Палестинские эксперты оценивают последствия пандемии коронавируса для палестинских территорий и Израиля

Генеральный секретарь «Палестинского исламского джихада» Зияд ан-Нахала 5 апреля пригрозил запустить ракеты по Израилю, если в секторе Газа не прекратится ситуация с нехваткой медицинского оборудования для борьбы с коронавирусом. Местные СМИ опубликовали его заявление: «Поскольку смерть безжалостно стучит в двери каждого, мы не умрем в одиночестве.… Враг [Израиль] должен выбирать между [укрытием в бомбоубежищах и соответствующими в условиях коронавируса] последствиями или снятием блокады [с сектора Газа]».

Напомним, что Яхья Синвар, лидер ХАМАСа в секторе Газа, по спутниковому каналу «Аль-Акса» также угрожал: «Если аппараты ИВЛ не будут доставлены в [Газу], мы заберем их у Израиля силой и остановим дыхание шести миллионов израильтян»[i].

Выступления Я.Синвара и З.ан-Нахалы последовали за заявлением министра обороны Израиля Нафтали Беннета от 1 апреля, который поставил ХАМАСу условие поступления израильской помощи для борьбы с коронавирусом – передать удерживаемые ХАМАСом тела двух израильских военнослужащих и двух удерживаемых в плену израильтян.

Израиль 18 марта поставил в прибрежный палестинский анклав через контрольно-пропускной пункт «Эрез» сотни комплектов для тестирования на коронавирус, а также медицинское профилактическое оборудование. Этот шаг был сделан по просьбе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но с тех пор медицинская помощь из Израиля в анклав не поступала.

Представители египетской разведки выступают посредниками между Израилем и вооруженными организациями сектора Газа, чтобы предотвратить возможную военную конфронтацию из-за требований ХАМАСа. Парламентарий, близкий к египетской разведке, сказал «Аль-Монитор» на условиях анонимности: «Представители египетской стороны призвали руководство ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада» проявить сдержанность после того, как к египетской разведке обратились израильские официальные лица с просьбой остановить эти два движения от военных действий против Израиля, чтобы заставить его поставить [Газе] медицинские средства для борьбы с коронавирусом».

В то же время руководство египетской разведки запросило у Израиля разрешения на ввоз в блокированный с 2007 года сектор Газа необходимых медицинских препаратов без ограничений, и «Израиль положительно отреагировал на эту просьбу»[ii].

Пресс-секретарь Министерства здравоохранения сектора Газа Ашраф аль-Кидра заявил на брифинге 8 апреля: «Тестирование в нашей центральной лаборатории прекратилось после того, как полностью закончились комплекты тестов на коронавирус». Он добавил, что десятки образцов все еще ждут тестирования. По его словам, министерство зарегистрировало 13 случаев заболевания коронавирусом; 8 пациентов выздоровели, а остальные 5 все еще находятся на лечении.

По словам египетского парламентария, Каиру удалось убедить лидеров ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада» не предпринимать каких-либо военных действий против Израиля и доверять дипломатическому посредничеству Египта для решения проблемы. Он также отметил, что египетская разведка пообещала военизированным организациям в секторе Газа, что не допустит в анклаве кризиса в сфере здравоохранения. Это будет сделано путем давления на Израиль с целью осуществления им поставок медикаментов или оказания прямой медицинской помощи из Египта. Каир 26 марта уже направил колонну экстренной медицинской и гуманитарной помощи в сектор Газа через контрольно-пропускной пункт в Рафахе.

По мнению Талала Окала, политического аналитика и публициста палестинской газеты «Аль-Айям», Египет прилагает усилия, чтобы избежать кризиса в области здравоохранения в секторе Газа, потому что хочет предотвратить военную конфронтацию между Газой и Израилем и защитить свою восточную границу с сектором Газа от угроз безопасности, включая распространение эпидемии на свою территорию. Дополнительные проблемы, связанные с кризисом в секторе Газа, Египту не нужны, т.к. это негативно скажется на положении в стране, где и так в последние несколько дней эпидемиологическая ситуация развивается по опасному сценарию.

Ахмед Рафик Авад, профессор политологии в Университете Аль-Кудс в Абу-Дисе, полагает, что Израиль, который также сталкивается с реальной опасностью, вызванной вспышкой коронавируса, не хотел бы создавать кризис в здравоохранении в секторе Газа или на Западном берегу р. Иордан. Но израильское руководство считает, что ответственность за сектор Газа несет Палестинская национальная администрация (ПНА), а не правительство Израиля.

