Экономические последствия пандемии коронавируса угрожают политической стабильности Саудовской Аравии

Власти Саудовской Аравии рассматривают возможность взять дополнительный кредит на 26,6 млрд долларов, что может увеличить суммарную долговую нагрузку королевства до 58,5 млрд долларов. Об этом заявил  министр финансов королевства Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан, сообщает телеканал «Аль-Арабия». По его данным, власти Саудовской Аравии намерены использовать не более 29,2-31,9 млрд долларов для финансирования образовавшегося на фоне падения цен на нефть и пандемии коронавируса дефицита государственного бюджета. Аль-Джадаан подчеркнул при этом, что королевство обладает всеми финансовыми возможностями для противодействия кризису, вызванному распространением коронавируса. Однако министр отметил, что власти королевства рассматривают возможность введения дополнительных мер по сокращению в период пандемии расходов — в том числе «связанных с поездками, мероприятиями и другими видами деятельности». «Также отсрочка реализации некоторых проектов будет способствовать некоторой экономии», — отметил глава Минфина.  Как сообщает телеканал, Саудовская Аравия уже объявила о пакете мер для стимулирования экономики на 47 млрд долларов, из которых более 12 млрд будут направлены в сферу здравоохранения, а 34,5 млрд — на поддержку частного бизнеса.  Как сообщил 23 апреля  Минздрав Саудовской Аравии в «Твиттере», общее число инфицированных в королевстве возросло до 12 772. С начала пандемии зафиксировано 114 летальных исходов, выздоровели 1 812 человек.

Пандемия привела к возникновению глобального экономического кризиса, что самым негативным образом сказалось на рынке нефти, что критично важно для финансового благополучия саудовского режима.  Это был самый страшный обвал на нефтяных рынках в истории; это беспрецедентный случай, когда нефть теряет 94% своей стоимости всего за один день. Действительно, пандемия вызвала глобальную рецессию, которая, вероятно, будет означать сохранение низкого спроса на нефть на среднесрочную перспективу, как минимум. Таким образом, соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки будет фактически бесполезным, поскольку Международный валютный фонд ожидает, что мировой спрос на нефть снизится на 29 млн баррелей в сутки. Даже принимая во внимание сокращение добычи, все равно будет наблюдаться профицит предложения на 20 млн баррелей в сутки. Кроме того, на горизонте маячит еще один кризис, связанный с хранением всей этой нефти.  В отчетах уже упоминаются некоторые производители, арендующие гигантские нефтяные танкеры в море для временного хранения, что очень дорого. Таким образом, цены упали и могут продолжать падать в ближайшие недели, что приведет к срыву добычи во многих странах ОПЕК, и прежде всего — в КСА. В этой связи практически все эксперты солидарны во мнении о том, что арабский мир движется к самому тяжелому экономическому кризису со времен обретения независимости, что чревато очень серьезными социальными катаклизмами на уровне событий «арабской весны». В Саудовской Аравии уже видны первые признаки. И дело не только в недавних арестах влиятельных членов королевской семьи: началось серьезное брожение в суннитской племенной верхушке. Саудовские силы безопасности два дня назад застрелили местного жителя, который отказался сдать свой дом, чтобы освободить место для так называемого мегапроекта  NEOM в провинции Табук, инициированного наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом (MБС), который надеется, что он станет центром «туризма, инноваций и технологий» в рамках своей концепции «Видения 2030 года», чтобы преобразовать имидж Саудовской Аравии в более умеренный и диверсифицировать ее нефтяную экономику.  Абдул Рахим аль-Хвайти из племени Аль-Хвайтат в северо-западном городе Аль-Хурайба опубликовал на прошлой неделе в интернете видео, в котором он критиковал проект и продемонстрировал свидетельства того, что ряд членов его племени были насильственно выселены  после того, как отказались от финансовой компенсации за переезд. «Людей выселяют из их домов, и люди вообще не согласны с тем, что происходит. Но то, как государство справляется с этими вещами, можно охарактеризовать только как терроризм … государственный терроризм. Общее ощущение здесь таково, что люди противятся этому, и никакая сумма компенсации не компенсирует этого, даже если вы заплатите им 100 миллионов риалов»,-добавил А.аль-Хвайти.  22 апреля официальное саудовское информационное агентство (SPA) подтвердило убийство аль-Хвайти и заявило, что он отказался сдаться и открыл огонь по силам безопасности, что впоследствии привело к перестрелке и гибели активиста. Это конечно эпизод, но он может являться предвестником более серьезных инцидентов. Ровно по той причине, что для бедуинов (и не только их — возьмите наш Северный Кавказ) территории традиционного многовекового проживания является одной из основных скреп формирования их уммы и идеологии.  Недаром, принято хоронить людей, которые могут жить и в крупных городах, «в их селе». Выселение тех же балкарцев или чеченцев во время войны носило четко выверенный характер удара по самому больному месту: изгнание с места жительства своих предков. Этот момент сложно компенсировать деньгами.  Если брать ситуацию в целом, то дефицит бюджета КСА и других стран Персидского залива ведет к нарушению условий социального контракта монарха и его подданных: возможности покупки лояльности племен и населения сокращаются.  В общем-то не случайно, что наследный принц переформировал сейчас свою личную охрану, отказавшись от прежнего принципа ее формирования. Теперь ее кадровый состав  подбирается им лично из наиболее преданных лиц из лояльных  племен. Почти как президент Чили С.Альенде в свое время, чья личная охрана была выведена из государственного подчинения и не случайно носила название «Группа личных друзей» (GAP).

