Согласно последним по времени докладам гуманитарных организаций ООН и неправительственных агентств из охваченной конфликтом сирийской провинции Идлиб, по состоянию на начало марта 2020 года, гуманитарная ситуация в регионе продолжала стремительно ухудшаться. Общее число новых беженцев в Идлибе с января 2020 года достигло 1 млн человек. При этом 60% из этой новой группы беженцев составляют дети, еще 21% — женщины.
Значительная часть сирийских беженцев в Идлибе находится в крайне бедственном положении. Согласно докладам неправительственной организации Reach, 39% из этой категории не имеет постоянного места размещения и вынуждены располагаться буквально на открытом воздухе либо в самодельных палатках и иных укрытиях. Большая часть этих беженцев в спешке покидала свои дома и не имеет с собой практически никаких средств к существованию. Самый базовый пакет помощи, включая теплую одежду и бытовые предметы, они получают от гуманитарных организаций.
В условиях непрекращающихся в последние месяцы боевых действий угроза жизни и безопасности мирных граждан носит перманентный характер. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), с декабря в провинции Идлиб погибло как минимум 465 мирных жителей, преимущественно в районах, контролируемых вооруженной оппозицией. Всего с весны прошлого года общее число жертв на северо-западе Сирии составляет 1750 человек. По мере освобождения сирийской армией новых участков и уплотнения концентрации беженцев в прилегающих к Турции районах, уязвимость мирного населения только растет.
Также в течение последних недель по мере смещения линии фронта был нанесен существенный урон гуманитарной инфраструктуре, включая склады хранения и маршруты поставок помощи. Этот ущерб оценивается УКГВ ООН на несколько миллионов долларов США.
Что касается географии распределения новых беженцев, то с начала года она также начала меняться. Доля беженцев, которые мигрировали внутри самой провинции Идлиб сократилась с 85-90% до 57%. Это связано с дальнейшей эскалацией и ростом масштаба военного конфликта в Идлибе, что существенно повышает риски для гражданского населения. По мере приближения сирийской армии к столице Идлиба, эти риски возрастут еще больше. Одновременно, растет поток беженцев в сторону провинции Алеппо. Их доля с января 2020 года выросла в десять раз — с нескольких десятков тысяч до 380 тысяч человек – и уже достигла 40% всех перемещений. Основная масса беженцев устремляется в контролируемую протурецкими силами часть провинции Алеппо, предпочитая крупные города Африн, Аззаз и Эль-Баб.
По данным ООН, для обеспечения растущих гуманитарных нужд продолжает устойчиво поступать помощь из соседней Турции в рамках пограничной гуманитарной операции. Только в течение февраля с.г. помощь была доставлена в Идлиб с задействованием 800 грузовых автомобилей с гуманитарной помощью ООН. По данным на начало марта с.г. продовольственное содействие в провинции регулярно получают 1.2 млн человек, а медицинскую помощь – 445 тысяч человек. Это два главных гуманитарных кластера, по которым сегодня мобилизуется содействие. При этом продовольственная ситуация продолжала деградировать с конца прошлого года: согласно опросам, если еще в декабре доля населения, которое питается «один раз или менее» в течение дня cоставляла лишь 25%, то к марту она увеличилась до 35-40%. Кроме того, по мере девальвации местной валюты и экономического коллапса в Идлибе стоимость минимальной потребительской корзины с ноября 2019 по март 2020 гг подорожала на 65%. Наиболее существенно подорожали хлеб и топливо – на 80% и 120% соответственно.
По состоянию на март с.г. ооновским организациям удалось оценить основные финансовые потребности в краткосрочной перспективе. Гуманитарные нужды ООН на ближайшие 6 месяцев для обеспечения регулярной поддержки 1.1 млн наиболее нуждающихся в провинциях Идлиб и Алеппо оценены в размере 500 млн долларов США. Из требуемого бюджета агентствам ООН уже удалось мобилизовать как минимум 130 млн долларов, в частности по линии Центрального фонда чрезвычайного реагирования ООН и в рамках пограничной гуманитарной операции. Остающийся дефицит бюджета по-прежнему значителен и составляет 370 миллионов долларов США.
Отдельную озабоченность вызывает гуманитарное положение населения, которое в течение последних недель перешло под контроль сирийской армии или все еще находится на линии огня. Только в феврале порядка 200 населенных пунктов были освобождены правительственными силами в провинциях Идлиб и Алеппо. При этом должных условий для доступа и работы там гуманитарных организаций ООН, в том числе для оценки потребностей, пока не создано, в том числе по соображениям безопасности. Многие из этих районов продолжают находится под перекрестным обстрелом. Например один из крупнейших населенных пунктов на этом участке – город Саракиб – в последние недели переходил поочередно из рук в руки и сегодня вновь находится под контролем правительственных сил. При этом однако налаживание устойчивых гуманитарных поставок там по-прежнему является проблематичным из-за сохраняющихся угроз безопасности и разрушенной инфраструктуры.
Согласно прогнозам УКГВ ООН, в течение марта с.г. следует ожидать дальнейшего роста массовых переселений как внутри Идлиба, так и за его пределами. Это потребует мобилизации ресурсов и тщательного планирования гуманитарных операций ООН, в тесной координации с сирийскими властями. Разумеется, гуманитарные партнеры сталкиваются с растущим числом внешних угроз и вызовов, в том числе в контексте дефицита донорских ресурсов и проблемы гуманитарного доступа в отдельные районы по соображениям безопасности. Но главный вызов – неопределенность перспектив военного сценария с учетом высокой динамики боевых действий. Думается, в марте-апреле с.г. такая неопределенность сохранится, что будет и далее осложнять работу ООН по эффективному реагированию в этом густонаселённом регионе Сирии.