алауи  обещал, рассказывая о своих проектах и ​​планах.

В завершение А.аль-Дахлаки сказал «Коалиция иракских сил способна обеспечить министрам честность и компетентность, поскольку она не ограничивается участием в формировании политики страны».  «Варианты, к которым мы прибегнем, если Алауи будет настаивать на том, чтобы отобрать министерства у «Альянса иракских сил»,  будут включать  обращение к оппозиции и отказ от доверия правительству, так же как и начало реализации права на формирование суннитского региона, данного нам Конституцией.  И это будет существующий вариант, к которому мы прибегнем, если Алауи откажется предоставить нам наши портфели», — заключил депутат.

Со своей стороны, другой депутат от суннитского «Альянса иракских сил», Фалех аль-Иссави, ожидает, что «правительство Алауи будет обречено на провал и будет свергнуто политическими блоками, которые требовали его назначения,  в течение нескольких месяцев».

Ф.аль-Иссави добавил в своем заявлении  для «Аль-Сабах аль-Джадид», что «доказательством этого является то, что ни один шиитский политический блок явно и публично не принял мандат Алауи».

Ф.аль-Иссави добавил: «Существуют и другие факторы давления на назначенного премьер-министра, в первую очередь это уличное давление, которое отказывается признавать в качестве премьер-министра человека, который не соответствует его условиям».

Зыбкость положения Алауи создает предпосылки и для других попыток обрушить, еще толком не сложившуюся, структуру временного правительства.

Эксперт по правовым вопросам, Тарик Харб охарактеризовал то, что временный управляющий, бывший премьер, Адель Абдель Махди предложил в своем вчерашнем послании в Палату представителей прибегнуть к конституционному варианту в отношении парламента в случае, если формирование правительства назначенного премьер-министром Мухаммеда Тауфика Алауи будет отложено на после 2 марта, как «неконституционное». Т. арб полагает: «Абдель Махди не имеет полномочий распускать Палату представителей или требовать, чтобы президент республики закончил ее полномочия. Его конституционные и юридически установленные собственные полномочия истекли, и его правительство перешло исключительно к ведению повседневных дел, до утверждения нового, переходного состава кабинета».

«Абдель Махди не имеет полномочий требовать роспуска парламента, и не может делать вообще ничего за исключением того, что он остается во главе ушедшего в отставку правительства, чтобы вести повседневные дела, пока Палата представителей не проголосует за новое правительство и не передаст ему дела», — убежден правовед.

Таким образом, следующая неделя покажет, удастся ли Алауи провести свой кабинет между многочисленными «Сциллами и Харибдами» иракского демократического парламентаризма, формы государственного устройства и модели управления столь нелепой для традиций и менталитета народа этой страны, что гипотетический приход нового диктатора многими, если не большинством, был бы воспринят, как благо.

52.2MB | MySQL:103 | 0,462sec