Глава Партии демократии и прорыва Али Бабаджан о будущем Турции. Часть 4

Внутриполитический ландшафт Турецкой Республики переживает в последнее время заметные изменения. После поражения кандидатов от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах мэров крупнейших городов Турции, в том числе, в Стамбуле, незамедлительно на политической арене появились новые независимые игроки, чье будущее ещё пока не определено. Разумеется, они при этом исходили из того, что у них появился «исторический шанс» на фоне предчувствия перемен в Турции.

Продолжаем анализировать заявления соучредителя Партии справедливости и развития и бывшего соратника президента Турции Р.Т. Эрдогана Али Бабаджана, учредившего свою Партию демократии и прорыва (ПДП или DEVA), претендующую на то, чтобы повести за собой часть электората правящей партии из числа экономической прозападной интеллигенции.

Анализ предыдущей части интервью опубликован на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=69162

Заметим, что с середины 2019 года наблюдается достаточно непривычная ситуация: заговорили те, кто, до сих пор, предпочитал молчать. Речь даже идет о так называемой «старой гвардии» — ближайших сторонниках президента Р.Т.Эрдогана, расставшихся с Партией справедливости и развития и ушедших, будучи, как это нередко бывает, не слишком довольными, на «вольные хлеба».

Напомним, что мы остановились на том, что Али Бабаджан раскритиковал имитацию министром внутренних дел Сулейманом Сойлу своего намерения уйти в отставку, после своих крайне неудачных действий в преддверии объявления в стране полного карантина.

Продолжаем разбираться с выступлением Али Бабаджана:

  1. В 2011 году Партия справедливости и развития запустила в оборот комплексную программу развития страны под единым слоганом «Турция – 2023». Программа эта отличается «ультра-амбициозностью», ставя перед собой задачи по занятию лидерских позиций, причем, буквально во всех областях. Самым ярким примером тому следует назвать озвученную в программе задачу по вхождению Турции в десятку крупнейших мировых экономик по ВВП. Ещё тогда, в 2011 году, когда Турция была на своем пике, были серьезные сомнения в реализуемости этой программы. Однако, заметим, что, на фоне тогдашних успехов турецкой экономики, программа, по крайней мере, могла обсуждаться.

По состоянию на 2020 год, её уже можно считать проваленной. Вот что о причинах провала программы говорит Али Бабаджан:

«Мы обнародовали (Программу-2023) в 2011-2012 году. В 2002 году объем экономики Турции составил 239 миллиардов долларов. Когда мы подошли к 2011 году, он уже был 835 миллиардов долларов. Экспорт увеличился с 36 до 135 млрд долларов. Мы заявили, что если Турция достигла этого в столь короткий промежуток времени, то продолжая ту же самую политику, она сможет достичь куда как более амбициозных целей. (Среди них – В.К.) 2 триллиона долларов объема экономики, 25 тысяч долларов на душу населения национального дохода, 500 миллиардов долларов экспорта. Если бы были компетенция, достоинство, коллективизм, если бы были произведены улучшения в области прав человека и если бы всеми проводилась правильная политика во имя Турции, мы достигли бы этих целей. В то время была любовь к родине. Причина успеха была забыта. Основные принципы успеха были отброшены одна за одной. Цель 2023 года — теперь утопия».

Разумеется, Али Бабаджан излагает для себя удобную версию. Хотя даже в 2011 году было и такое мнение, что «Цели – 2023» — излишне амбициозны и не хватит 12 лет для того, чтобы совершить прорыв. Впрочем, сама по себе задача по вхождению в 10-ку крупнейших мировых экономик не казалась нереализуемой. Оспаривались лишь сроки достижения этой цели. Причем даже самими функционерами ПСР в тогдашних кулуарных разговорах.

 

  1. 2019 год, когда власть в Турции потеряла крупнейшие города страны, стал, в значительной мере, переломным. Стало понятно, что прежние рецепты не работают, а Партия справедливости и развития встала на нисходящую траекторию движения. Ситуация осложнилась ещё и действиями турецкой внешней политики в Ливии и, в особенности, в Сирии. 5 марта 2020 года, когда в Москве состоялись переговоры на высшем уровне между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом стали для турецкого общества, перегретого атмосферой завышенных ожиданий, разочарованием. Это стало ударом для турецкой власти (вне зависимости от того, каков реальный расклад, который сейчас наблюдается в Идлибе, а он для Турции – не столь уж плох – В.К.). Сейчас вмешался ещё и фактор коронавируса, который, вообще, предстал своего рода «джокером», который может перевернуть все расклады, наблюдающиеся в стране.

Но, подчеркнем, что уже с 2019 года в стране ведутся разговоры о досрочных выборах. Как это власть в Турции уже делала не раз. «Перезагрузка», до сих пор, Партии справедливости и развития удавалась. Однако, в этот раз, обстановка выглядит крайне неопределенно. Конечно, власть, как бывало не раз в прошлом, отрицает наличие у неё намерений по досрочным выборам.

