О заявлениях турецких официальных лиц по Идлибу в контексте развития ситуации в Сирии. Часть 4

20 февраля 2020 года вечером на телевизионном канале CNN Türk публике было продемонстрировано эксклюзивное интервью, данное министром национальной обороны Хулуси Акаром. Дано оно было на фоне эскалации напряженности в сирийском Идлибе.

Анализ предыдущей части интервью доступен по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=67390

Завершаем рассмотрение заявлений главы турецкого военного ведомства. Напомним, что мы остановились на ситуации в Ливии, где, по словам турецкого официального лица, находится «некоторое количество турецких военнослужащих», оказывающих «помощь ливийским братьям».

При этом, как указал турецкий министр Х.Акар Хафтару («фельдмаршалом» его, понятное дело, в Турции никто именовать не собирается – В.К.) оказывается самая серьезная поддержка со стороны стран Ближнего Востока, а также – частично, со стороны европейских стран, как с моря, так и с воздуха. Как отметил министр обороны Турции, турецкая сторона, на переговорах со своими партнёрами, постоянно обращает внимание на это обстоятельство.

На этом рассмотрение заявлений турецкого министра касательно Ливии можно прекратить. Потому что речь идет о достаточно пустых по сути заявлениях и воззваниях из серии «Ливия – принадлежит ливийцам». Впрочем, на сей счет, как можно понять турецкую сторону, у неё есть свои определенные «соображения».

Неслучайно, не так давно, в Турции вдруг заговорили на тот счет, что в Ливии проживает достаточно серьезная числом тюркская диаспора. Единственная «загвоздка» заключается лишь в том, что то самое официально признанное Правительство национального согласия Ф.Сарраджа, по сути, не поддерживается никем из серьезных игроков. Также, как и Турция, выступающая на стороне Триполи, находится в стратегическом одиночестве. Подчеркнем со своей стороны: это – третий фронт, на котором Турция сегодня выступает: 1-й – это Сирия, 2-й – это Кипр и, чуть шире, Восточное Средиземноморье, 3-й – это Ливия.

Ещё один вопрос был задан турецкому министру касательно участия страны в программе создания и продажи истребителя F-35. Из которой, напомним, Турция была исключена США и замещена американскими и израильскими производителями компонентной части самолета.

Процитируем турецкого министра Х.Акара: «Мы являемся партнером (по созданию самолета) F-35, мы — не клиент. То, что делается, противоречит всем правилам, это — ошибка в трактовке правил. То есть, одну из стран убирают, и Америка говорит: «Нет, я не продаю это вам». – «Нет, не так, мы — партнеры, мы договорились, вплоть до настоящего времени мы заплатили 1,4 млрд долларов, в качестве партнёров. Другой частью нашего партнёрства является то, что мы, в качестве партнёра, произвели около тысячи различных узлов для F-35 и мы, все ещё, продолжаем производство. Некоторое время мы ещё будем продолжать производство, мы с этим согласились. И у нас есть ещё обязательств по платежам на сумму до 2,1 млрд долларов. Разумеется, мы уже подтвердили эту оплату и по этому вопросу есть заверения нашим американским друзьям, их заместителям министра. В этом вопросе, Турция – наиболее дисциплинированная страна. Турция оплатила все свои регулярные платежи, а также выполнила заказы в срок, в соответствии со всеми стандартами качества. Там мы выполнили свои обязательства по партнерству. Мы ожидаем, что Америка и другие страны выполнят свои обязательства в отношении этого партнерства».

Немало шума наделал аналитический отчет мозгового центра Rand Corporation под заголовком «Националистический уклон Турции и его влияние на стратегическое партнёрство между США и Турцией и на Вооруженные силы США». Вот в этом Отчете содержится вопрос, относительно того, есть ли угроза переворота (в Турции – В.К.).

На что министр национальной обороны поинтересовался тем, кто и с какой целью подготовил этот Отчет?

Процитируем министра: «С какой целью  был подготовлен этот отчет? … Из этого вытекает вред, раздор и хитрость. Каждый пытается этот отчет, в той или иной степени, интерпретировать. Пытается сделать определенные выводы, пытаются достичь некоторых целей».

Здесь, как напомнил Х.Акар, решением президента Турции Вооруженные силы Турецкой Республики вошли в структуру Министерства национальной обороны страны.

«Мы, как группа командующих, министр, начальник Генерального штаба, наши командующие сухопутными, военно-морскими и воздушными силами, в рамках Конституции, в свете разума и науки, в соответствии с законом — под командованием своей нации. Пусть ни у кого (на этот счет) не будет сомнений. Следовательно, мы здесь, реализуя свои обязанности, что бы то ни было, в качестве людей, переживших 15 июля (попытка военного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года – В.К.) мы продолжаем, во всех смыслах, наши меры, работы, координацию, взаимный диалог с Национальной разведывательной организацией, соответствующими министерствами, соответствующими учреждениями и организациями, с нашим Министерством внутренних дел, Главным управлением безопасности и Главным командованием жандармерии. Мы продолжаем нашу работу с большой точностью, в диалоге, в координации. Самое главное здесь – это иерархия».

Как заявил министр национальной  обороны Х.Акар: «Вооруженные силы Турции и солдаты должны выполнять свои обязанности и оставаться в рамках задач», «работая в соответствии с законом, в рамках закона, директив и правил» и отметил, что каждый старается выполнять задачи, данные им, с большой жертвой и героизмом.

Иными словами, Х.Акар довольно высокопарно открестился от сценария, что в Турции могут случиться какие-то новые внутренние потрясения. Для чего в стране предприняты все необходимые меры, в том числе, структурные перестройки силового блока. Не говоря уже о тех чистках, которые были произведены против членов так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» (ФЕТО).

Кстати, насчет последнего министр национальной обороны Турции привел и статистику. По его словам, в рамках борьбы с ФЕТО, вплоть до настоящего времени, действия (видимо имеется в виду: судебные процессы, а также увольнения с государственной службы) выполнены по отношению к 24 тысячам 185 чел.

На самом деле, эти акции, может быть, и ослабили позиции сектантов в органах государственной власти Турции, однако, одновременно подорвали потенциал целых министерств и ведомств Турции, включая Национальную разведывательную организацию, Министерство внутренних дел, Управление безопасности, Министерство иностранных дел и прочее. Отметим, что ослабла кадровая оснащенность: как численно, так и квалификационно в турецких государственных структурах.

Хотя заметим, что дыма без огня не бываем – это мы в контексте того, что происходит на внутриполитической арене Турции. В Турции появляются новые парламентские движения. Рейтинги популярности руководства страны и правящей Партии справедливости и развития падают. Выборы в местные органы власти в начале 2019 года ознаменовались поражением власти по всем фронтам. Растет недовольство населения экономическим положением в стране. Является ли это питательной средой для переворота? – Тут мы оставим консалтинговой компании, подготовившей такую аналитику, этот вопрос.

Просто от себя напомним другое: что в 2015 году внутриполитическую ситуацию партии власти удалось сбалансировать в свою пользу переводом путей урегулирования курдского вопроса в силовое русло и накачиванием националистических настроений. Но делалось это ровно под выборы – президентские и парламентские 2015 года. И в этом смысле, со стороны турецкого руководства был послан населению четкий «призыв к действию» («call to action»), как говорят маркетологи. То есть, проголосуйте за Партию справедливости и развития и «окопавшийся на востоке и юго-востоке страны террор будет повержен». Это было четко синхронизировано по времени: активизация силовой части операции в регионах компактного курдского проживания страны и всеобщие выборы.

2019 год ознаменовал шаткость позиций партии власти в глазах электората. Но следующие-то выборы будут в 2023 году, то есть, через три года. И, если рассматривать нынешние действия турецкой власти через эту призму, то мы наблюдаем явный фальстарт. Слишком уж большой разрыв между происходящим на турецких полях сражений (три фронта: Сирия, Иран и Восточное Средиземное море — В.К.) и между следующими по графику народными волеизъявлениями.

И заметим ещё одно обстоятельство: опять же оговариваясь в том, что, если рассматривать ситуацию с такой точки зрения, то потери турецких военнослужащих в том же Идлибе могут вылиться в гнев не только против внешней силы (пока официальный Дамаск, но, не за горами, возможно, и Россия – В.К.), но и против самой власти. Обвинения в том, что действующая власть скрывает истинный масштаб потерь ВС Турции раздаются уже в стране в виде глухого, пока, ропота на просторах интернета, который может вылиться и в акции протеста на турецкие улицы. Возможно, об этом сценарии и говорил американский отчет.

Впрочем, намерения турецкой власти станут понятны уже в самое ближайшее время.

Если мы говорим об объявлении войны, а именно об этом сейчас идет речь – Турция, по сути, чувствует себя в праве / может / собирается (нужное подставить — В.К.) объявить войну Сирийской Арабской Республике, а точнее не признаваемому ей режиму власти в Дамаске, то это дает право действующей в Турции власти вводить меры чрезвычайного положения.

То как выглядит режим чрезвычайного положения в Турции, объявленный в стране, после попытки военного переворота все видели. Страна была переведена на ручное управление. И не только в плане исполнительной, но и судебной с законодательной ветвями власти.

Сейчас же, в Турции возможно проведение досрочных выборов, а также, в рамках режима чрезвычайного положения, «внедискуссионная борьба» с оппозицией. Мы не раз говорили о том, что сейчас достигнут предел в плане количества парламентских движений, за которым будет коалиция. Вот этого власти надо избежать и сделать ребрендинг Партии справедливости и развития. А насчет Экрема Имамоглу или прочих кандидатов на пост президента, то, во-первых, Э.Имамоглу и сам прокалывается очень много и теряет очки, а, во-вторых, в случае досрочных президентских выборов, он не успеет раскрыться и его можно на досрочных выборах «сбить на взлете». Это – один из возможных сценариев на 2020 год.

52.33MB | MySQL:103 | 0,393sec