Оценки перспектив ФАТХа и ХАМАСа в складывающейся политической ситуации в Израиле

Руководство Палестинской национальной администрации (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) проявляет разочарование и серьезную обеспокоенность в связи с соглашением о создании в Израиле нового правительства в чрезвычайном формате во главе с действующим премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его планами аннексировать территории на Западном берегу р. Иордан уже этим летом до выборов в США. Развитие политической ситуации в Израиле свидетельствует не только о крушении в палестинском руководстве последних надежд на приход к власти более умеренного в их понимании лидера. Это неизбежно ведет к проверке самого палестинского руководства на устойчивость и способность выйти из политического тупика и раскола между палестинскими анклавами – управляемым ХАМАСом сектором Газа и контролируемым ФАТХом Западным берегом р. Иордан.

Глава ПНА М.Аббас пока угрожает Израилю тем, что аннексия палестинских земель приведет регион к пропасти, и палестинский ответ будет решительным. В данном случае, согласно ВАФА, официальному информационному агентству ПНА, палестинский лидер осуждает одобрение юридическим советником правительства Авихаем Мандельблитом конфискации палестинской земли в районе мечети Ибрахими в Хевроне, «в интересах израильского поселенческого колониализма»[i].

Речь идет о ключевом религиозном объекте на юге Западного берега р. Иордан, месте захоронения Авраама и его семьи, которое почитается как евреями, так и мусульманами. Евреи называют это Гробницей Патриархов (Пещерой Патриархов), а мусульмане – Мечетью Ибрахими или Аль-Харам аль-Ибрахими. Объект одновременно использовался как синагога и мечеть до 25 февраля 1994 года, когда произошла бойня, устроенная еврейским поселенцем, врачом и капитаном ЦАХАЛа (в резерве). В результате массового расстрела, получившего название «хевронская резня», были убиты 29 молящихся мусульман и более сотни ранены. Евреям тогда на полтора года запретили молиться в Пещере Патриархов. Согласно рекомендациям созданной для расследования комиссии во главе с бывшим председателем Высшего суда справедливости (БАГАЦ) Меиром Шамгаром, еврейских и арабских молящихся разделили и доступ внутрь с оружием разрешили только тем, кто охраняет святыню. Инцидент стала ключевым фактором в подписании соглашения 1996 года, согласно которому Хеврон был разделен между палестинскими и израильскими властями.

Возмущение М.Аббаса было вызвано намерением Израиля использовать землю, принадлежащую вакфу, который контролирует мечеть, для того, чтобы сделать соседнюю синагогу более доступной для посетителей с ограниченными возможностями. Глава ПНА осудил одобрение захвата этого района как «вопиющий акт агрессии, который знаменует собой начало осуществления политики, которая может вывести ситуацию из-под контроля». Напоминая о том, что «акт захвата земли представляет собой нарушение международного права», он пригрозил «предпринять решительные действия, если Израиль продолжит аннексию какой-либо части территорий Государства Палестина, будь то Иорданская долина или какая-либо другая часть».

Согласно ИА ВАФА, М.Аббас направил послания членам Совета Безопасности ООН, генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и членам «ближневосточного квартета», проинформировав их о серьезности решений израильских властей и их последствий для всего региона.

Йони Бен Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики (JCPA) отмечает, что соглашение между премьер-министром Б.Нетаньяху и председателем «Кахоль-лаван» Б.Ганцем ввергло палестинцев в глубокую депрессию и посеяло страхи. Новое израильское правительство с консенсусом в отношении аннексии части территорий Западного берега р. Иордан лишило палестинцев надежды на формирование кабинета министров при поддержке Объединенного арабского списка. Палестинцы были также разочарованы тем, что кандидат от Демократической партии США Берни Сандерс, которому они желали победу, выбыл из предвыборной гонки.

Отметим также заявление государственного секретаря США Майка Помпео относительно израильской аннексии. Озвучивая позицию Вашингтона, он сказал, что «это дело израильтян, но мы будем тесно сотрудничать с ними, чтобы в приватной обстановке поделиться нашими взглядами на этот счет»[ii].

В ФАТХе полагают, что президент Д.Трамп победит на следующих президентских выборах в ноябре 2020 года и в любом случае даст зеленый свет новому израильскому правительству для распространения своего суверенитета, что предусмотрено американской «сделкой века». Поэтому ожидаемая аннексия Иорданской долины и еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан станет следующим кошмаром для палестинцев, продолжающих бойкотировать администрацию Д.Трампа, хотя на прошлой неделе он объявил, что предоставит помощь в размере 5 млн долларов палестинским больницам и нуждающимся семьям в условиях эпидемиологического кризиса.

По мнению израильского аналитика, председатель ПНА М.Аббас продолжает совершать ошибки, которые наносят вред палестинскому народу, тогда как он мог бы воспользоваться коронавирусным кризисом, чтобы сблизиться с США и повлиять на политический процесс, но он предпочитает заниматься подстрекательством против Израиля и продолжать конфронтацию с Белым домом[iii].

По мнению палестинского эксперта д-ра Талала аш-Шарифа, начало проблем и в итоге падение ФАТХа произойдет по внутренним причинам, тогда как ХАМАС, несмотря на внутреннюю сплоченность, рухнет под внешним воздействием. Провал ФАТХа связан с внутренними противоречиями, отказом от вооруженной борьбы с оккупацией (Израилем) и одновременно крахом мирного проекта.

