Ситуация в Израиле: февраль 2020 г.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В феврале Израиль вышел на финишную прямую в подготовке к выборам в Кнессет 23-го созыва. В области внешней политики страна продемонстрировала неизменность курса на укрепление позиций в Африке. Очередной скандал омрачил работу государства со специализированными учреждениями ООН. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

Вопросы войны и мира

В феврале Информационный центр по изучению терроризма им. М.Амита сообщил о росте насилия на всех палестинских территориях, свидетельством чего стали ракетные атаки Израиля и запуск шаров из сектора Газа, столкновения с полицией, нападения на военнослужащих ЦАХАЛа на Западном берегу р.Иордан.

В середине февраля 2020 г. начальник Генерального штаба АОИ А.Кохави представил новый многолетний план развития ЦАХАЛа до 2024 г. «Тнуфа», который должен заменить план «Гедеон». Причем последний в таком случае должен завершиться досрочно. Новый стратегический документ включает в себя усиление наступательных возможностей израильских вооруженных сил, рост внимания к вопросам кибербезопасности, повышение точности атак, а также акцент на комплексных операциях. В области вооружений предполагается совершенствование системы ПРО, переоснащение ВВС и танковых частей.

При оценке ситуации на местах «Тнуфа» исходит из того, что Израиль окружает первый круг противников в лице Газы, Ливана, Сирии и группировок на Синае. При этом отличительной особенностью их является слабый государственный контроль. По оценкам, велика вероятность ведения боевых действий на нескольких фронтах. Помимо этого высока вероятность враждебных действий стран, не имеющих границы с Израилем. Среди них наибольшая угроза традиционно связывается с Ираном.

Главной составляющей проекта, разработанного под руководством А.Кохави, израильские эксперты считают реконфигурацию Управления планирования Генерального штаба при выделении в нем особой структуры, занимающейся Ираном. По мнению экспертов INSS У.Декеля и А.Ориона, изменения могут принести определенную пользу, однако не исключены и проблемы, связанные с перераспределением полномочий.  Прежде всего, это объясняется тем, что Управление планирования занимало определенные позиции в структуре органов, ответственных за принятие важных решений в военной сфере.

Израильские СМИ делают акцент на том, что документ представлен до формирования нового кабинета министров, хотя А.Кохави оправдывает свой шаг тем, что угрозы в сфере безопасности не могут ждать благоприятной политической обстановки. Впрочем, речь здесь идет главным образом не о политике, а об экономике, поскольку предложенные нововведения требуют дополнительных ассигнований из бюджета, который уже понес непредвиденные расходы в связи с тремя досрочными выборами.

Официальные визиты

Февраль начался для главы израильского правительства с визита в Уганду, где он встретился с президентом страны Й.Мусевени, а также председателем Суверенного совета Судана Абдель Фаттахом аль-Бурханом. Перед вылетом в традиционном комментарии для представителей СМИ Б.Нетаньяху  подчеркнул, что поездка является еще одной составляющей продвижения курса на возвращение Израиля в Африку. Однако многие эксперты увидели в переговорах с африканскими лидерами попытку укрепить популярность перед выборами, в том числе за счет поиска решения проблемы нелегальных мигрантов с континента в Израиле.

Президент Израиля Р.Ривлин в феврале принял участие в саммите лидеров островных государств Тихоокеанского региона в Нанди. Центральными темами переговоров на высшем уровне были избраны перспективы пути оказания  содействия развитию региона посредством трансферта израильских технологий в различных отраслях. Данное направление международной активности Израиля связано с необходимостью укрепить поддержку страны в рамках международных организаций, особенно ООН, за счет блоков стран, склонных к единой линии на голосованиях. Кроме того, особое значение для израильского руководства имеют контакты с Фиджи, чьи миротворческие силы задействованы на Ближнем Востоке.

