Об участии ОАЭ в материально-техническом снабжении Ливийской национальной армии

Компании, базирующиеся в Объединенных Арабских Эмиратах, поставили около 11 тыс. тонн авиационного топлива Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара в обход оружейного эмбарго Совета Безопасности ООН. Об этом сообщает 20 апреля газета «Файнэншл таймс» со ссылкой на имеющиеся в ее распоряжении документы. По ее данным, партия топлива, рыночная стоимость которой оценивается в приблизительно в 5 млн долларов США, в прошлом месяце была доставлена в город Бенгази на востоке страны, где располагается штаб-квартира ЛНА. Как отметила в беседе с изданием заместитель спецпосланника ООН по Ливии Стефани Уильямс, ООН расценивает авиационное топливо как «предмет снабжения для боевых действий», поставки которого на восток страны могут являться нарушением оружейного эмбарго. Газета отмечает, что в поставках участвовали три компании, зарегистрированные в ОАЭ. Эту информацию изданию подтвердили и в ООН, не раскрывая названий юридических лиц. Отметим, что мы исправим эту деликатную забывчивость и назовем эти «юридические лица» ниже. Представители организации отметили, что ООН ведет расследование этой сделки с целью установить всех ее участников и способы проведения финансовых операций. Очень своевременное замечание британского издания, но не совсем понятно при этом, почему мимо британских журналистов прошли аналогичные факты материально-технического снабжения ЛНА со стороны ОАЭ в совсем недавнем прошлом. Например, только в январе с. г. согласно личному указанию наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайана, который является главным иностранным покровителем Халифы Хафтара, ОАЭ организовали и оплатили доставку по воздуху почти 3000 тонн оборудования на базы ЛНА. Это практически столько же, сколько было поставлено за весь прошлый год. Поставки осуществлялись такими компаниями, как Jenis Air и Maximus Air Cargo. Причем все это чисто военная амуниция и оружие (а совсем не авиационный керосин, как в последнем случае) перебрасывалось из Йемена после вывода оттуда войск ОАЭ. Внешне практически в этой ситуации новым элементом является только появление на этом рынке новых частных авиакомпаний, но не сам факт массированного нарушения иностранными спонсорами сторон ливийского конфликта так называемого «оружейного эмбарго» ООН. Мы уже говорили, что одним из новых игроков в этом контексте является украинская авиакомпания ZetAvia. Один грузовой самолет этой компании также курсирует между столицей Южного Судана Джубой и административной столицей штата Верхний Нил городом Малакаль (в том числе и прежде всего в рамках переброски оружия и боеприпасов для частей правительственной армии), но с марта компания наиболее активно работает в Ливии в том числе и в рамках переброски грузов медицинского назначения из ОАЭ для борьбы с пандемией коронавируса. Эти медицинские поставки подчеркивают решающую роль ZetAvia в дипломатических усилиях Абу-Даби по укреплению своего влияния в Африке. Помимо этого самолеты ZetAvia уже принимают участие в воздушных операциях ЛНА по переброске оружия и боеприпасов. Через своего эксклюзивного торгового агента в лице компании Reem Style Travel & Tourism, принадлежащей российскому гражданину Олегу Сергееву, который постоянно проживает в ОАЭ, ZetAvia имеет связи с двумя казахстанскими грузовыми компаниями, которые также принимали участие в операциях по поставкам военной техники и оружия ЛНА Sigma Airlines и Air Almaty, ныне официально несуществующими. Это было сделано прежде всего в рамках «смены декораций» с точки зрения минимизации возможности применения ООН каких-то санкционных мер. После этого в аэропорту Алма-Аты была зарегистрирована Azee Air, третья компания, занимающаяся логистическим обеспечением поддержки операций по материально-техническому снабжению со стороны ОАЭ в интересах ЛНА. Один из грузовых самолетов этой компании был зафиксирован 15 апреля над Эритреей, где армия ОАЭ имеет военную базу в Ассэбе. Оттуда оружие также перебрасывается в Ливию. Таким образом, надо совершенно оправданно констатировать, что за всеми этими «новыми» компаниями, поставляющими оружие и боеприпасы силам Халифы Хафтара, стоят операторы, которые уже много лет работают на ЛНА. Другой вопрос, что белорусские и молдавские компании формально сменили украинцы и казахи под новой вывеской.
