О соглашении ОПЕК+ по снижению добычи нефти

Мировой объем добычи нефти в ближайшие месяцы может сократиться больше чем на 20 млн баррелей в сутки. Об этом заявил в интервью газете «Файнэншл таймс», опубликованном во вторник на сайте издания, министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман аль Сауд. «Если цены на нефть будут держаться в рамках 35-40 долларов за баррель, то не удивлюсь, если естественное падение добычи будет даже значительнее [20 млн б/с] в ближайшие несколько месяцев», — сказал министр. Ранее он подчеркнул, что страны ОПЕК+ вместе с партнерами по G20 смогут убрать с рынка до 19,5 млн баррелей нефти в сутки. Министр также отметил, что ценовая война на рынке нефти была «нежелательным отступлением» от политики страны, добавив, что Эр-Рияд не придерживается «некоего садистского подхода, предполагающего уничтожение конкурентов». «Мы могли бы занять выжидательную позицию и продержались бы [при низких ценах не нефть] очень долгое время, однако это имело бы крайне разрушительный эффект», — сказал он, отметив, что Саудовская Аравия «не играет в игру с нулевой суммой». В этой связи сразу отметим, что саудовский министр сильно лукавит, поскольку растущий дефицит бюджета в силу проведения КСА нефтяного демпинга уже к концу года поставил бы королевство в очень щекотливое положение с точки зрения выполнения правительством условий социального контракта с населением. Страны ОПЕК+ на экстренном заседании 12 апреля смогли финализировать сделку о сокращении добычи нефти в мае-июне, переговоры по которой начались еще 9 апреля. Итоговая квота снижения добычи в течение двух месяцев составит не 10 млн б/с, а 9,7 млн б/с, так как меньшую, чем предполагалось, квоту взяла на себя Мексика. Россия и Саудовская Аравия по условиям договоренностей сократят добычу на равные доли — 2,5 млн б/с от базового уровня в 11 млн б/с. Само соглашение будет действовать два года, но с июля по декабрь 2020 года под сокращение в рамках альянса уже подпадают 7,7 млн б/с, а с января 2021 года до конца апреля 2022 года — 5,8 млн б/с. Параметры сделки могут быть пересмотрены в декабре 2021 года. Это более чем вдвое превышает объем в 4,2 млн б/с, запланированный ОПЕК (без участия стран, не входящих в ОПЕК) в разгар финансового кризиса 2008 года, что подчеркивает серьезность нынешнего кризиса. Как полагают американские эксперты, хотя соглашение вряд ли помешает дальнейшему снижению цен в ближайшие месяцы, нынешнее согласование интересов ведущих мировых производителей нефти означает, что сделка, вероятно, останется в силе до конца года. Но по мере того, как рынок начнет восстанавливаться, приверженность стран-участниц к условиям нынешней сделки к 2021 году начнет ослабевать. Историческое соглашение стало результатом слияния интересов трех крупнейших мировых производителей (включая США, Россию и Саудовскую Аравию), обусловленного физическими ограничениями рынка сырой нефти, среди которых надо отметить:
— при нынешнем снижении спроса, оцениваемом примерно в 30 млн б/с или более, из-за пандемии COVID-19, имеющиеся складские мощности были бы полностью исчерпаны к концу мая. Таким образом, мировое производство должно было сократиться, независимо от того, было ли достигнуто какое-либо соглашение о сдерживании или нет.
— большая часть российского нефтяного экспорта жестко связана трубопроводами с Европой. Это ослабило переговорную позицию Москвы, что потребовало от ближайшего соглашения скоординированного сокращения расходов.
— обеспокоенный потерей рабочих мест в нефтяной промышленности США, президент Дональд Трамп и американские сенаторы из нефтяных штатов значительно усилили давление на Саудовскую Аравию, чтобы обратить вспять ее недавнее увеличение добычи.
В этой связи отметим, что все перечисленные выше причины (может быть, за исключением последней), побудившие КСА и РФ к компромиссу, являются константой и были очевидны еще до срыва прежней сделки ОПЕК+. В этой связи возникает закономерный вопрос о качестве аналитических подразделений и структур, как при правительстве РФ, так и при дворе короля Сальмана. Не учитывать совершенно очевидные вещи и не предвидеть развитие пандемии коронавируса и углубление в этой связи экономического кризиса означает по факту либо полную профессиональную непригодность этих структур, либо (что более вероятно) негативную роль личности в истории, которая вообще не слушает альтернативные от своей точки зрения. В случае с КСА это безусловно наследный принц Мухаммед бен Сальман, который, судя по всему, принимает судьбоносные для страны решения, исходя из своего настроения на тот или иной период времени. И в общем-то не случайно, разруливать ситуацию снова пришлось королю, который в очередной раз убедился в том, что его сын к эффективному руководству страны пока в принципе не готов. Что касается России, то разговоры о том, что Эр-Рияд якобы объявил нам тогда некий ультиматум, мы отнесем в большей степени к «дымовой завесе» в силу очевидного просчета при формировании своей переговорной позиции по сокращению добычи в марте сего года. Если совсем грубо, пожадничали и потеряли в результате больше.
