11 марта 2020 года в Турецкой Республике был официально зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом. По состоянию на 2 апреля марта (конец дня), общее число заболевших в Турции — 18135 человек (+2456 человек за последние сутки). Общее число умерших в Турции — 356 (+79 за сутки). Коронавирус обнаружен приблизительно в половине турецких провинций.
Необходимо отметить, что коронавирус далеко выходит за рамки медицинской проблемы, тестирующей на прочность мировые системы здравоохранения, включая турецкую.
Прежде всего, коронавирус становится серьезным экономическим фактором. Который не просто нанес удар по целому ряду отраслей экономики, в первую очередь, по сектору услуг (про эффекты см. Часть 2 статьи: http://www.iimes.ru/?p=68655).
Коронавирус наносит ущерб сложившимся глобальным производственным и логистическим цепочкам.
О чем мы, собственно, и начали говорить в предыдущей части публикации, рассматривая заявления, сделанные министром торговли Турции Рухсар Пекджан, в частности, сказанное ей в части так называемого «бесконтактного экспорта».
К примеру, в направлении Ирака и Ирана, с середины марта месяца 2020 года Турция лишь только отправляет товар – либо грузовики, либо контейнеры. Турецкие шоферы границу страны не пересекают.
Обратимся к другим практикам турецкого руководства, принятым, с одной стороны, с целью продолжения зарубежной торговли, а, с другой стороны, с целью исключения непосредственного контакта с зарубежными контрагентами и нахождения на их территории.
Вот о чем сообщает турецкий министр торговли.
- Поставки товаров в Иран железнодорожным сообщением через таможенный пункт Капыкёй осуществляется следующим образом. Сначала турецкий локомотив «заталкивает» грузовые вагоны на иранскую территорию, а потом иранские локомотивы их подхватывают и везут уже дальше по маршруту следования. В день, таким образом, по заявлениям турецкого министра, можно поставлять в Иран около 80 вагонов продукции (эквивалент 160 грузовиков). При необходимости, мощности могут быть увеличены до 150 вагонов (300 грузовиков). Пустые вагоны отправляются тем же самым способом назад и, перед их последующим использованием, подвергаются на турецкой стороне дезинфекции.
- В Италию Турция экспортирует своей продукции ежегодно на сумму около 9,8 млрд долларов (для сравнения, экспорт Турции в Россию составляет сумму около 3,8 млрд долларов – И.С.). В итальянские Триест и Бари ежегодно турецкими экспортёрами отправляется 170 тысяч грузовиков. Турция также осуществляет отгрузки в Триест из 5 портов, включая Измир, Стамбул и Мерсин. В настоящее время (на момент интервью), турецким Министерством торговли ведется проработка альтернативных портов для доставки турецкой продукции в Италию.
- Во Францию Турция активно экспортирует свою продукцию, осуществляя доставки паромным сообщением в г. Тулон и в г. Сет. Объем ежегодных поставок турецкой продукции составляет около 50 тыс. грузовиков.
- Как при поставках в Италию, так и во Францию, по аналогии с Ираком и Ираном, поставки теперь турками ведутся бесконтактным способом.
- На границе с Болгарией, через пограничный переход Капыкуле, за исключением поставок грузовиками, осуществляются поставки около 33 тыс. 500 вагонов турецкой продукции ежегодно. Сейчас планируется увеличить эту цифру до 50 тыс. вагонов. При необходимости, как указала турецкий министр, можно задействовать маршрут Карасу – Констанца. Эта Ro-Ro ветка может позволить увеличить объем поставок турецкой продукции направлении Европы на 120 тыс. грузовиков.
- Касательно альтернативных маршрутов: в направлении Центральной Азии через Иран Турцией ежегодно направляется около 35 тыс. грузовиков. Сейчас Турцией этот трафик направляется в сторону Грузии – через пограничные переходы Сарп, Акташ и Тюркгёзю на турецко-грузинской границе.
