Позиция Германии по использованию механизма INSTEX для расчетов с Ираном в условиях пандемии коронавируса

Распространение коронавируса нового типа стало большим ударом, как для Германии и её европейских партнеров, так и для Ирана, для которого пандемия дополнительно обострила внутриполитические проблемы. Однако ФРГ, Франция и Великобритания решили использовать ситуацию с  COVID-19 для того, чтобы реанимировать свои торгово-экономические отношения с ИРИ в обход американских санкций. Прежде всего, это касается механизма INSTEX об успешном проведении сделки с использованием которого распространило информацию Министерство иностранных дел Германии. По данным МИДа, опубликованным на официальном сайте ведомства: «Франция, Германия и Великобритания подтверждают, что INSTEX успешно завершил свою первую сделку, позволив экспортировать медицинские товары из Европы в Иран… INSTEX служит целям обеспечения долгосрочного жизнеспособного решения для законной торговли между Европой и Ираном в рамках текущих усилий по поддержанию СВПД. Теперь, когда первая транзакция завершена, INSTEX будет работать с иранской зеркальной организацией STFI над дальнейшими транзакциями и дальнейшим совершенствованием механизма».

В Берлине подчеркивают, что предпринятый шаг стал в первую очередь не элементом поддержки Тегерана в условиях пандемии, а именно свидетельством начала реализации на практике ранее достигнутых договоренностей, хотя влияние COVID-19 здесь очевидно. Важно, что первая транзакция была связана с медициной. С одной стороны, данный сектор не попал под американские санкции, а значит, по логике европейцев, можно не опасаться дополнительных мер американского экономического воздействия для блокировки INSTEX, как минимум, пока. С другой стороны, даже если Вашингтон вдруг решит возразить, то всегда можно будет в качестве аргумента привести необходимость поддержки иранского здравоохранения, одновременно сославшись на то, что на подобный шаг уже пошли Китай и Россия. Другими словами, обвинить  президента США Д.Трампа в том, что своим давлением он вновь способствует тому, что ниша, образовавшаяся с уходом европейцев, постепенно заполняется его же геополитическими противниками. Наконец, COVID-19 явно применяется в данном случае как отвлекающий маневр, поскольку США сейчас в большей степени ориентированы на внутренние проблемы. Связано это с распространением в стране коронавирусной инфекции, а также с президентской гонкой, которая заранее предопределила смену акцентов с внешней политики на внутреннюю.

Впрочем, сделка все же таит в себе множество скрытых трудностей для Германии  в будущем. ФРГ пока пытается таким образом справиться с излишней обеспокоенностью со своей стороны, которая уже привела к тому, что многие германские кампании отказались от отношений с иранцами заранее, не доводя ситуацию до получения предупреждений от США. Таким образом, правительство сейчас пытается показать им, что вести дела с ИРИ все же возможно. Однако, как подчеркивают эксперты американского Foundation for Defence and Democracy, риски связаны главным образом с иранскими банками. Суть проблемы, эксперты М.Дубовиц и С.Гассеминеджад раскрыли еще в обзоре, опубликованном почти год назад, однако особенно актуален, в том числе дня немецких СМИ, он стал сейчас. Ссылаясь на данные Министерства экономики и финансов Франции, аналитики подчеркивают, что STFI имеет 8 акционеров. 77 % компании принадлежат 7 банкам, включенным в американский санкционный список. 8-й акционер, владеющий 23 % — Faradis Gostar Kish через сеть дочерних фирм связана с четырьмя попавшими под санкции банками, среди которых Центральный Банк ИРИ. Таким образом, как заключают эксперты, ЕС не следовало бы вести бизнес с STFI, поскольку, во-первых, такие сделки уже потенциально подпадают под ограничения, а во-вторых, санкции легко могут быть расширены на сам STFI[i].

Второй серьезный риск для Германии – еще одна волна упреков в поддержке режима, который игнорирует права человека, в том числе в условиях пандемии, а также финансирует терроризм и не борется с коррупцией. По этим причинам в феврале текущего года FATF включил Иран в свой «черный список». Таким образом, европейские страны, продвигающие пользу INSTEX, включая Германию, фактически сами блокируют решения FATF, участниками которой являются. Причем ФРГ находится в особом положении, т.к. страна в текущем году сама подлежит проверке экспертов FATF, и готовясь к ней, министр финансов О.Штольц объявил, что в будущем государство должно обеспечить «самые высокие международные стандарты в борьбе с отмыванием денег». При этом 10 лет назад в ходе предыдущей инспекции было установлено, что Германия создала «благоприятные условия» для отмывания денег и финансирования терроризма.

Наконец, ИРИ пытается использовать коронавирусную инфекцию для прикрытия продолжения работы над своей ядерной программой, в частности, в стране уверяют, что используют гамма-излучение для дезинфекции, хотя целесообразность этого отвергают даже иранские эксперты. Так, экс-советник МАГАТЭ, физик Б.Баят отмечает, что эффективность этого метода именно для профилактики заражений COVID-19 никак не доказана, вместо этого иранский режим в очередной раз пытается убедить международное сообщество в мирных целях своей ядерной программы. Такая ситуация может обернуться нагнетанием напряженности между Германией с одной стороны, США и Израилем с другой на площадках международных организаций. При этом стоит вспомнить, что ранее недостаточная поддержка немецкой делегацией Израиля в ООН уже становилась поводом для дебатов в Бундестаге.

Таким образом, поддержание торгово-экономических отношений с ИРИ за счет продвижения INSTEX несет для Германии больше рисков, чем потенциальной выгоды. Представителей немецкого бизнес-сообщества особенно в текущих условиях вряд ли можно будет убедить в безопасности и перспективности сделок с иранцами, а вот политические и экономические потери ФРГ может понести значительные, что негативно скажется как на выходе самой страны из кризиса после пандемии, так и на влиятельности в регионе. В Берлине это, судя по всему, осознают, а потому предпочитают действовать полумерами, одобряя операции с наименьшим риском для санкций. Впрочем, такая стратегия также не гарантирует успеха, поскольку  основные риски связаны именно с действиями, предпринимаемыми с иранской стороны, а потому проконтролировать их извне не представляется возможным.

[i] Dubovitz. M., Ghasseminejat S. Sanctions Alert: Iran’s New Financial Channel with Europe is Linked to Sanctioned Entities // Foundation for Defence and Democracy. 16.05.2019. URL: https://www.fdd.org/analysis/2019/05/16/sanctions-alert-irans-new-financial-channel-with-europe-is-linked-to-sanctioned-entities/

52.29MB | MySQL:103 | 0,461sec