По оценке американских экспертов, однако новая сделка по сокращению производства, вероятно, окажется недостаточной для сдерживания дальнейшего снижения ценового давления во втором квартале 2020 года, поскольку снижение производства займет больше времени, чтобы материализоваться, и будет меньше, чем указано в новом соглашении. Фактический объем согласованного сокращения ОПЕК+ составит менее 9,7 млн баррелей в сутки во втором квартале 2020 года. В качестве отдельного компромисса Саудовская Аравия и Россия договорились установить свои базовые уровни добычи на уровне 11,3 млн баррелей в сутки, что выше базового уровня Саудовской Аравии в первом квартале 2020 года. Это также отражает вероятность того, что некоторые другие важные производители, такие как Ирак, Казахстан и Нигерия, скорее всего, не смогут полностью выполнить свою долю сокращений. В результате «реальное» скоординированное сокращение, скорее всего, будет ближе к 6-7 млн б/с. Мексика смогла взять на себя обязательства по меньшему сокращению, пропорционально, только на 100 000 б/с. Это согласуется с обещаниями президента Антонио Мануэля Лопеса Обрадора своей политической базе восстановить производство в стране после резкого спада в последние годы и оживить государственную энергетическую компанию Petroleos Mexicanos (PEMEX). Саудовская Аравия изначально выступала против меньшего мексиканского сокращения, но давление США в конечном итоге вынудило Эр-Рияд уступить. В коммюнике, принятом на заседании G-20 10 апреля, смутно упоминалось глобальное сотрудничество по смягчению избыточного предложения нефти, но не содержалось никаких точных цифр или даже прогнозов на основе моделей. В коммюнике ОПЕК+ объем, ожидаемый от производителей G-20  (но не ОПЕК+) (США, Канада и Бразилия), был установлен на уровне 3,7 млн баррелей в сутки, но без конкретных сроков. Норвегия также пока не выдвинула никаких целей. При этом спад производства в США, в частности, потребует времени для восстановления прежних объемов потребления. В последнем краткосрочном прогнозе Управления энергетической информации США было показано пиковое снижение с примерно 13 млн до 11 млн б/с до конца сентября, как минимум. Таким образом, фактическая сумма согласованного сокращения ОПЕК+, скорее всего, будет ближе к 6-7 млн б/с во втором квартале 2020 года по сравнению с 9,7 млн, предусмотренными в новом соглашении. Это приведет к тому, что рынок будет подвергаться высокому риску дальнейшего снижения цен до тех пор, пока не станет ясно, что глобальные складские мощности разгружены. Цены на нефть марки West Texas Intermediate (WTI) в США должны оставаться ниже 30 долларов за баррель, чтобы продолжать покрывать текущие эксплуатационные расходы на сланцевую нефть и поддержку маржинальных скважин в Соединенных Штатах.
Как полагают американские эксперты, нынешнее соглашение ОПЕК+, вероятно, останется в силе до 2020 года. Но по мере того, как запасы сокращаются и цены на нефть марки Brent начнут восстанавливаться на уровне выше 40 долларов за баррель, нынешнее слияние интересов между Россией, Саудовской Аравией и Соединенными Штатами, сделавшее возможным нынешнее соглашение, вероятно, ослабнет и создаст проблемы для устойчивости нынешней сделки уже до начала 2022 года. Саудовская Аравия будет продолжать стремиться сохранить соглашение в силе до первого квартала 2022 года, чтобы способствовать восстановлению до уровня, который сделает их бюджетный дефицит более управляемым, снижая дисбаланс в запасах.
Соединенные Штаты также захотят, чтобы соглашение оставалось в силе в долгосрочной перспективе, не взяв на себя никаких конкретных обязательств по ограничению производства. Эта опция, вероятно, продлится еще дальше, если Д.Трамп проиграет ноябрьские президентские выборы. Россия, однако, не будет стремиться сокращать запасы быстрыми темпами, увидев, как первоначальная сделка ОПЕК+ стимулировала рост конкурирующих поставок в США и других странах в 2017-2018 годах. Уровень цен на нефть марки WTI ниже примерно  50 – 55 долларов за баррель необходим для того, чтобы сланцевый рынок США вернулся к росту в течение длительного периода. Этот диапазон может быть приемлемым и для Москвы, чтобы избежать потери своей доли рынка, учитывая, что российский бюджет балансируется ценами на нефть в диапазоне 40-45 долларов за баррель. Россию также полностью устраивают цены на нефть марки Brent выше 65 долларов за баррель, что будет стимулировать рост инвестиций в отрасль. А это собственно было одним из объяснений того, почему Москва отказалась от продления сделки ОПЕК+ в феврале.

62.87MB | MySQL:102 | 0,540sec