В последние недели по меньшей мере три новые компании (Zet Avia, Azee Air, Jenis Air) участвуют в масштабной логистической операции, которая позволяет ОАЭ доставлять по воздуху вооружение и военную технику Халифе Хафтару, чьи силы сейчас отступили с западной части побережья Ливии. 13 апреля формирования, лояльные Правительству национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа, вытеснили бойцов Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара из города Эль-Аджайлат, расположенного в 80 км к западу от Триполи. Как сообщил телеканал «Аль-Джазира», это уже третий (после Сурмана и Сабраты) стратегически значимый город на подступах к Триполи, занятый сторонниками ПНС.  Как подчеркивает телеканал, после взятия указанных населенных пунктов силы ПНС полностью контролируют участок территории вдоль побережья Средиземного моря от Триполи до границы с Тунисом. Причины такого «отступления» очень прозаичны и очень малым образом, как в большинстве случаев всей гражданской войны в Ливии, связаны именно с чисто военными усилиями. Начнем с того, что эти участки побережья и города в общем-то никогда не находились в полном смысле этого слова под контролем ЛНА. Они находились и продолжают находится под контролем отрядов мощного племенного клана Зинтан, представители которого в том числе и курируют всю контрабандную торговлю (в том числе и самодельным бензином и дизтопливом) с Тунисом. В этой связи абсолютное количество военных побед противоборствующих сторон в Ливии надо понимать прежде всего как смену лояльности тех или иных племен и полевых командиров то к Х.Хафтару, то к Ф.Сарраджу, а не как результат каких-то чисто военных наступлений, боев и тому подобного. Точно такими же обстоятельствами объясняется и «захват» западного побережья силами ПНС. Если совсем грубо, то силы клана Зинтан, которые ранее считались традиционными союзниками ЛНА, просто сменили ориентир. В том числе по причине турецких денег и посреднических усилий командующего «западным направлением» сил ПНС У.Джоули, который по странному стечению обстоятельств как раз принадлежит к племенной верхушке клана Зинтан.
Возвращаясь к теме материально-технической поддержки ЛНА со стороны ОАЭ, то отметим, что с конца марта транспортные самолеты Ил-76ТД, эксплуатируемые этими тремя компаниями (Zet Avia, Azee Air, Jenis Air) , выполнили не менее десятка рейсов в Ливию с военной базы ОАЭ «Свейхан» и аэропорта Шарджи. Пилоты этих бортов в обязательном порядке отключают свои геолокационные маяки над Западным Египтом, прежде чем прибыть в пункт назначения в Бенгази. Это обстоятельство дает возможность скрыть все электронные следы своего маршрута и конечный пункт назначения. Эксперты в этой связи полагают, что частично самолеты разгружаются в Египте и затем грузы автотранспортом доставляются в Ливию. Египет является союзником Хафтара и, как полагают эксперты, полностью обеспечивает ЛНА сухопутным грузовым транспортом. Частично самолеты летят напрямую в Бенагзи. По меньшей мере один самолет авиакомпании  Jenis Air, имевший регистрационный номер UP-17652 3 апреля сел прямо в Бенгази, а через два дня снова вылетел оттуда в ОАЭ. Чередование сухопутных и воздушных путей доставки грузов зависит от опасности уничтожения таких бортов в воздухе над Ливией турецкими беспилотниками и фрегатами. Так было 4 апреля, когда «Ильюшин» компании Zet Avia внезапно развернулся над Аль-Аламейном в Египте и поспешно улетел на свою техническую базу в аэропорту Акаба в Иордании. В этой связи отметим динамику таких воздушных операций: в январе с.г. было совершено более ста рейсов с перевозкой не менее 3000 тонн оборудования; затем эти полеты фактически прекратились в конце февраля, но возобновились снова в конце марта.