«Аль-Монитор» напоминает, что 22 марта Израиль направил ПНА 120 млн шекелей (33,6 млн долларов США), собранных для ПНА ее же налоговых средств, для экстренного использования в борьбе с коронавирусом на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. В Израиле также заявили, что позволят создать в Газе лабораторию площадью 300 квадратных метров для проведения 3000 тестов на коронавирус ежедневно. Лаборатория будет контролироваться Пекинским институтом геномики (BGI) и израильской AID Genomics, специализирующейся на медицинских и биотехнологических разработках, и будет финансироваться за счет международных пожертвований.

По словам заместителя министра здравоохранения сектора Газа Юсефа Абу аль-Риша, лаборатория должны быть оборудована к 16 апреля с.г., но этого недостаточно в связи с дефицитом в больницах сектора Газа: «С момента начала карантина в секторе Газа 16 февраля мы провели 2000 лабораторных тестов для граждан. Но у нас закончились наборы для тестирования, и есть риск, что вирус распространится в секторе Газа». Он заявил, что ПНА «не уделяет здравоохранению в Газе достаточного внимания и концентрирует свои усилия на борьбе с вирусом на Западном берегу, что отражает палестинский раскол». По его словам, сектор Газа получил от ПНА только 1500 тестов стоимостью 4000 долларов. Тем не менее, «мы считаем, что Израиль несет наибольшую ответственность из-за 14-летней блокады сектора Газа», – добавил он.

Тем временем генеральный директор департамента первичной медицинской помощи Министерства здравоохранения ПНА Камаль аль-Шахра заявил на пресс-конференции 7 апреля в Рамалле, что они не получали какого-либо официального запроса от Газы для поставок необходимого количества наборов для тестирования.

Палестинский исследовательский и консультативный центр «Аль-Зайтуна» 10 апреля опубликовал стратегические оценки последствий коронавирусного кризиса для палестинцев и Израиля в докладе под названием «Палестина: коронавирусный удар под израильской оккупацией». Согласно экспертам Центра, политические результаты пандемии могут оказаться благоприятными для Израиля и привести к увеличению еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, а также нормализации отношений с арабскими странами. Они также утверждают, что продолжение эпидемиологического кризиса увеличит бедность и безработицу на палестинских территориях и вызовет широкую политическую и социальную нестабильность[iii].

Аналитик Иерусалимского центра публичной политики (JCPA) Йони Бен-Менахем отмечает оценку экспертов «Аль-Зайтуна» подхода палестинских властей к борьбе с распространением коронавируса на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Они приходят к выводу, что до настоящего времени распространение эпидемии на палестинских территориях находится под контролем, и палестинцы справляются имеющимися у них средствами, однако опасность эпидемии все еще существует, что потребует дополнительного давления на Израиль.

Они оценивают медицинские, экономические и политические последствия кризиса на палестинских территориях. Что касается экономических последствий для палестинцев, то на фоне сложной экономической ситуации во всем мире они будут следующими.

  1. Произойдет сокращение региональной и международной помощи палестинцам.
  2. Увеличится давление на Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).
  3. В случае если на палестинских территориях кризис продлится еще 6 месяцев, увеличится количество бедных и возрастет безработица, палестинская экономика потеряет 3 млрд долларов.

Согласно палестинским экспертам, продолжение коронавирусного кризиса вызовет повсеместную политическую и социальную нестабильность.

Возможны следующие политические последствия.

  1. Ввиду глубокого социально-экономического воздействия пандемии на весь мир, большинство стран переключатся на борьбу с неблагоприятными последствиями у себя дома, особенно в наиболее пострадавших регионах, таких как Европа, Соединенные Штаты и Китай. Это может сказаться на их внимании к палестинской проблеме. Кроме того, Израиль может воспользоваться этим международным изменением для расширения своих поселений и развития нормализации отношений с арабскими и другими странами под предлогом сотрудничества для реабилитации «региональной и международной системы здравоохранения».
  2. Некоторые арабские страны в посткризисный период могут решить под тем или иным предлогом (гуманитарным и экономическим) продолжить нормализацию отношений с Израилем. Особенно это касается нефтедобывающих стран, которые захотят любыми средствами компенсировать потери, вызванные пандемией.
  3. Затянувшаяся пандемия может привести к хаосу и нестабильности, что предоставит возможность израильским и палестинским партиям воспользоваться беспорядками в своих интересах. Палестинцы не должны исключать эту возможность, поскольку нестабильность может переместиться во внутренние районы Палестины, особенно в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан.
  4. Современная история арабского региона показывает, что продолжение кризиса и слабость арабских режимов может привести к появлению новых политических организаций, и некоторые из них могут быть вооруженными. Израиль может отнестись к этому как к возможности или угрозе, особенно если это произойдет в соседних странах.
  5. Пандемия коронавируса так или иначе повлияет на шансы Д.Трампа победить на выборах (в ноябре 2020 г.). В случае усиления и продолжения кризиса, Д.Трамп может добиться продления своих президентских полномочий, как это произошло с президентом Франклином Рузвельтом (во время Великой депрессии и Второй мировой войны), но для этого администрации нужно справиться с кризисом. И наоборот, если ей не удастся преодолеть кризис, и добавятся другие факторы, Д.Трамп проиграет выборы.

