О срывах в реализации китайской стратегии в Пакистане

Реализация проектов в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) значительно замедляется. Противодействие  сепаратистких группировок народности белуджи, несоблюдение сроков и  массовая коррупция среди пакистанских политиков привели к тому, что Китай отказывается выполнять обязательства, взятые им в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора  (КПЭК).

20 апреля 2015 года премьер-министр Пакистана Наваз Шариф и председатель КНР  Си Цзиньпин объявили о создании КПЭК. Ообщий объем инвестиций, которые пакистанская сторона должна была получить в виде займов из Китая, составил около 46 млрд долларов. Однако за четыре года  правительство Пакистана получило только 26,5 млрд долларов. Вместе с тем пакистанская сторона должна будет выплатить 40 млрд долларов США в качестве погашения кредита Китаю в течение 20 лет к 2038 году.

КПЭК является ключевым звеном китайской стратегической инициативы «Экономического пояса Нового Шелковго пути» (ЭПНШП) и включает в себя 18 крупных энергетических  и пять инфраструктурных проектов. Самой значимой его частью выступает  полная эксплуатация китайской стороной порта Гвадар. Основным направлением деятельности КПЭК в начале его реализации было строительство трубопроводов, сети автомобильных и железных дорог, включая 870-километровую автотрассу через провинцию Белуджистан, характеризующуюся нестабильной политической обстановкой и активными экстремистскими и националистическими течениями.

В натоящее время инфраструктура, находящаяся в этом регионе, либо не используется, либо ее строительство заморожено на неопределенный срок. Несмотря на то, что протяженная дорога через Белуджистан, соединяющая другие части Пакистана с портом Гвадар, была построена, она не эксплуатируется из-за сопротивления со стороны местных жителей-белуджей, выступающих за создание собственного независимого государства.

При вводе автотрассы в эксплуатацию пакистанской стороной через каждые 2 км  были развернуты вооруженные контрольно-пропускные пункты. Первые направлявшиеся в порт 50-60 грузовых автомобилей, сопровождаемых несколькими вооруженными транспортными средствами и армейским вертолетом,  не смогли добраться до пункта назначения без значительных повреждений из-за неоднократных нападений белуджских националистов на них. После этого грузовые перевозки по данному маршруту не выполнялись.

Подобные проблемы испытывает и ключевой объект КПЭК морской порт Гвадар. Несмотря на значительные экономические вложения он  используется достаточно редко. Так, последний китайский корабль отплыл отсюда в марте 2018 года. Вместе с тем, в августе 2017 года посол Пакистана в Китае Масуд Халид заявил, что порт будет введен в эксплуатацию в течение четырех лет и в конце 2020 года уже выйдет на практически полную логистическую и транспортную мощность.

Следует отметить, что строительство международного аэропорта Нью-Гвадар, который как считается может стать крупнейшим аэропортом Пакистана, должно было начаться в середине 2017 года и завершиться к 2020 году. Однако, его закладка была отложена более чем на два года и произведена только в марте 2019 года. Ввод объекта в эксплуатацию в случае соблюдения сроков возведения, планируется к 2024 году. Вместе с тем, из-за проблем с финансированием проекта реальные сроки могут быть сдвинуты на 2-3 года.

Для противодействия реализации КПЭК боевики из Белуджистана систематически осуществляли нападения на китайские активы и местных подрядчиков, а также их оборудование и технику. Одним из инцидентов, который, подорвал уверенность китайской стороны в успешности КПЭК было нападение террористов 12 мая 2019 года на китайских инженеров и специалистов, размещавшихся в  отеле Pearl Continental. В ходе вооруженного столкновения, продолжавшегося в течение 44-48 часов погибли около 80 человек, преимущественно китайцев и арабов. Кроме того, из-за слабой подготовленности пакистанских военных боевики  в течение еще нескольких дней по различным каналам радиосвязи оказывали психологические устрашение, сообщая подробности проведенной ими атаки.

Следует отметить, что пакистанская сторона неоднократно убеждала Китай в том, что сможет обеспечить безопасность КПЭК. Для этого предназначенное для инфраструктурных проектов  финансирование  направлялось преимущественно на обеспечение безопасности. В связи с этим, большинство инфраструктурных программ выполнялось с запозданием или вообще сворачивалось. Тем не менее,  несмотря на значительные финансовые вложения, в настоящее время все конвои вдоль КПЭК  перемещаются исключительно под защитой боевых вертолетов.

Коррупция в Пакистане также сыграла большую роль в срыве реализации КПЭК. В настоящее время пакистанские политики публично говорят о том, как она помешала проекту. Так, подобное мнение было официально высказано министром связи Пакистана Мурад Саидом и министром торговли, промышленности и инвестиций Абдулой Разаком Давудом.

Таким образом, несмотря на официальное декларирование руководством Китая  успешности проекта КПЭК, сроки его реализации значительно затягиваются, а экономическая эффективность не оправдываает вложенных финансовых ресурсов.

52.21MB | MySQL:103 | 0,596sec