Ливия: о расследовании ливийскими журналистами фактов использования сторонами иностранных наемников

В апреле месяце боевые действия на подступах в столице страны Триполи между, так называемой Ливийской национальной армией (ЛНА), возглавляемой самопровозглашенным фельдмаршалом Халифой Хафтаром и силами международно признанного правительства национального согласия (ПНС), велись, по ливийским меркам, достаточно интенсивно, что большинство независимых экспертов сразу связали с очередным этапом внешнего вмешательства и поддержки сторон, оружием и живой силой. Об этом сообщают многие местные и иностранные СМИ, освещающие ход вооруженного противостояния в Ливии.

В этой связи ряд из них вновь обратился к теме использования наемников, как со стороны Триполи, так и со стороны Бенгази. Ливийский информационный портал «Эхо» решил провести собственное расследование и выяснить, так ли это на самом деле.

Ранее уже муссировались слухи об использовании силами фельдмаршала Халифы Хафтара российских военных, как наемников из ЧВК, так и военнослужащих МО РФ, присоединившихся к силам ЛНА и прибывающих через международный аэропорт Бенина. Так, во всяком случае, звучат обвинения, выдвинутые ПНС, и, якобы подкрепленные недавно появившимся видео.

В свете всех этих слухов «Эхо» попытался отследить их с тем, чтобы выяснить, действительно ли противоборствующие стороны получают наемников через аэропорты, принадлежащие каждому из них, или это просто обвинения, выдвинутые двумя сторонами друг другу.

Первым очередь отвечать на обвинения выпала международному аэропорту Бенина (Бенгази).

«Эхо» связалось с председателем совета директоров ливийско-африканской холдинговой компании Временного правительства, Эззедином аль-Машнуном, чтобы узнать о том, правда ли, что аэропорт Бенина принимал российских военных. И он, и директор управления аэропортов в восточном регионе Салих аль-Шативи подчеркнули, что «сфабрикованные обвинения», предъявляемые к аэропорту — это всего лишь слухи и что аэропорт не принимал никаких военных, даже ливийских, с апреля прошлого года и до сегодняшнего дня.  Впрочем добавили они, «аэропорт это не удивляет, поскольку кроме наемников, он регулярно обвиняется в отмывании денег и торговле наркотиками и контрабанде».

Среди, якобы доказательств против Бенины следует принять во внимание, что международная газета Foreign Policy America опубликовала историю, рассказанную одним полевым командиром в рядах сил ПНС, в которой он заявил в начале сентября, что более 100 российских наемников из ЧВК«Вагнер» были высажены в этом аэропорту в начале этого месяца, в дополнении к сотне других, что сразу же сказалось на ходе боевых действий. Полевой командир указал на появившиеся новые беспилотные самолеты и «бесконечные запасы» российских минометных мин, противотанковых ракет «Корнет». Коснулся он и темы «русских снайперов», выстрелы в грудь и голову жертвам, которых свидетельствуют об их беспрецедентном профессионализме, ставшем причиной 30% смертей в его подразделении.

Газета «Вашингтон таймс» также опубликовала свое расследование в котором говорится, что, согласно информированным источникам, около 1400 российских спецназовцев воюют в Ливии на стороне Халифы Хафтара. Согласно сообщениям британской разведки, «Россия создала базы в Бенгази и в Тобруке, с десятками офицеров российского подразделения ГРУ, играющими важную роль в обучении и в обеспечении коммуникаций». Кроме того, Россия напечатала Халифе Хафтару миллиарды ливийских динаров.

Источники, симпатизирующие восточной стороне не остались в стороне и, в свою очередь, обвинили ряд авиакомпаний и международный аэропорт Майтига (Митига) в том, что те участвуют в переброске в Ливию сирийских наемников из Турции.

«Эхо» связалось с бывшим директором информационного офиса «Африканских авиалиний» Имраном аль-Забади, который ничего не стал комментировать, добавив, что он подал в отставку более 4 месяцев тому назад и что в настоящее время у компании нет собственного информационного офиса.

В то же время, компания African Airlines опубликовала заявление в ответ на выдвинутые против нее обвинения. Руководство компании отрицало, что оно осуществляет подозрительные рейсы между Стамбулом и Триполи, и что видеоролик, размещенный в социальных сетях, в котором утверждается, что в одном из рейсов в Триполи следуют некие военные из арабской страны, является сфабрикованной фальшивкой.

Согласно заявлению, опубликованному «Африканскими линиями», целью публикации фотокопированных материалов в отношении аэропортов западного региона «является вовлечение компании в деятельность, направленную на запутывание, мошенничество и подделку документов, в операциях, не связанных с характером работы компании». Авиакомпания подтвердила, что будет преследовать в судебном порядке тех, кто вовлечен в процесс клеветы, который компания назвала «заговором» с целью подорвать ее репутацию и сформировать общественное мнение против нее.

