Об угрозе срыва гуманитарных программ ООН в Йемене

В марте с.г. ситуация с пандемией коронавируса поставила в сложное положение реализацию важнейших гуманитарных программ ООН в зонах конфликта на Ближнем Востоке. Йемен представляет собой особый случай – более 80% населения (это порядка 25 млн человек) зависят от поступающей в страну международной помощи, и любая даже самая незначительная логистическая задержка в этих поставках может поставить страну на грань голода и унести жизни миллионов людей.

Несмотря на то, что по состоянию на начало апреля с.г. в стране не было зарегистрировано не единого случая заражения коронавирусной инфекцией COVID-19, предпринятые всеми участниками конфликта т.н. «превентивные меры» уже поставили страну в весьма непростое положение. С 14 марта хоуситы анонсировали приостановку воздушного сообщения с Саной, и практически сразу же аналогичное решение приняли их оппоненты во главе с правительством А.Хади в Адене, распространив данное решение на все аэропорты страны. Также ограничены сухопутные перемещения гражданских лиц (включая коммерческие грузы) внутри страны. Причем ограничения коснулись также и медицинских эвакуаций, осуществляемых по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая с начала года смогла провести эвакуацию лишь 28 пациентов и членов их семей из Саны в соседнюю Иорданию для качественного лечения.

Запреты на выполнение международных рейсов в Йемен привели к сокращению персонала ООН в стране и сворачиванию многих важных программ помощи. Агентства ООН и другие международные партнеры в течение марта свернули активность и сохранили лишь т.н. “критически важные” проекты содействия. Это касается в первую очередь программ в сфере продовольственной помощи, поставок воды, лекарств и санитарных средств и разумеется оказания медицинских услуг. По неофициальным данным, общая численность международного персонала ООН в Йемене с апреля с.г. сократилась до разумного минимума – они эвакуированы в соседние страны и поддерживают текущие операции дистанционно. На проектах остались преимущественно работающие на ООН национальные кадры, то есть йеменцы.  В наиболее сложные с гуманитарной точки зрения районы Йемена, контролируемые хоуситами, продолжают летать только лишь регулярные рейсы по линии ООН и Международного комитета Красного креста. Все остальные партнеры, включая порядка 60 гуманитарных неправительственных организаций, также вынуждены использовать ограниченные регулярные рейсы по линии ООН, что объективно сужает возможности и объемы гуманитарного содействия. Кроме того, приостановлены все внутренние транспортные перевозки коммерческих грузов, что торпедирует усилия по поставкам продовольствия, топлива и других жизненно важных предметов из портов (где в том числе находятся продовольственные резервы и другие склады) вглубь страны.

С учетом чувствительности ситуации и нестабильности всей логистической цепочки, любой срыв воздушного или морского гуманитарного сообщения по линии ООН поставит под угрозу гуманитарную работу ООН в Йемене. Пока, по заверениям функционеров Всемирной продовольственной программы ООН (ВВП) гуманитарные грузы морским путем в Йемен исправно поставляются, но процедура их разгрузки и таможенной очистки в порту занимает большее время с учетом особых процедур проверки медицинскими организациями. С поставкой гуманитарных грузов воздушным путем чаще возникают сбои и задержки.

Введенные превентивные меры также поставили под угрозу выполнение одного из важнейших компонентов работы ООН по социальной защите уязвимых слоев. Речь идет о программах школьного питания по линии ООН, которые пришлось свернуть ввиду повсеместного закрытия школ.

Действия по упреждению COVID-19 c обеих сторон йеменского конфликта – поддерживаемого Саудовской Аравией правительства в Адене и противостоящих им хоуситов – понять можно. Особенно на фоне вспышки COVID-19 в соседних странах – Саудовской Аравии, Иране, Катаре и Бахрейне. Ставится задача недопустить пандемию в стране, пусть ценой сокращения гуманитарных проектов, но ради более важной задачи – избежать массового инфицирования йеменцев. Задача оправдана: с учетом фактического отсутствия централизованной системы здравоохранения, медицинского персонала и оборудования стране угрожает полный коллапс в случае активизации COVID-19. И тогда гуманитарный кризис вырастет до небывалых масштабов, а работа персонала ООН в стране будет поставлена под существенную угрозу. Как показывает не утихающая пока эпидемия холеры (только в 2019 году число новых зараженных достигло 900 тысяч человек), без помощи ООН стране самостоятельно не справиться с такой угрозой.

Тем не менее, даже на этом этапе возможности Йемена и работающих там международных организаций по превентивному сдерживанию коронавируса достаточно ограничены. Тестирование проводится в весьма ограниченных масштабах, а половина медицинских учреждений страны по сути не функционируют. Также в Йемене наблюдается острый дефицит защитных средств, масок и аппаратов для искусственной вентиляции легких. Кроме того, предметом особой озабоченности являются лагеря и другие временные пункты для внутренних беженцев с высокой концентрацией и отсутствием базовых медицинских средств защиты и санитарно-гигиенических условий. Всего в стране числятся 3.6 млн внутренне перемещенных лиц, из которых 700 тысяч проживают во временных поселениях и палатках c высокой плотностью, где угроза массового инфицирования максимальная, как показывает печальный опыт распространения холеры.

Разумеется, даже самая эффективная и надежная система реагирования едва ли сможет противостоять распространению коронавируса. В Южном Судане накануне обнаружен первый случай, в Сомали их 7, в Сирии – 19. Цифры будут постепенно расти по всем гуманитарных точкам и Йемену не миновать такого же сценария. Поэтому важнейшей задачей на сегодня является сохранение любой ценой эффективного гуманитарного содействия, невзирая на угрозу пандемии. Сделать это чрезвычайно сложно, поскольку даже сейчас ООН функционирует в Йемене в режиме «чрезвычайного положения», поддерживая только жизненно важные операции. И такая неопределенность может продлиться несколько месяцев, что при сохранении или даже ужесточении «локдауна» йеменскими сторонами конфликта будет вести к сокращению масштабов гуманитарной помощи.

Более того, такая ситуация фактически разрушает принципиальные договоренности между ООН и хоуситами о реализации плана обязательного забора биометрических данных получателей для оказания им целевой помощи. Спустя годы переговоров и давления этот план был с большим трудом согласован между Всемирной продовольственной программой и лидерами хоуситов в начале года под нажимом западных доноров. Его цель – избежать нецелевого использования хоуситами поступающей от ООН продовольственной помощи в политических целях. С помощью цифровых технологий и обязательной процедуры взятия отпечатков пальцев у всех бенефициаров предполагалось сделать систему распределения гуманитарной помощи максимально прозрачной и справедливой, чтобы она поступала действительно наиболее нуждающимся. Воспользовавшись удобным предлогом, хоуситы в начале апреля публично заявили, что вводят запрет на забор биометрических данных и по сути отказались выполнять достигнутые договоренности в свете угрозы пандемии и массового инфицирования коронавирусом. Удастся ли вернуться к статусу-кво и возобновить выполнение этих важных договоренностей – большой вопрос. А в случае их пробуксовски доноры могут вновь прибегнуть к прямому давлению и закрутить гайки через приостановку финансирования йеменских программ. Да и эффект коронавируса приведет к сокращению официальной помощи развитию от традиционных доноров, включая фонды чрезвычайного содействия.

53.37MB | MySQL:103 | 0,505sec