В ХАМАСе идет внутренняя борьба за лидерство, которая не очевидна как в ФАТХе. Проблема с ХАМАСом заключается в том, что это недемократическое движение, в котором подавляются свобода и мнения. Жесткое, репрессивное, недемократическое управление населением не спасут его после отказа от освободительной борьбы. Очевиден провал в реализации власти и управления, репрессии против общества, что изменило направление движения, которое посвятило себя установлению контроля над населением вместо того, чтобы фактически осуществлять сопротивление и сбивать с толку оккупанта, что исторически является сутью таких движений. Сопротивление ХАМАСа стало оборонительным, а не наступательным. Тем не менее, хотя это и ослабляет движение, падение ХАМАСа произойдет не по внутренней причине, как в ситуации с ФАТХом, а в силу внешних факторов.

Одним из таких факторов является идеология ХАМАСа, как религиозного движения или как религиозного проекта, а не как движения сопротивления. Именно идеология является прямой причиной негативного отношения к ХАМАСу (и наоборот) со стороны арабского мира, региональных государств и международного сообщества. Установление определенных отношений в регионе произошло с теми странами, которые находятся в том же идеологическом пространстве, – Турцией и Катаром, хотя Катар преследует свои цели.

По словам Талала аш-Шарифа, никто в мире не отказывает в поддержке народному сопротивлению оккупации, однако отказ развивать отношения или признать их с энтузиазмом связан с религиозной основой движения или его идеологией, тогда как большая часть мира в целом отвергает религиозные партии. Они считаются предшественниками создания религиозного государства, поэтому в контексте палестинского дела наметилось противоречие между национальной борьбой с оккупантом и религиозными устремлениями ХАМАСа. Это означает, что отказ от поддержки ХАМАСа основывается не на его вооруженной борьбе с Израилем или на «том, что они называют сопротивлением, несмотря на тот факт, что вооруженная борьба является ярким выражением с положительным окрасом, что лучше, чем имеющее отрицательный смысл сопротивление, предполагающее ответные действия, а не революционное наступление». Следовательно, отказ в мире от ХАМАСа произошел как отказ от религиозной партии, связанной с исламской группой под названием «Братья-мусульмане». ХАМАС связался с религиозным проектом, разжигающим религиозный конфликт, который никогда не закончится на этой земле, что подрывает солидарность и поддержку таких движений и переводит конфликт в разряд более масштабной и необратимой борьбы. ХАМАС обречен, несмотря на его внутреннюю сплоченность, потому что в мире не поддерживают религиозные движения, чья победа приведет к установлению религиозного государства, если, конечно, движению не удастся опереться на сильную религиозную державу и найти сильные религиозные силы внутри себя.

Проводя параллель с ФАТХом, Т.аш-Шариф полагает, что, несмотря на одинаковый исход, оба движения идут к краху по разным причинам. В случае с ФАТХом – они внутренние, а проблемы ХАМАСа связаны с внешним фактором.

ФАТХ и Организация освобождения Палестины (ООП) признаны в мире освободительным движением, включая ООН, международные организации и все арабские и исламские страны, но это не поможет им избежать падения, потому что их проблема внутренняя, они участвуют в неудачном мирном проекте, который нельзя отменить. Поэтому ФАТХ, по мнению эксперта, уже не сможет подняться, и в течение следующих двух лет будет погружаться на дно истории. ФАТХ после многих лет военной организации обратился от революционной и вооруженной борьбы к демократическим нормам, управлению гражданским населением, революционеры превратились в политиков, но этот проект не удался. За ними последовал ХАМАС.

Парадоксальное состояние ХАМАСа связано с управлением анклавом за счет решения палестинского вопроса. Движение не сможет добиться поддержки со стороны арабского мира, за исключением Катара, который преследует свои интересы. По сути, «сионистский проект» использует отношения ХАМАСа с Катаром в свою пользу, и только в этом заключается их смысл. ХАМАСу не хватает арабской поддержки со стороны большей части региональных государств и даже большей части исламского мира, не говоря уже о международной арене. Движение опоздало со вступлением в ООП, чтобы получить мировое признание.

В свое время ФАТХ и ООП добились признания на мировой арене – через двадцать лет после их создания, однако провал произошел изнутри этого проекта. ХАМАС, спустя двадцать лет с момента возникновения, не добился западной, латиноамериканской, африканской или азиатской поддержки. По мнению эксперта, любая международная организация, отличная от «Братьев-мусульман» и терпящая фиаско из-за внешних факторов, должна задуматься о путях выживания и радикальных изменениях в течение двух лет, так как мир изменится после пандемии коронавируса. Это изменение будет не в пользу закрытых партий и движений, а также религиозного государства, а скорее в пользу партий и движений открытого национального государства.

Израиль сейчас просто использует ХАМАС и ФАТХ для увековечения сложившейся ситуации. Оба правящих движения препятствуют процессу палестинского единства и освобождению от оккупации. Будучи использованными Израилем, ХАМАС и ФАТХ окажутся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не появятся сознательные национальные силы, вокруг которых соберется народ, чтобы убрать с дороги эти два движения, ставшие камнем преткновения и серьезным препятствием на пути освобождения палестинского народа[iv].

[i] Presidency pledges strong, decisive response to annexation of Palestinian land // WAFA. 24.04.2020 -http://english.wafa.ps/page.aspx?id=PrsWGja115880686515aPrsWGj

[ii] Praising government-to-be, Pompeo says West Bank annexation is up to Israel // The Times of Israel. 22.04.2020 — https://www.timesofisrael.com/praising-government-to-be-pompeo-says-west-bank-annexation-is-up-to-israel/

[iii] הקורונה והסיפוח // Arabexpert. 22.04.2020 — http://www.arabexpert.co.il/2020/04/blog-post_22.html

[iv] ХАМАС угаснет в течение двух лет, точно также как ФАТХ // Samanews. 11.04.2020 -https://samanews.ps/ar/post/413461/حماس-ستتلاشى-خلال-عامين-وستسقط-كما-سقطت-فتح-د-طلال-الشريف

53.21MB | MySQL:103 | 0,501sec