Повторим, что основным вызовом для королевской семьи является на сегодня лимитирование возможности покупать внутреннюю лояльность посредством расходования бюджета на субсидии.  Саудовская Аравия, например, является крупнейшей и наиболее важной арабской экономикой, но, скорее всего, она столкнется с самым большим дефицитом бюджета почти за 100 лет. То же самое можно сказать и о других странах Персидского залива, и единственным способом покрыть этот дефицит для большинства стран будет только один — внешние кредиты на далеко не льготных условиях. За последние несколько недель Саудовская Аравия была вынуждена занять 7 млрд долларов, как и ОАЭ. В Бахрейне правительство заняло 1 млрд долларов, Султанат Оман решил сократить свои государственные расходы на  1,3 млрд, а Иордания объявила, что ищет международную структуру, которая могла бы  одолжить ей 640 млн долларов. Тем временем Кувейт, по-видимому, является самой стабильной страной в арабском мире на данный момент, благодаря своим резервам, накопленным в Фонде Аль-Аджьяла (Generations), и своей консервативной финансовой политике. Базирующаяся в Эр-Рияде инвестиционная компания Jadwa предсказала незадолго до обвала цен на нефть, что в саудовском бюджете будет зафиксирован дефицит в размере 422 млрд риалов, что составляет 40% бюджета и 15,7% ВВП королевства. Нетрудно представить, как эти цифры могли ухудшиться после обвала цен на нефть, зафиксированного 20 апреля. Саудовская Аравия, самая влиятельная из 12 стран-членов ОПЕК, фактически нуждается в мировой цене нефти на уровне  106 долларов  за баррель, чтобы выйти из кризиса с учетом нынешних расходов на ее щедрые программы социального обеспечения и энергетические субсидии. Королевство будет вынуждено самым серьезным образом снизить  свои  резервы, чтобы финансировать свой раздутый бюджет, если цены на нефть упадут еще больше или будут колебаться на уровне 25-30 долларов за баррель. Экономическая депрессия в богатых странах Залива вынудит  миллионы арабских рабочих-экспатриантов вернуться в свои родные страны, что углубит проблему массовой безработицы и одновременно резко снизит бюджетные поступления этих стран, значительную часть которых составляют денежные переводы своих соотечественников, работающих за рубежом. Вспышка коронавируса продемонстрировала степень уязвимости стран Персидского залива в двух ключевых областях:  трудовые мигранты и их связь с сектором здравоохранения; и продовольственная безопасность. Учитывая, что по крайней мере некоторые трудящиеся-мигранты предпочли вернуться в свои родные страны после начала кризиса, существует опасение, что этот поток затронет секторы здравоохранения по всему Заливу, поскольку иностранцы по-прежнему доминируют среди кадрового состава систем здравоохранения аравийских монархий, включая врачей и медсестер. 85% врачей и медсестер в ОАЭ являются иностранцами; в Саудовской Аравии этот показатель составляет 78%.

Что касается продовольственной безопасности, то, хотя страны Персидского залива являются одними из лучших в регионе в этом отношении, они все еще критически зависят от импорта продовольствия или сырья, используемого в пищевой промышленности. Из-за пандемических блокировок, прерывания цепочки поставок и замедления торговли продовольственная безопасность окажется под угрозой, если кризис будет продолжаться до конца этого года. По крайней мере, продукты питания будут подвержены значительным колебаниям цен. Озабоченность по поводу того, что государства Персидского залива могут столкнуться уже в ближайшие два месяца с отказом ряда стран продолжать экспорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции, побудила Кувейт призвать к созданию совместной сети в Персидском заливе для обеспечения безопасности поставок. Она была создана на прошлой неделе. ССАГПЗ одобрил создание общей сети поставок продовольствия между его государствами-членами. Министр торговли и промышленности Кувейта Али бен Ахмед аль-Кувари заявил, что члены ССАГПЗ дали указание Генеральному секретариату Совета завершить техническое исследование плана с целью его окончательного утверждения. Система продовольственной безопасности и снабжения должна способствовать расширению поставок продовольствия в шесть государств ССАГПЗ — Саудовскую Аравию, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Катар — в рамках параметров кризиса, вызванного всемирным распространением коронавируса и различными мерами, принятыми для его сдерживания. Принятие единого законопроекта о продовольственной безопасности и обеспечении государствами стратегических запасов также будет опираться на действующее законодательство.

51.65MB | MySQL:104 | 0,624sec