Но вот, что на эту тему говорит Али Бабаджан:

«Я думаю, что в период, когда власть думает, что она выпустит из своих рук влияние, она на выборы не пойдет. Однако, также я не думаю, что до 2023 года система выдержит. За это будет очень дорого заплачено».

Подчеркнем, это — тот случай, когда власти и лично президенту Р.Т.Эрдогану предстоит проявить свое политическое чутье: либо попробовать оседлать волну коронавируса, перезагрузив систему, либо дожидаться 2023 года в надежде на то, что будет, что предъявить турецкому избирателю в достаточной мере, чтобы убедить его, вновь, отдать свои голоса власти.

Как мы видим, Али Бабаджан придерживается той точки зрения, что до 2023 года власть в Турции перевыборов дожидаться не будет, а сыграет на опережение. Причем, желательно провести единый день голосования – президентских, парламентских и местных. Таким образом, можно будет попробовать ещё раз «перезагрузить» крупнейшие города страны, в особенности, Стамбул.

  1. Абдулла Гюль, бывший турецкий президент, остается одним из самых молчаливых и пассивных представителей «старой гвардии» Партии справедливости и развития. За исключением книги, где он, в целом, придерживается достаточно спокойного и некритичного тона в адрес Р.Т.Эрдогана и бывших однопартийцев, бывший турецкий президент себя никак не проявляет. Хотя, в бытность своего президентства, по всеобщему мнению в Турции, А.Гюлю удалось быть подлинно надпартийным президентом, не ставящим свое (бывшее) членство в Партии справедливости и развития во главу угла. В общем и целом, его президентский срок был оценен всеми достаточно положительно – от власти и даже до оппозиции.

Это делает А.Гюля одним из тех политиков, от которого ждут дальнейших шагов в плане своей политической карьеры. Никто не верит и не хочет верить, что можно так просто «взять и уйти», имея все шансы, как минимум, достойно выступить на выборах.

Представляется, что А.Гюль, по-прежнему, остается фигурой, которая ещё можно сыграть: этот турецкий политик, допустим, может быть кандидатом от партии власти, который может забрать на себя и часть голосов оппозиции. В определенной степени, А.Гюль мог бы устроить если не всех, то достаточно многих избирателей, чтобы оказаться в состоянии победить на ближайших президентских выборах, намеченных на 2023 год.

В том случае, разумеется, если президент Р.Т.Эрдоган объявит операцию «транзит власти» и сделает ставку именно на А.Гюля. Заметим, что все шаги, которые предпринимает с момента своего ухода из большой политики А.Гюль, лишь призваны (вольно или невольно – В.К.) убедить власть в том, что он – договороспособный и предсказуемый политик, кому можно отдать бразды власти и не бояться последствий.

Вплоть до настоящего времени, А.Гюль не откликнулся ни на один из многочисленных призывов попробовать стать объединительным кандидатом от оппозиции или же учредить свою собственную политическую партию.

Почему мы сказали, что он мог бы быть идеальным кандидатом для современной Турции, при транзите власти от президента Эрдогана? – Потому что, невзирая на падение рейтингов популярности Партии справедливости и развития, эта партия ещё долго никуда из турецкой политической жизни не денется. Она продолжит оставаться влиятельной силой – возможно не такой, чтобы обеспечить себе парламентское большинство, но такой, с кем ещё нужно будет считаться и кого нельзя будет игнорировать при формировании коалиционного правительства.

В условиях коалиции, наилучшим вариантом для Турции, станет кандидат-объединитель. Причем не на словах, а тот, кого по факту примет не только оппозиция, но и партия власти. Таким человеком вполне может быть Абдулла Гюль. В тех условиях, что министр казначейства и финансов и зять президента Р.Т.Эрдогана Б.Албайрак на операции «преемник», со всей неизбежностью, «засыпется». Чего не может не понимать президент Р.Т.Эрдоган.

Вот, что по поводу своего бывшего коллеги по партии говорит А.Бабаджан в ответ на вопрос о том, какую роль играет А.Гюль в работе новой Партии демократии и прорыва:

«Г-н Гюль поддерживает нашу работу. Мы иногда консультируемся с ним по некоторым вопросам. Если я спрашиваю его, и он делится со мной своими суждениями. Если нет (то есть, если вопроса нет – В.К.), то он и не говорит. Именно Абдулла бей пригласил меня в политику, когда я самостоятельно занимался торговлей. В то время, я никого не знал. Я горжусь тем, что мое имя упоминается у такого честного политика, как Абдулла бей. Но наши отношения носят исключительно консультативный характер».

  1. Интервьюер задал вопрос Али Бабаджану относительно возможного перехода в его Партию демократии и прорыва депутатов от правящей Партии справедливости и развития. В частности, он ссылался на ролик в Ютьюбе известного журналиста Сабахаттина Онкибара, который указал, что 30 депутатов ПСР перейдут в ПДП. Это, опять же, к вопросу о том, что мы говорили, лишь ознакомившись с заявлениями Али Бабаджана: основная опасность его ПДП для власти заключается в том, что она может расколоть ПСР изнутри и забрать на себя часть электората. Хотя, разумеется, Али Бабаджан отвечает на этот вопрос со всеми принятыми в турецком менталитете предосторожностями.