- Турция наращивает свое логистическое сотрудничество с Грузией, которое и так, все последнее время, в докоронавирусный период, страна пыталась укреплять, справедливо полагая, что региональная транспортная интеграция способствует наращиванию объемов торговли, так и повышению общего влияния Турции в регионе. В частности, турками осуществляются поставки по маршруту Баку – Тбилиси – Карс. В этом направлении, ежедневно направляется 40-вагонный состав. Сейчас планируется удвоить число составов в этом направлении. Также число вагонов в составах планируется увеличить до 60.
- До закрытия Турцией границ состоялся визит президента Р.Т.Эрдогана в Азебрайджан для участия в заседании Совета сотрудничества высшего уровня. В рамках него обсуждались вопросы, связанные с перенаправлением грузового потока, следующего на Иран, в направлении Грузии – Азербайджана с тем, чтобы дальнейший маршрут проходил через Каспийское море. Как указала турецкий министр, в свое время, у турецкой стороны были проблемы с квотами в этом направлении. Этот вопрос, на встрече президентов Эрдогана и Алиева, был, по словам министра, обсужден и урегулирован. В настоящее время, продолжаются обсуждение расценок (на транзит турецких товаров через Азебрайджан – И.С.), поскольку проезд через территорию Ирана является, заметным образом, более экономичным. Работа с Азербайджаном продолжается как в плане снижения транзитных сборов, так и увеличения квот на поставки турецких товаров.
- Для предотвращения ущерба турецкой торговле турецкой стороной предпринимаются сверхусилия, однако, как указала министр Р.Пекджан, вне зависимости от этого, наблюдается замедление торговли. Пострадала торговля с Китаем, куда Турция поставляла целый ряд своих экспортных позиций, включая мрамор, хром, свинец, металлическая руда. По некоторым этим позициям, как указала министр, Китай являлся потребителем 70% зарубежных поставок Турции. В среднесрочной перспективе, после восстановления китайского направления, ожидается поэтапный рост турецкого экспорта. Условием является концентрация сейчас на тех отраслях и позициях экспорта, которые в этой ситуации могут стать «локомотивами» турецкого экспорта.
- Турецкое министерство торговли продолжает осуществлять оценку возможностей и угроз, который возникают для турецкой внешней торговли на фоне целого ряда факторов. Отметив, что традиционно самым крупным рынком сбыта турецкой продукции является ЕС (не стоит забывать, что Турция – это член Таможенного союза с ЕС, предусматривающего беспошлинную торговлю между ЕС и Турцией по целому ряду позиций – В.К.), турецкий министр перечислила следующие факторы, который, при построении прогнозов должны приниматься во внимание: замедление темпов роста развитых экономик мира, конъюнктура на мировом рынке, вызванная торговыми войнами, растущая конкуренция и протекционизм и т.д. И, разумеется, ныне – фактор коронавирусной инфекции.
- Открытие новых рынков сбыта является одним из приоритетов турецкой торговли, наряду с обеспечением и защитой позиций на уже освоенных турецкими экспортерами рынках. Генеральной же линией является достижение роста турецкой доли в мировой торговле. Как было указано турецким министром торговли, экспорт лидирующих 50 мировых экспортеров в 2019 году упал на 2,7%. При этом, экспорт Турции увеличился на 2,2%. По темпам роста своего экспорта, Турция в 2019 году заняла 7-е место в мире. Если же рассматривать рост в абсолютном выражении, то Турция, и вовсе, заняла 6-е место.
- В макроэкономическом смысле, в 2019 году турецкая экономика выросла на 0,9%. При этом, экспорт турецкой продукции за рубеж внес свою лепту этот рост — в 2,3 пункта. В 2019 году Турция достигла наилучшего отношения экспорта к импорту за 62 года. Этот коэффициент в 2019 году составил 86% (отрицательное сальдо внешней торговли – это застарелая проблема Турции – И.С.).