Затем Р.Ривлин посетил Австралию. Основными акцентами этого визита были вопросы борьбы с чрезвычайными ситуациями, а также экономическое сотрудничество. В последнем ставка была сделана на укрепление прямых контактов представителей предпринимательских сообществ, для чего президента сопровождала делегация бизнесменов и сотрудников Института экспорта Израиля.

Также Р.Ривлин поддержал африканскую политику правительства, проведя встречу с послами государств континента, аккредитованными в Израиле. Помимо этого в Иерусалиме состоялась конференция председателей ведущих американских еврейских организаций. Наконец, в феврале Израиль посетили два конгрессмена-республиканца Дж.Джордан и М.Джонсон. Вместе с Б.Нетаньяху и экс-депутатом Кнессета от партии Ликуд Й.Гликом они посетили Храмовую гору.

Отношения с международными организациями

12 февраля СПЧ ООН опубликовал «черный список» из 112 компаний, ведущих деятельность на территории Иудеи и Самарии, Восточного Иерусалима и Голан, среди которых подавляющее большинство (94) израильские. Их активность была названа «вызывающей серьезное беспокойство», поскольку предполагает соучастие в нарушениях прав человека, приписываемых этим специализированным учреждением ООН Израилю.

Действия СПЧ с израильской стороны подверглись резкой критике. Министр иностранных дел И.Кац охарактеризовал их как «позорную капитуляцию под давлением стран и организаций, которые хотят причинить вред Израилю». Б.Нетаньяху завил: «тот, кто бойкотирует нас, сам подвергнется бойкоту». МИД страны получил распоряжение заморозить контакты с данным учреждением. Солидарность с Иерусалимом проявил Вашингтон, отказавшийся предоставлять информацию о своих компаниях, работающих в названных районах.

Стоит сказать, что возможность публикации подобного списка прорабатывалась в СПЧ в течение нескольких лет. На дату его обнародования в феврале текущего года повлияло два обстоятельства. С одной стороны, к такому шагу подталкивало решение об особой маркировке товаров, произведенных на тех же территориях,  принятое судом ЕС за три месяца до этого. С другой стороны, СПЧ явно пытались воспользоваться сложной политической ситуацией в Израиле перед выборами, надеясь, что акцент на внутренней политике помешает противостоять антиизраильской активности на международной арене.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

В центре внимания правительства Израиля в феврале были вопросы борьбы с распространением на территории страны коронавируса COVID-19, бюджет и обеспечение безопасности страны. На заседании 9 февраля на рассмотрение министров было вынесено предложение направить дополнительные 35 млн шекелей на нужды Ашкелона, за счет которых планируется провести ремонт убежищ, а также улучшить медицинское обслуживание. В тот же день кабинет обсудил репатриацию порядка 400 олим из Эфиопии, что, по мнению многих израильских обозревателей, также было продиктовано электоральными соображениями партии Ликуд.

В том, что касается коронавируса, то правительство сосредоточилось на мерах защиты населения, а также преодолении негативных последствий для экономики. Для решения второй задачи к обсуждению были привлечены представители не только профильных ведомств, но и израильской Ассоциации производителей. Также было предложено создание единого дата-центра авиационной информации. Его первоочередная задача заключается в фиксировании сведений о полетах, что необходимо для борьбы с распространением коронавируса. В будущем предполагается, что он будет использоваться для противодействия терроризму.

Повестка дня Кнессета

В феврале подготовка к парламентским выборам в Израиле перешла на завершающую стадию. Опросы общественного мнения, проводившиеся на протяжении месяца и посвященные предстоящим в марте выборам, показали колебания общественного мнения. Если в первой половине февраля большинство источников предсказывало победу «Кахоль-лаван» с результатом от 34 до 36 мандатов против 32-33 у Ликуда, то ближе к концу показатели партий сравнялись, а затем вперед вырвалась партия Б.Нетаньяху с незначительным преимуществом в 1-2 места в Кнессете. Неизменно на третьей позиции был Объединенный арабский список. Относительно стабильным оставалось положение в опросах партий ШАС, «Еврейство Торы» и НДИ.