«Сказать откровенно, что к нам проявляют серьезный интерес представители других политических партий. Тем не менее, мы приняли принципиальное решение на этапе создания и сказали тем, кто связался с нами: «Мы запускаем новое начало, мы не хотим быть партией, созданной с помощью трансферов». Посмотрите на наших основателей. У нас есть друзья, которые занимались политикой в других политических партиях, но все они долгое время были вне этих партий. Теперь мы политическая партия, которая завершила процедуру своего создания. Критерии, которые мы ждем (от кандидатов – В.К.), являются определенными. Будь хорошим человеком и будь хорош на работе. Это – волонтерская работа. Люди, с которыми мы работаем, должны беспокоиться о родине. Мы открыты для всех, кто является членом других политических партий и, кто видит будущее этой страны в Партии демократии и прорыва. Мы не хотим подхватить старые политические болезни».

Читать, разумеется, надо последние строки, а не слова вежливости и этичности о «непереманивании» к себе депутатов других партий. А последние строки можно перевести с турецкого на русский язык следующим образом: «Мы готовы принимать представителей других партий, включая партию власти. Однако, будет входной контроль кандидатов». Иными словами, Али Бабаджан, по сути, кинул клич в ПСР, но в такой вот хитрой турецкой манере, которая предполагает невозможность его обвинений в неэтичном поведении.

 

  1. Касательно текущего рейтинга Партии демократии и прорыва, Али Бабаджан ответить затруднился, сославшись на то, что это – его первое интервью прессе и широкой рекламы не было. А, следовательно, и измерять, по большому счету нечего. Равно как не ответил он ничего относительно возможности своего присоединения к Национальному альянсу, который, напомним, включает Народно-республиканскую партию и Хорошую партию.
  2. Отдельный блок вопросов был задан Али Бабаджану, касательно его отношения к светскости и к религиозности. Собственно, это понятно, поскольку вопрос отношения к религии для многих в Турции – это, своего рода, водораздел между провластными и оппозиционными силами. Правда, атеистов ни в одном из лагерей не замечено. Вопрос заключается именно в интегрировании или исключении религии из государственной машины. Здесь Али Бабаджан говорит о том, что свою программу они написали, исходя из принципа свободы вероисповедания. Аналогичным образом, крайне осторожно, отозвался А.Бабаджан и о том, не слишком ли сильно финансируется Управление по делам религии? — Отметив просто, что есть такие нужды, как здравоохранение, образование, безопасность, обеспечение которых является обязанностью государства. А Управление по делам религии не было указано им в последнюю очередь в контексте того, что бюджет должен выделяться всем религиям и конфессиям, представленным в стране (ну, то есть, не только мусульманам – суннитам – В.К.).
  3. Вот, что говорит Али Бабаджан по курдскому вопросу: ««Курдская проблема должна решаться в рамках полностью демократии, прав человека и свобод. Иногда она помещается в ту же упаковку, что и терроризм, смешивается и может быть предметом торга. Мы абсолютно против этого. Государство борется с терроризмом. Оно делает все, что нужно. Но, если человек является нашим гражданином, если мы все вместе смотрим на будущее этой страны, мы должны подходить и признавать этих людей с четким отношением к их правам и свободам с пониманием «но без сделок». Даже «давать право» — неправильное предложение. Это уже его право».
  4. И по «сирийской проблеме»: «Самая важная сила во внешней политике — сила слова. Это уважаемая сила. Если вы заняли правильную позицию, ваши слова станут драгоценными. Мы именно так и жили. У нас хорошая дипломатическая традиция. Хорошая дипломатия, экономический и политический успех вместе сформировали невероятную силу Турции. Во многих вопросах мы были посредниками. Позже эта репутация, к сожалению, стала использоваться очень плохо. Она стала использоваться для узких политических и идеологических целей. Это начало работать против нас, в особенности, в близлежащих странах. Нашим важнейшим принципом было не вмешиваться во внутреннюю политику других стран… Если вы ставите под угрозу интересы Турции во имя узких идеологических целей, это нужно обсудить. То, что надо делать в Сирии – это защищать наши границы. Мы вынуждены это делать, прочерчивая линию немного за пределами (границы – В.К.). В Сирии образовалось много групп против нас. С человеческой точки зрения, важно создать безопасную зону для защиты населения, необходимо предоставлять услуги здравоохранения и образования, чтобы избежать гуманитарной драмы в зоне безопасности и предотвратить дополнительные миграционные потоки. Однако, если возникнет восприятие «У Турции есть скрытая повестка дня», то вы останетесь в одиночестве (на международной арене)».

 

Подводя черту под интервью Али Бабаджана, заметим, что главное в его программе – это акцент на экономику, при соблюдении нейтралитета во внешней политике. Это делает близким позиции ПДП и НРП. Так что, следует ожидать того, что две партии будут в будущем блокироваться. Рейтинг же партии Али Бабаджана будет расти и, во многом, за счет Партии справедливости и развития. И, разумеется, он не ограничен нынешними «стартовыми» 1,5%.

52.29MB | MySQL:103 | 0,589sec