Украинская компания ZetAvia была последней компанией, присоединившейся к этим логистическим операциям путем предоставления в феврале двух своих дополнительных самолетов. Согласно ряду данных, эта компания, которая базируется в Киеве, принадлежит гражданину России Олегу Сергееву, постоянно проживающему в ОАЭ. Через компанию Reem Style Travel & Tourism из ОАЭ он же владеет 49% акций Sigma Airlines, казахстанской компании, которая работает на ЛНА не менее двух лет. Reem Style является также эксклюзивным торговым агентом ZetAvia. То есть используется довольно незатейливо та же схема юридической принадлежности, как это было в свое время с ныне юридически ликвидированными казахстанскими авиакомпаниями Sigma Airlines и Air Almaty, которые ранее также работали в рамках снабжения ЛНА. Не является большим секретом что бОльшая часть авиапарка этих двух «несуществующих» компаний перекочевал в новую структуру. Кроме того, ZetAvia эксплуатирует по меньшей мере два самолета, ранее зарегистрированных казахстанской компании Air Almaty. Компания Reem Travel предусмотрительно удалила ссылки на эти партнерские отношения со своего веб-сайта, где они присутствовали вплоть до прошлого месяца. Для управления своим бизнесом О.Сергеев опирается на Олега Чикисева, который также курирует развитие авиакомпаний ZetAvia и Sigma в эмирата и имеет доверительное отношения с МИД ОАЭ.
С другой стороны, зарегистрированная в Казахстане авиакомпания Azee Air связана с двумя другими ветеранами операций в рамках поддержки ЛНА — гражданином Молдовы Григоре Гиланом и его сыном Владимиром. Эти два персонажа работают на ЛНА с 2016 года. Они предоставили несколько своих самолетов постоянно доступными для перевозки войск, офицеров и даже наличных денег. Однако, возможно, из-за этих действий и опасений наложения возможных санкций со стороны ООН Управление гражданской авиации Молдавии отозвало сертификаты эксплуатантов для двух их компаний Sky Prim Air (которая стала Terra Ava в 2016 году) и Oscar Jet в 2019 году. Но они тут же были заменены новой компанией Azee Air. Ее настоящие акционеры — это тщательно охраняемая тайна, но группа контролируется, по данным французских разведисточников, неким гражданином России Маликом Билаловым, который долгое время был деловым партнером Владимира Гилана в компании Oscar Jet. В Azee Air также перешла часть парка самолетов, эксплуатируемых двумя бывшими молдавскими компаниями.
Jenis Air, которая появилась в конце 2019 года, базируется в Казахстане. В очередной раз реальные владельцы компании сделали выбор в пользу секретности, но компания эксплуатирует по крайней мере один самолет, который уже был замечен на востоке Ливии. Это Ил-76, зарегистрированный под номером УП-17652, который долгое время летал под флагом белорусской компании RubyStar Airlines, филиала белорусского оружейного конгломерата «Белтехэкспорт», и который также поставлял оружие и боеприпасы силам Х.Хафтара.
Также стоит отметить, что украинская компания ZetAvia используется ОАЭ не только на ливийском направлении. Мы уже говорили об их участии в переброске войск и грузов в интересах правительства Южного Судана. Кроме этого, через эту компанию. недавно было переправлено из ОАЭ несколько партий медикаментов в непризнанные государственные образования на территории Сомали Сомалиленд и Пунтленд для помощи в борьбе с пандемией коронавируса. Для этого использовалось два Ил-76ТД. Чтобы доставить эти медикаменты в Харгейсу и Босасо в начале апреля, Министерство иностранных дел ОАЭ обратилось именно к услугам украинской авиакомпании ZetAvia. В рамках этого контракта украинская компания совершила несколько круговых рейсов между Аль-Айном и столицами Сомали и Пунтленда. Но эти полеты 6, 8 и 9 апреля на непризнанные Могадишо территории вызвали волну возмущения в федеральном правительстве Сомали. Помощь, которую ОАЭ оказали Сомалиленду и Пунтленду и которую горячо приветствовал президент последнего Саид Абдуллахи Дени 8 апреля, крайне не понравилась федеральному правительству во главе с президентом Мохаммедом Абдуллахи Мохаммедом Формаджо, который оспаривает различные степени автономии, заявленные двумя территориями. При этом в конце концов 13 апреля в Могадишо было доставлено 7 тонн оборудования из ОАЭ, а также 20 тонн грузов, поставляемых Всемирной организацией здравоохранения Организации Объединенных Наций, что однако степень раздражения Формаджио не уменьшила.

52.25MB | MySQL:103 | 0,537sec