Сама работа Кнессета в течение месяца сводилась к обсуждению проблем, которые нельзя отложить до приведения к присяге нового состава депутатов. В повестке дня традиционно оказались бюджетные вопросы. В частности, финансовая комиссия поддержала продолжение выплат компенсаций населению юга Израиля, страдающему от обстрелов из сектора Газа, а также обратилась с призывом выделить средства на обеспечение учащихся питанием в школах и на продолжение реализации проекта дотаций на продукты, который помогает более 10 тыс. семей.

В конце месяца ЦИК запросил дополнительное финансирование подготовки к выборам, а также общее увеличение своего бюджета на 2020 г. в размере 66 млн шекелей. В частности, было заявлено о необходимости открыть дополнительные избирательные участки для граждан, находящихся на карантине. Финансовой комиссией было принято решение частично удовлетворить просьбу ЦИК, однако вопрос о совокупном бюджете было решено передать Кнессету 23-го созыва. Основная масса возражений парламентариев по поводу бюджета нынешних выборов, который на 20 % больше сентябрьских, была связана именно с тем, что из-за них, а также общей политической нестабильности страдают важные социальные проекты, а значит, и население Израиля.

Противостояние с участием «Кахоль-лаван» развернулось в феврале в Кнессете по вопросам, связанным с безопасностью. Представитель партии Г.Ашкенази, председательствующий в комиссии по иностранным делам и обороне, упрекнул правительство в невыполнении обещаний по обеспечению доступности Пещеры Махпела в Хевроне для маломобильных граждан. Правительственную точку зрения на заседании отстаивал бригадный генерал Р.Элиан, сделавший акцент на том, что обещания выполняются, однако серьезное негативное воздействие оказывает ситуация с безопасностью, в условиях которой любые работы могут стать триггером для эскалации.

Еще один конфликт развернулся на пленуме Кнессета, созванном для обсуждения террора из Газы. В ходе заседания председатель «Кахоль-Лаван» Б.Ганц обвинил Б.Нетаньяху в использовании населения окрестностей сектора как «заложников». После выступления лидера вся фракция покинула зал. В ответ на это министр обороны Н.Беннет назвал руководство «Кахоль-лаван» в лице Б.Ганца и М.Яалона виновниками провала операции против террористических туннелей, основываясь на данных Госконтролера об  операции «Нерушимая скала».

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Никто, будь то еврей или араб, не будет изгнан из своего дома», — заявил глава правительства в интервью израильскому арабскому новостному ресурсу Panet 18 февраля. Таким образом Б.Нетаньяху отреагировал на недовольство населения т.н. «арабского треугольника», выступившего против идеи включения в будущем в состав палестинского государства в соответствии с предложениями, содержавшимися в американской «сделке века».

Во многом позиция Ликуда была продиктована предвыборными соображениями. С одной стороны, партия заинтересовалась арабским сегментом в рамках своей программы по привлечению недостающих 200 тыс. голосов. С другой стороны, её главные политические соперники из «Кахоль-лаван» пытались со своей стороны разыграть «арабскую карту», демонстрируя таким образом отличия от конкурентов. Вместе с тем, израильские источники подчеркивают, что сама по себе идея была близка Б.Нетаньяху и он обсуждал ее со старшим советником президента США Дж.Кушнером с момента начала работы над «сделкой века». Кроме того, этот пункт проекта совпадал с представлениями лидера НДИ А.Либермана, которые он опубликовал еще в рамках своего «Манифеста» в 2014 г.[1]

[1] Подробнее см.: Якимова Е.А. Израиль: план мирного урегулирования министра иностранных дел Израиля А.Либермана // Институт Ближнего Востока. 30.11.2014. URL: www.iimes.ru/?p=22764

47.55MB | MySQL:107 | 0,835sec