Пресс-служба компании «Ливийские авиалинии» в лице ее представителя, Мухаммеда Кунайвы подтвердила, что «Ливийские авиалинии» не имеют никакого отношения к ввозу наемников или оружия и что аэропорт Майтига не имеет к этому никакого отношения. Обвинения в прибытии сирийских наемников касались не только авиалиний, Майтиги, но также и международного аэропорта Мисураты, однако тот принимал только гражданские рейсы из Туниса и Стамбула.

Некоторые международные газеты опубликовали материалы о привлечении, вербовке и выплатам заработной платы сирийским наемникам, в частности, британская газета «Гардиан» упомянула, что Турция начала с конца декабря прошлого начала отправлять около 2000 сирийских боевиков в Ливию, первая партия улетела 24 декабря прошлого года, а через несколько дней еще одна группа, оцениваемая примерно в 350 человек прибыла в Мисурату, затем ее перевели в Триполи и отправили к местам боев к востоку от столицы. Третья партия оценивается примерно в 1350 человек, которые были перевезены в Турцию из Сирии 5 января, откуда некоторые из них были переправлены в Ливию, а другие все еще проходят подготовку в лагерях на юге Турции, сообщает газета.

Британская газета также упомянула, что 3000 граждан Судана были отправлены в город Бенгази, чтобы сражаться в составе сил ЛНА, где они присоединились к, приблизительно, 600 российским наемникам.

21 марта канал Би-би-си провел телевизионное интервью с премьер-министром ПНС Фаизом Сарраджем и спросил его, насколько верны новости о том, что его правительство использует сирийских наемников? «Мы находимся в состоянии войны, и мы имеем право защищать свою землю, с оружием или без него», — уклончиво ответил глава ПНС.

«Являются ли эти сообщения и обвинения верными или нет: ливийские граждане остаются теми, кто платит цену в этой войне», — резюмируют журналисты «Эха», — … и остается вопрос, действительно ли российские и сирийские наемники на ливийской земле сражаются в рядах конфликтующих сил с обеих сторон, или это просто взаимные обвинения в дальнейшем разжигании войны»?

По нашей оценке факты использования иностранных наемников в ливийской гражданской войне действительно есть. Единственное, что вытекает из расследования ливийских журналистов, это то, что процесс этот с обеих сторон носит характер ограниченный, а следовательно, ни та, ни другая не способна использовать иностранцев для создания решающего военного превосходства. В самом деле, несмотря на все меры предосторожности, сегодняшние информационные реалии Ливии таковы, что прибытие мало-мальски крупных контингентов наемников, неизбежно бы стало достоянием гласности. На деле же, кроме нескольких фотографий из салона самолета, пары сообщений об обнаружении иностранных документов, и опять же пары эпизодов с захватом сбитых пилотов-иностранцев, больше нет ничего: ни трупов, ни характерных снимков и видео с возможностью геопривязки и однозначной идентификации присутствующих. Да, и с той, и с другой стороны воюют, одномоментно, до нескольких десятков наемников, но, это люди очень специфических военных специальностей, скорее «играющие тренера», хотя имеют место быть и случаи использования наемников в качестве пехоты. Но опять же, это не тысячи, а десятки, максимум, сотня-другая бойцов.

На войне действует правило «больших батальонов». Побеждают они, неважно, наемные или нет. В Ливии нет таких батальонов, какие бы гордые наименования они себе не присваивали: все эти «бригады», «катибы» всего лишь, в лучшем случае, усиленные роты в привычном военном смысле. Действующие при поддержке одиночных танков, пары вертолетов, 1-2 установок РСЗО.  И тем же внешним бенефициарам, если они хотят добиться перевеса, придется изрядно раскошелится, поскольку отправлять придется не менее 5-10 тысяч человек. При этом, должным образом, подготовленных.

Сомнительно, что те структуры, которые обычно упоминаются в этой связи и отождествляются с частными или даже государственными интересами граждан или организаций РФ, способны выделить такие средства и в короткое время собрать такой контингент подготовленных людей. Что касается противоположной стороны, то и там, собрать нужное количество бойцов не удастся без оголения идлибского фронта. Все прочие факторы (сезонный, эпидемиологический, глобально-экономический, кризисный) указывают на то, что новых наемников, в достаточных количествах, в Ливии не появится раньше осени-зимы этого года.

Еще одним фактором в пользу такого вывода является следующий. Совет министров Временного правительства Ливии провел заседание для составления бюджета на 2020 год и принятия мер по поддержке ливийской армии, той, что «прописана» в восточном регионе, во главе с Х.Хафтаром.

В ходе встречи было решено установить сметный бюджет приблизительно в 620 млн динаров, и он был одобрен, в дополнение к согласию передать чрезвычайный бюджет который оценен в 4 млрд динаров для того, чтобы правительство могло покрыть все потребности, на утверждение Палате представителей.

620 миллионов динаров по нынешнему курсу, это немногим более 430 млн долларов. Но по официальному. А по реальному – немногим более 100. На 100 млн в год много не навоюешь, даже в таком виде, в каком это делает ЛНА.

62.87MB | MySQL:102 | 0,598sec