О вероятном продолжении ВТС КНР и КСА в области вооружения и техники для ПВО

По данным СМИ КНР, одним из доводов, которые привели США для стимулирования переговорного процесса между Эр-Риядом и Москвой стали заявления высокопоставленных сенаторов от Республиканской партии США о необходимости пересмотра размеров и характера военно-технической помощи, которую официальный Вашингтон оказывает своему стратегическому союзнику – Королевству Саудовская Аравия.

По словам высокопоставленных американских политиков, ВС США должны радикально сократить свое присутствие на территории королевства, а именно вывести свои батареи/дивизионы зенитно-ракетных систем MIM-104 PAC3, а также прекратить оказывать помощь в осуществлении боевого дежурства в подразделениях ПРО королевства, которые сформированы на основе комплексов типа THAAD.

Подобные заявления чрезвычайно насторожили военно-политическое руководство КСА, поскольку, как показывает анализ ситуации, с учетом развития технологий по добыче «сланцевой нефти» ресурсодобывающие компании США вполне способны обеспечить потребности внутреннего рынка и даже поставлять свою продукцию иностранным покупателям. В этой ситуации вполне возможен отказ от закупок нефти в КСА, а вывод американских войск с территории крупнейшего государства аравийского полуострова приведет к мощнейшей дестабилизации обстановки в регионе Персидского залива.

Китайские специалисты отмечают, что очередной виток напряженности в конкурентной борьбе между российскими и саудовскими нефтяниками также повлиял на ход размышлений в военно-политическом руководстве КСА, которое в полной мере осознало, что официальный Вашингтон готов пойти на самые неожиданные и крутые меры в геополитической борьбе за мировое господство. Китайские аналитики полагают, что саудовские военные вынуждены отказаться от приобретения в РФ зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф», которые необходимы подразделениям ПВО королевства для прикрытия крупных населенных пунктов и промышленных объектов от продолжающихся ракетных обстрелов со стороны Йемена.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что целями йеменских хоуситов являются гражданские аэропорты, нефтеперерабатывающие комбинаты, нефтехранилища КСА и в последнюю очередь пункты постоянной дислокации ВС аравийской коалиции, которые, фактически, представляют собой мишени для проведения испытаний обновленных головных частей ракет.

Последний по времени случай пусков ракет йеменскими хоуситами по населенным пунктам в КСА зафиксирован 29 марта 2020 г. По данным китайских источников, батареи ЗРС MIM-104 смогли перехватить две ракеты, однако при падении обломков боеприпасов пострадали гражданские. Ранее йеменские хоуситы вполне  успешно обстреляли объекты нефтяной промышленности КСА, что привело к уменьшению объемов отгрузки нефти на экспорт и дополнительным расходам на ремонт.

В современной политико-экономической ситуации приобретение ЗРС С-400 для подразделений КСА может привести к неожиданным последствиям для официального Эр-Рияда. В связи с этим саудовские военные намерены рассмотреть возможность  проведения переговоров с Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорацией (КАНПК) о поставках зенитно-ракетной системы «Красное знамя 22» (экспортное обозначение FK-3), которая принята на вооружение подразделений ПВО НОАК – укомплектовано более 10 дивизионов.

Некоторые китайские обозреватели достаточно скептически относятся к возможности подписания такого контракта, поскольку КНР также является объектом санкционного давления со стороны США и вполне очевидно, что официальный Вашингтон приложит все усилия для блокирования подобного приобретения.

В отношении ЗРС «Красное знамя 22» известно, что китайские конструкторы разработали ее в качестве замены для устаревших мобильных ЗРК «Красное знамя 12», на пусковых установках которых размещалось всего по две ракеты. Кроме того, новая система позволяет бороться как самолетами и вертолетами, так и с крылатыми и оперативно-тактическим ракетами. Максимальная дальность перехвата истребителя третьего поколения составляет 100 км, крылатой ракеты — 30 км. и оперативно-тактической ракеты – 18 км.

Наведение зенитной управляемой ракеты (ЗУР) обеспечивает бортовой компьютер, который может использовать, как сигнал наземной радиолокационной станции, подсвечивающей цель, так и подключать полуактивную головную часть самой ЗУР. Более точные тактико-технические характеристики остаются засекреченными.

В рамках государственных испытаний ЗРС «Красное знамя 22» поразил 15 воздушных мишеней, используя 15 зенитных управляемых ракет. Для сравнения, комплексу «Красное знамя 12» приходилось выполнять пуск трех ЗУР для гарантированного перехвата одной цели. Практика вооруженного конфликта в Йемене показала, что в ходе отражения ракетных ударов йеменских хоуситов подразделения ПВО КСА в среднем расходуют по 3 – 4 ЗУР американского производства на каждую баллистическую цель.

Основное положительное свойство ЗРС «Красное знамя 22» состоит в его приемлемой стоимости, которая значительно ниже, чем у российской С-400, европейского Aster, американского MIM-104 PAC-3 и даже другой китайской ЗРС под обозначением FD-2000. Уменьшение себестоимости обусловлено тем, что китайские конструкторы используют ракеты с максимальной дальностью пуска 120 км.

В составе батареи ЗРС кроме мобильных пусковых установок и машины управления входит только одна радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой HT-200, которая одновременно обеспечивает обнаружение, классификацию, сопровождение и подсветку воздушных целей. Такое решение значительно упрощает эксплуатацию, однако негативно сказывается на противодействии низколетящим целям, которые используют рельеф местности для уклонения от перехвата система ПВО. Скорее всего, РЛС одной батареи будет работать в определенном секторе, тогда как для создания полноценного рубежа ПВО потребуется размещать один дивизион в составе четырех батарей вокруг одного обороняемого района.

Следует отметить высокую гибкость системы управления батареей, которая позволяет распределять цели между 6, 8 или даже 12 пусковыми установками. Одна батарея среднего состава из 9 ПУ способна отразить налет 36 самолетов вероятного противника. Количество ракет на транспортно-заряжающих машинах адекватно количеству ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на ПУ.

В дополнение к вышесказанному необходимо указать, что поскольку КАНПК получила разрешение на экспорт ЗРС «Красное знамя 22», то с учетом ее тактико-технических характеристик для ПВО КСА нет необходимости приобретать более дешевую модель под обозначением «Красное знамя 16В», т.к. максимальная дальность пуска ЗУР составляет всего 70 км.

Подводя итог, отметим, что китайская сторона может получить двойную выгоду в случае заключения контракта с КСА. Во-первых, китайские оружейники смогут серьезно улучшить свой имидж. Во-вторых, будет повышена привлекательность продукции ОПК КНР на мировом рынке. В-третьих, ОПК КНР сможет «утереть нос» американским конкурентам. В-четвертых, официальный Пекин может предложить поставки ЗРС в обмен на более привлекательные условия по перспективным контрактам на поставку нефти.

62.84MB | MySQL:102 | 0,529sec