О ближневосточном векторе деятельности китайской нефтедобывающей корпорации Sinopec

Обеспечение национальной топливно-энергетической безопасности является одной из основных задач, стоящих перед китайскими нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими корпорациями, которые постепенно претворяют в жизнь инвестиционные проекты на территории иностранных государств. Китайская корпорация Sinopec еще в 2015 и 2016 гг. запустила в эксплуатацию крупные нефтеперерабатывающие комплексы в Казахстане и Королевстве Саудовская Аравия.

Два НПК успешно перерабатывают сырую нефть и позволяют китайским компаниям поставлять готовые к применению бензин, дизельное топливо, топочный мазут, керосин и другие продукты, необходимые, как для национальных, так и для иностранных нефтехимических предприятий.

Данные комплексы построены в рамках, реализуемого стратегического геоэкономического проекта председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь». Выбор Казахстана и Королевства Саудовская Аравия в качестве мест размещения высокопроизводительных нефтеперерабатывающих комплексов указывает на стратегический замысел по обеспечению топливом разных регионов.

Так, западные административно-территориальные единицы КНР получают топливо и нефтехимию по трубопроводной сети из Казахстана, тогда как продукцию саудовского НПЗ доставляют танкеры в  южные провинции Китая, в которых сосредоточено несколько хранилищ стратегического топливного резерва страны. Кроме того, в южных провинциях КНР отмечается значительная концентрация химических производств, которым необходимо большое количество продукции НПЗ.

По данным иностранных источников, в дополнение к казахстанскому и саудовскому активам корпорация Sinopec за период с 2015 по 2019 построила в Кувейте третий и самый большой нефтеперерабатывающий комплекс Al-Zour, который расположен в 90 км к югу от столицы этого небольшого аравийского государства. Оператором упомянутого НПК является местная компания – Kuwait Integrated Petroleum Industries Company, которая является дочерним предприятием крупнейшей нефтедобывающей компании Kuwait Petroleum Company.

Как известно, Kuwait Petroleum Company напрямую подчиняется указаниями Министерства нефти Кувейта, которое фактически является надзорно-контрольным органом, действующими согласно решений, принимаемых Верховным топливным советом Кувейта (англ. Supreme Petroleum Council). Основным органом по контролю финансовой дисциплины в нефтяном секторе экономики является Kuwait Investment Authority.

Как известно именно Верховный топливный совет Кувейта еще в 2012 г. сформулировал стратегический проект «Чистое топливо», согласно которого был запланирован перевод нефтяной промышленности страны с экспорта углеводородного сырья  на поставки готовой продукции с низким содержанием серы и других примесей.

Проект «Чистое топливо» подразумевает создание на территории Кувейта производства высококачественного базового топлива для автомобилей, судов и электростанций, что позволит снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Необходимо учитывать, что данный проект является составным элементом стратегического плана экономического развития Кувейта под обозначением Vision 2035.

Последующие два года политические круги Кувейта обсуждали детали этого проекта, однако ценовое пике 2014 г., организованное Королевством Саудовская Аравия и США в геополитической борьбе с РФ привело к серьезному снижению объемов отчислений в бюджет Кувейта с 104 млрд долл. США до 55 млрд долл. США. Некоторые американские специалисты полагают, что начиная с 2015 г. бюджет Кувейта ежегодно недополучает по 60 млрд долл. США отчислений по причине резкого падения цен на сырую нефть.

В условиях сокращения валютных поступлений руководство Кувейта было вынуждено искать иностранных инвесторов для реализации проекта НПК Al-Zour, поскольку даже первоначальный объем затрат – 13,3 млрд долл. США являлся непосильным для небольшого аравийского государства, которое занимает 5-е место по объемам запасов нефти среди стран-членов ОПЕК – 102 млрд баррелей.

В условиях очередного витка ценовой войны на рынке нефти между КСА и РФ особую актуальность приобрел высокопроизводительный НПК Al-Zour (годовой объем производства составляет 31,5 млн тонн), стоимость строительства которого составила 13,9 млрд долл. США.  Анализ публикаций в открытых источниках позволил установить, что  китайская корпорация Sinopec инвестировала в строительство данного комплекса 6,95 млрд долл. США, а испанская компания TR и южнокорейская Hanhwa занимают второе место с 4,2 млрд долл. США.

Процесс строительства был разделен на пять основных этапов. В рамках первого этапа кувейтские подрядные организации AHMADIAH и CMBC выполнили подготовку площади и фундамента для НПК. В рамках второго этапа китайские подрядчики выполнили установку и монтаж 10 основных производственных линий. Третий этап предусматривал строительство управляющей и обеспечивающей инфраструктуры. В рамках четвертого этапа был возведен искусственный остров, на котором размещены емкости, в которых может хранится до 6,5 млн баррелей готовой продукции. Пятый этап – строительство терминала для отгрузки продукции на суда.

Основной массив проектной документации разработали специалисты Лоянского инженерного подразделения корпорации Sinopec, которые обладают высокой квалификацией в вопросах проектирования подобных объектов в странах с тяжелыми климатическим условиям. Согласно нормативно-правовых документов Кувейта запрещается вести строительные работы с июня по август в период с 11 до 16 часов поскольку температура воздуха у поверхности металлической конструкции может достигать 70 градусов по Цельсию.

Для возведения нового НПЗ китайские подрядные организация, а именно Fifth Сonstruction Сompany of Sinopec, China Eleventh Chemical Constructions Company Limited и Sinopec Heavy Lifting & Transportation Co., Ltd. сосредоточили до 8000 работников из КНР.  Монтаж тяжелого и крупногабаритного оборудования обеспечивали гусеничные крановые установки грузоподъемностью до 750 тонн. В процессе возведения НПК было использовано 65000 тонн стальных, алюминиевых и карбоновых конструкций, проложено 95000 труб, а суммарная протяженность кабельных сетей составляет 5800 км.

Всего же столь сложный проект потребовал привлечение от 17 до 20 тысяч работников и инженеров из 50 стран. Известно, что проверку инженерной документации и сборку оборудования осуществляли южнокорейские специалисты, которые выявили всего 71 проблемный момент.

К настоящему моменту китайские специалисты выполнили пуско-наладочные работы на НПК Al-Zour, а также провели тестовый пуск линии по производству бензина. Моторные тесты показали, что комплекс успешно вырабатывает бензин с октановым числом 88, что вполне достаточно для дальнейшего создания товарного топлива для потребителей на европейском и американском рынках. Ежедневно данный комплекс способен перерабатывать до 615 000 баррелей легкой нефти или 535 000 баррелей тяжелой нефти.

Следует отметить, что кроме бензина на НПК Al-Zour будут производить дизельное топливо и очищенный топливный мазут, который необходим для электростанций Кувейта. В дополнение к вышесказанному отметим, что новый НПК позволит властям Кувейта трудоустроить около 1000 человек.

62.87MB | MySQL:102 | 0,501sec