Перспективы отношений Израиля с британскими лейбористами после избрания нового лидера партии

В субботу британские лейбористы озвучили имя нового лидера своей партии, которым стал К.Стармер. Принимая во внимание текущую внутриполитическую повестку дня Соединенного Королевства, он сделал акцент на социально-экономической проблематике, что особенно актуально в условиях кризисных явлений в экономике на фоне эпидемии COVID-19. Вместе с тем от нового руководства главной оппозиционной силы ожидают еще и активности, затрагивающей еврейскую и израильскую тему. Объясняется это курсом, избранным его предшественником Дж.Корбиным, из-за которого на всю партию была брошена тень обвинений в антисемитизме. Реагирование на данный запрос общества крайне значимо для  К.Стармера, особенно если принять во внимание то, что в качестве цели, обозначенной им после избрания в твиттере, он назвал свое желание «вести великую партию в новую эру с уверенностью и надеждой, что, когда придет время, мы снова смогли бы служить стране в правительстве».

Еще на стадии предвыборной гонки К.Стармер дал обещание бороться с антисемитизмом, подчеркивая, что намерен делать это «с первого дня» нахождения в новой должности. Примечательно, но политик даже установил своего рода критерий, на основе которого можно будет судить об успехе данных шагов. В таком качестве,  с точки зрения К.Стармера, должно выступить количество евреев-членов Лейбористской партии, ранее покинувших ее ряды, а в новых условиях принявших решение вернуться. Срок, в течение которого можно будет оценить первые результаты, он не обозначил.

Отдельно К.Стармер обратился к Израилю, подчеркнув: «Я поддерживаю сионизм. Я абсолютно поддерживаю право Израиля на существование». При этом политик все же сделал оговорку, что «сионизм для разных людей может означать разное». Обращение именно к термину «сионизм» в контексте британо-израильских отношений последних лет особенно показательно. С одной стороны, здесь заметен явный отголосок дискуссий о рабочем определении антисемитизма International Holocaust Remembrance Alliance. С ним, напомним, у британских лейбористов были серьезные сложности, когда экс-лидер Дж.Корбин хотел принять его, но с оговорками, исключающими приравнивание критики Израиля к антисемитизму. Поэтому приведенные выше высказывания К.Стармера во многом можно рассматривать как свидетельство присутствия кардинальных различий его политики в сравнении с курсом предшественника.

С другой стороны, приведенное высказывание – еще и отсылка к ситуации 2017 г., когда в год 100-летия Декларации Бальфура в Великобритании началась кампания под лозунгом необходимости извинений за документ, по мнению его современных критиков, заложивший основы для притеснений палестинцев. В ней активное участие принял и Дж.Корбин, не только делавший высказывания, осуждающие Декларацию, но и отказавшийся от участия в мероприятии, посвященном ее годовщине. При этом памятную церемонию британский Jewish Leadership Council расценивал именно как демонстрацию собравшимися поддержки права Израиля на существование.

В нынешней ситуации важно и то, что еврейский вопрос для К.Стармера это еще и важная личная тема, поскольку супруга нового лидера лейбористской партии родилась в еврейской семье, корни которой уходят в Польшу. Некоторые ее родственники проживают в Израиле, а потому, еще не получив официального приглашения посетить ближневосточное государство, политик отметил, что намерен отправиться туда, прежде всего, чтобы показать Израиль детям. Кроме того, он отмечает, что охотно бывал на еврейских праздниках и в синагогах в Лондоне. Все это образует неплохую платформу для того, чтобы дать еврейской общине уверенность в собственной защищенности, что особенно важно, учитывая, что часть ее представителей заявляла о готовности уехать из Великобритании в том случае, если правительство возглавит Дж.Корбин. Вместе с тем, это в равной степени и повод для критики, поскольку противники упрекают К.Стармера в том, что, будучи членом партии, он не помешал ее бывшему лидеру вести открытый антисемитский и антиизраильский курс.

В целом, ситуация в рядах британских лейбористов сегодня очень напоминает обстановку в США после избрания Д.Трампа. Американский президент очень хотел продемонстрировать разрыв с политикой администрации Б.Обамы, в том числе и на израильском треке. Аналогичное стремление характеризует теперь и К.Стармера. Дополнительным подтверждением этому факту служит то, что он обогнал другую претендентку на пост – Р. Лонг Бейли, ассоциировавшуюся именно с командой Дж.Корбина в том числе и по еврейско-израилськой проблематике. Вместе с тем отношение британских евреев к новому партийному руководству пока не выглядит однозначным. И это касается не только упреков в неспособности побороть антисемитизм в партии изнутри, не дожидаясь смены власти и поражения на выборах, но и то, что, к примеру, Jewish Labour Movement  — ассоциация аффилированная  с Лейбористской партией, поддержала не  К.Стармера, а Л.Нэнди.

Отдельно следует сказать о перспективах отношений нового руководства лейбористов с Израилем. На официальном уровне исполняющий обязанности  министра иностранных дел ближневосточной страны И.Кац поздравил К.Стармера с избранием, отметив: «надеюсь, он сдержит обещание бороться с антисемитизмом, который расцвел в партии в последние годы, и укрепит британско-израильскую дружбу, как это делали прошлые лидеры лейбористов». Учитывая политический расклад в Израиле после мартовских выборов в Кнессет, К.Стармер выглядит, пожалуй, более подходящим кандидатом, способным найти общий язык с правительством, состоящим из представителей правого лагеря. Если бы победу одержала упомянутая Л.Нэнди, ситуация оказалась бы противоположной. Она входит в партийную группу по Ближнему Востоку, а поддержавшая ее ассоциация Jewish Labour Movement контактирует с израильскими левыми.

Интересно обратить внимание на то, что К.Стармер несколько скептически относился к идее выхода Великобритании из ЕС, и был даже сторонником повторного референдума. Израиль и правительство Соединенного Королевства, наоборот, рассматривали брэкзит как важный импульс в своих отношениях. Прежде всего, это касается перспектив расширения взаимодействия в торгово-экономической сфере. Кроме того, в Иерусалиме не исключали активизации британской политики на Ближнем Востоке, а потому стремились сделать курс Лондона более произраильским. Впрочем, подход лидера лейбористов к евроинтеграции – косвенный фактор для двусторонних отношений государств. Также текущий расклад в некотором роде подпитывает полемику между лейбористами и консерваторами, а ведь именно из контраста двух партий выросла особая поддержка Израиля, о которой перед последними выборами в парламент много говорил нынешний глава правительства Б.Джонсон.

52.22MB | MySQL:103 | 0,492sec