Следовательно, «сделка века» может натолкнуться на препятствия, поскольку один из ее наиболее важных механизмов – это «финансовые стимулы», которые в ближайшее время могут стать недоступными.

  1. Распространение коронавируса на Западном берегу р. Иордан может замедлить темпы строительства еврейских поселений, особенно если условия «на территориях 1948 года» (территория Израиля) улучшатся. Но если произойдет обратное (увеличение распространения вируса внутри Израиля), строительство поселений на Западном берегу р. Иордан возрастет.
  2. Если коронавирус продолжит широкое распространение в Израиле, может усилиться социальная нестабильность между субкультурами (черными /белыми, восточными /западными евреями и др.) С одной стороны, это станет дополнением к конфликту между религиозными и светскими кругами в Израиле, а с другой стороны, создается впечатление, что вирус больше поражает харедим (ультрарелигиозные еврейские общины) из-за их «рабской приверженности раввинским указаниям», как считают светские израильтяне. Что касается палестинцев, проживающих внутри «Зеленой линии», в контексте этой социальной напряженности они могут подвергнуться потенциальному политическому, экономическому и социальному давлению.
  3. Глобальная пандемия может смягчить политику блокады и санкций, проводимой США, и, возможно, Иран окажется среди стран, которые выиграют от этого кризиса. Следовательно, это помешает Израилю добиваться дальнейших ограничений в отношении Ирана.
  4. Некоторые израильские СМИ утверждают, что коронавирус обострил антисемитизм в Европе, проводя аналогию между нынешним кризисом и «Черной смертью» 14-го века, в распространении которой обвиняли как раз евреев… Вероятно, в Израиле почувствовали изменение (в негативную сторону) в отношении к еврейскому государству еще до коронавируса, но теперь будут поддерживать такие утверждения, чтобы попытаться сдержать европейские общественные настроения, особенно враждебные израильской политике.

В заключение палестинские эксперты полагают, что палестинская проблема в ближайшие дни может вступить в один из самых сложных периодов в истории арабо-израильского конфликта, особенно если пандемия затянется во времени. По их мнению, необходимо спешить с перестройкой Организации освобождения Палестины (ООП) на национальной основе. Важно преодолеть межпалестинские противоречия, чтобы выстроить действенную интеграционную политику между сектором Газа и Западным берегом р. Иордан. В качестве примера для подражания они приводят решение двух политических соперников (Бени Ганца и Биньямина Нетаньяху) отложить в сторону свои разногласия и объединить усилия для создания правительства. Тем самым палестинским властям предлагается также постараться отдать приоритет более высоким стратегическим интересам своего народа. Хотя пример договоренности между Б.Ганцем и Б.Нетаньяху может оказаться таким же неудачным, как и многочисленные предыдущие попытки палестинских политических сил достичь национального согласия.

[i] Hamas: If Gazans die from coronavirus, Israelis will be unable to breathe // Jerusalem Post. 05.04.2020 — https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/gaza-news/Hamas-If-Gazans-die-from-coronavirus-Israelis-will-be-unable-to-breathe-623624

[ii] Egypt intervenes as Gaza warns Israel over medical aid // Al-Monitor. 10.04.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/04/gaza-coronavirus-egytp-hamas-israel-violence.html#ixzz6JNcGmjLf

[iii] Strategic Assessment (117): Palestine: The Coronavirus Impact Under Israeli Occupation // Al-Zaytouna Centre. 10.04.2020 — https://eng.alzaytouna.net/2020/04/10/strategic-assessment-117-palestine-the-coronavirus-impact-under-israeli-occupation/

52.24MB | MySQL:103 | 0,471sec