Об усилиях по закреплению присутствия США в сирийских провинциях Ракка и Дейр эз-Зор. Часть 1

Регион на северо-востоке Сирии, включающий в себя провинции Ракка, Хасеке и Дейр эз-Зор, в последнее время стал ареной большой геополитической игры. Военно-политическая ситуация, сложившаяся здесь после разгрома террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), характеризуется присутствием трех соперничающих сил, соревнующихся за влияние в регионе: Российской Федерации, поддерживающей усилия законного сирийского правительства по интеграции этих провинций в политическое и правовое пространство САР, