Соглашение о сотрудничестве в области энергетики, углеводородов и добычи полезных ископаемых между Эфиопией и Турцией

Турция планирует начать разведку нефти и газа на Африканском Роге с целью расширения своих энергетических связей со странами региона. Помимо Сомали, Комитет по иностранным делам турецкого парламента в начале февраля также одобрил соглашение, подписанное с Эфиопией, страной, не имеющей выхода к морю на Африканском Роге, о сотрудничестве в области энергетики, углеводородов и добычи полезных ископаемых. Согласно Статье 1 этого соглашения, механизм турецко-эфиопского энергетического сотрудничества будет направлен на содействие «сотрудничеству в области добычи полезных ископаемых и углеводородов между сторонами на основе взаимопонимания, принимая во внимание опыт и потребности сторон в области развития». В Статье 3 соглашения говорится, что Турция и Эфиопия будут осуществлять совместные проекты по разработке и продвижению полезных ископаемых, разведке и разработке месторождений нефти и газа; хранению, сбыту, транспортировке и распределению нефтепродуктов; строительству и техническому обслуживанию нефтегазовой инфраструктуры; и применению газовых технологий.
На своем заседании 5 февраля 2020 года Комитет по иностранным делам одобрил всеобъемлющие соглашения о сотрудничестве в области энергетики и горнодобывающей промышленности с соседними странами Сомали и Эфиопией через неделю после заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана о приглашении сомалийского правительства провести энергетическое бурение и разведку у своих берегов. Недавние события и действия парламента свидетельствуют о том, что Турция уже создала правовую основу для того, чтобы стать ключевым энергетическим игроком на Африканском Роге. Напомним, что Соглашение было подписано еще 28 декабря 2016 года в Аддис-Абебе тогдашним министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи и министром горнодобывающей промышленности, нефти и природного газа Эфиопии Мотумой Мекасса Зеру. Соглашение также охватывает техническое сотрудничество в области полезных ископаемых, нефти и природного газа, обмен визитами политиков и экспертов, содействие проведению специализированных учебных курсов, организацию семинаров, конференций и выставок, направленных на привлечение инвестиций в области полезных ископаемых и углеводородов, совместную деятельность по золоту и другим металлическим минералам и техническое сотрудничество в области геологии, управления и консультирования. В Статье 5 соглашения подчеркивается, что стороны должны поощрять «государственные и / или частные компании инвестировать в горнодобывающий и углеводородный секторы в обеих странах». Соглашение из 13 статей было представлено парламенту на ратификацию 25 января 2019 года президентом Р.Т.Эрдоганом. В соответствии со Статьей 6 стороны создадут «рабочую группу по добыче полезных ископаемых и углеводородов»  для совместной разработки планов сотрудничества, а также для осуществления и анализа предстоящей работы. Кроме того, соглашение устанавливает условия обращения с секретной информацией, полученной в соответствии с соглашением, уточняя, как она будет передаваться и публиковаться. Условия соглашения будут выполняться Министерством энергетики и природных ресурсов с турецкой стороны и Министерством горнорудной промышленности, нефти и природного газа Эфиопии. Сделка действительна в течение пяти лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. В соответствии с соглашением, каждая из сторон может уведомить другую о намерении расторгнуть договор не менее чем за шесть месяцев.
В апреле 2018 года китайская компания Poly-GCL, которая участвовала в проекте разведки и разработки на Африканском Роге, обнаружила от 7 до 8 млрд куб. футов природного газа в бассейне реки Огаден. Ожидается, что Poly-GCL проложит трубопровод для транспортировки газа в порты соседней Джибути. С этой целью в феврале 2019 года эфиопские и джибутийские правительственные чиновники согласовали проект трубопровода Poly-GCL. Огаден, спорный регион между Эфиопией и Сомали, может содержать значительные запасы сырой нефти и газа, отмечается в последних энергетических отчетах.
В этой связи обратим внимание на следующие моменты.

  1. Необходимо учитывать, что для полной нормализации отношений между Эфиопией и Сомали необходимо преодолеть множество препятствий. На самом базовом геополитическом уровне Эфиопия давно вмешивается в сомалийское досье в рамках усиления своего влияния, а Сомали в общем-то всегда имела конфликты с Эфиопией во все времена и при всех режимах. И причина тому сомалийцы, проживающие в эфиопской провинции Огаден, которую все сомалийские режимы считали территорией своего государства. После долгой истории соперничества Эфиопия будет бороться за свои интересы и повышения уровня безопасности в Сомали, при этом стремясь всячески препятствовать восстановлению единого Сомали, что автоматически воссоздает в этом регионе самого мощного ее соперника.
  2. В последние годы такие ближневосточные страны, как Катар, Саудовская Аравия, Турция и Объединенные Арабские Эмираты, а также Китай, Россия и другие увеличили свои инвестиции в регионе. С учетом того, что китайские инфраструктурные проекты, такие, как железная дорога Аддис-Абеба-Джибути практически не работает (отсюда, кстати, и реверансы Аддис-Абебы в сторону Асмэры, как альтернативного выхода к морю), сложный клубок взаимоотношений между той же Эфиопией и Джибути, Сомали и Кенией есть серьезные сомнения в том, что Африканский Рог в скором времени превратится в новую глобальную региональную площадку по проектированию энергоснабжения и экономической диверсификации. При этом внутренняя борьба в Сомали по-прежнему остается главным препятствием для достижения какого-то внятного прогресса на этом направлении. Ровно этот момент (а ситуация в Огадене является только лишь отражением первой тенденции) является главным тормозом для реальных инвестиций в сферу добычи полезных ископаемых. Из всего этого вытекает вывод о том, что Анкара настойчиво продолжает пытаться перетасовать на добычу полезных ископаемых в очень спорных точках региона, автоматически становясь стороной конфликта между странами региона, что с учетом истории с претензией турок на шельф в Средиземном море, является уже продуманной (или плохо продуманной) стратегией своей экспансии в Африку.
52.23MB | MySQL:103 | 0,474sec