- В 2020-й год Турция вошла в атмосфере больших ожиданий, однако, как подчеркнула турецкий министр, мировая экономика переживает сейчас трудные времена. Процитируем министра: «Мы проходим через период времени, когда надо принимать меры и быть особо предусмотрительными. При лидерстве нашего президента и с его решимостью, Турция, вместе со всеми её структурами, предприняла все необходимые меры. Мы работаем над устранением всех барьеров, препятствующих внешней торговле. Нашим приоритетом, конечно, является здоровье людей, однако, мы вынуждены, предпринимая все виды мер, обеспечивать необходимое продолжение внешней торговли».
Итак, как мы видим, Турцией предпринимаются колоссальные усилия к тому, чтобы турецкий экспорт непрерывно продолжался в традиционных для страны направлениях (прежде всего, в европейском) и в перспективных. Допустим, в направлении Центральной Азии, чей потенциал в Турции считается, для турецких товаров и услуг, ещё далеко не исчерпанным. И чьи рынки – привлекательны для Турции по причине платежеспособности, при культурно-исторической близости.
Однако, совершенно очевидно, что Турцию ждет достаточно серьезное падение экспортных поставок. По той причине, что доля того турецкого экспорта, от которого не могут отказаться зарубежные партнёры страны в условиях изоляции и стесненных финансовых обстоятельств – не слишком велика. В этом смысле, «естественным экспортом», практически иррелевантным к подобным потрясениям можно считать поставки энергоносителей и различных природных ресурсов, потребных для нормального функционирования экономики при любой, даже самой неблагоприятной конъюнктуре.
Хотя и здесь экспортеров природных ресурсов будут поджидать достаточно противоречивые тренды. Допустим, на фоне спада промышленного производства, вызванного коронавирусом, снизится объем потребления энергии и тепла промышленными предприятиями (снижение спроса на природный газ и на каменный уголь). Зато заметно вырастет потребление их же со стороны уже домашних хозяйств, находящихся на режиме карантина.
Но, заметим, что Турция – не экспортер природных ресурсов, а, следовательно, её экспорту будет нанесен серьезный ущерб. И закрытие первого квартала этого года уже будет нести на себе черты этого ущерба. Разгар кризиса придется на 2-й квартал. Насчет же второй половины года, ещё царят достаточно положительные ожидания преодоления глобальной эпидемии и восстановления нормальных торгово-экономических отношений между странами.
В плане турецких перспектив, хотелось бы обратить внимание на интервью бывшего министра, ответственного за экономику, Ышына Челеби, данное им самому тиражному изданию Турции – газете «Хюрриет» (интервью датировано 27 марта с.г.). В настоящее время проф. д.н. Ышын Челеби является преподавателем Университета «Алтынбаш».
Процитируем интервьюируемого: «Мы сейчас столкнулись с невиданным миром кризисом. Мы являемся свидетелями истории. С коронавирусом сформируется новый мировой порядок. Параллельно тому, как Турция проходит этот сложный период, соответствующие ведомства должны быть терпеливыми и конструктивными».
Приведем некоторые, характерные высказывания из выступления Ы.Челеби, который, если говорить в целом, предсказывает Турции выход из сложившейся ситуации лишь только в 2021 году:
- Сейчас мир преодолевает один из самых больших кризисов в своей истории, после окончания Второй мировой войны.
- Цена вопроса для глобальной экономики будет крайне высока. Кризис будет напоминать события, похожие на те, что происходили в ходе глобального экономического кризиса 2008 года.
- В новой структуре мирового устройства, на повестке дня, значительное время, будет сохраняться напряженность. В том числе, структурная напряженность.
- К настоящему времени (то есть, на момент дачи интервью), потери мировой экономики от коронавируса составили уже сумму около 50 млрд долл. Это показывает на то, что в мировой экономике есть сужение, замедление и напряженность.
- Снижение процентных ставок со стороны ЕС и США способно снизить негативное влияние коронавируса на мировую экономику. Ожидалось, что темпы роста мировой экономики в 2020 году составят около 3,5%. Однако, в нынешней ситуации, можно ожидать величины менее 2%.
- В последнее время, продолжались региональные войны и конфликты. Кроме того, с 2008 года, кризис, так или иначе, продолжался.
- В 2018 году глобализация мировой экономики была поставлена под вопрос. 2020 год и инфекция коронавируса принесет в экономику «новые разломы» и начнутся активные поиски нового мирового (экономического – И.С.) порядка.
- Во всем мире и так нарастают протекционистские меры. Кроме того, наблюдаются шаги назад в принципах правового государства и демократии. Нарастает социальная напряженность. Наблюдаются серьезные проблемы равного доступа к качественному медицинскому обслуживанию и к образованию. Параллельно с этим есть серьезные климатические проблемы, проблемы загрязненности воздуха и воды. Нарастают проблемы здравоохранения и безопасности.
- Италия и Испания оказываются недостаточно эффективными в своей борьбе с коронавирусом. Происходит коллапс системы. США, как и в кризисе 2008 года, понижает процентные ставки и пытается остановить рецессию. Однако, ситуация выглядит таким образом, что темпы роста экономики Америки снизятся ниже отметки в 2%. Темпы роста ЕС будут ниже 1%. После выхода из ЕС, у Великобритании есть возможность обеспечить, в среднесрочной перспективе, экономическое оживление.
- В среднесрочной перспективе, Китай, Южная Корея, Индия и Сингапур, по мнению турецкого эксперта, станут центрами притяжения для всего мира. Эти страны будут отдавать приоритет развитию технологий, фармацевтики, а также отрасли здравоохранения.
- По мнению турецкого эксперта, в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, необходимо уделять особое внимание развитию технологий, медицине, фармацевтике и образованию. В этих вопросах, необходимо обеспечивать международное сотрудничество исходя из «гуманитарной ответственности и совести».
- В среднесрочной перспективе, в направлении достижения целей устойчивого роста, необходимо снижать голод и бедность, а также предпринимать меры по обеспечению равного доступа всем к качественной медицине и образовательным услугам. Необходимо постоянство в следовании курса, направленного на борьбу с климатическими изменениями, а также за гендерное равенство.
- В долгосрочной перспективе, необходимо ставить на пользу общества технологическое развитие и умные системы (видимо, имеются в виду системы искусственного интеллекта – И.С.). Необходимо останавливать мировую торговлю оружием. На первый план должны выходить демократические принципы. Требуется отказ от методов жесткого управления.
- В таких странах, как Италия и Испания, необходимо ревизовать систему здравоохранения и на первый план должно выйти понимание социального государства. В Турции, в этом смысле, также должны быть предприняты необходимые шаги.
- Турецкий эксперт выразил надежду на (благополучное) будущее Турции, исходя из исторического опыта, а также культурного потенциала страны. За последние 200 лет Турция постоянно переживала экономические потрясения и успешно их преодолевала. В этом смысле эксперт вспомнил о кризисах 1994, 2001, 2008 годов. После 2008 года, Турция испытала уменьшение своей экономики и также успешно преодолела это явление.
- Сейчас Турция переживает сжатие своей экономики из-за коронавируса. По словам турецкого эксперта, необходимо сначала преодолеть медицинские проблемы, а потом заняться вновь оживлением экономики. 2021 год будет для Турции новым этапом.
- В краткосрочной перспективе, Турции приоритет необходимо отдавать здравоохранению, фармацевтике, образованию, пищевой промышленности, финансам, логистике, технологиям и услугам. Эти отрасли должны оставаться на плаву и в них должны быть созданы новые рабочие места. Приоритет, по словам эксперта, должен отдаваться производству и экспорту. Банковский сектор, в этот период времени, должен продемонстрировать свою конструктивность. Необходимо вновь сформировать условия для притока прямых иностранных инвестиций. Должны поддерживаться предпринимательство и стартапы.
Итак, подводя черту под приведенным выше анализом, отметим, что Турция позиционирует себя в качестве страны, которая лучше Европы способна справляться с охватившей мир коронавирусной инфекцией. И, мало того, что страна предпринимает все возможные меры для преодоления кризиса, турецкие эксперты задумываются над изменением мирового порядка в экономике и теми возможностями, которые могут открываться перед динамичной Турцией. Хотя, разумеется, кризис и становится уже сейчас серьезным вызовом для действующей в стране власти.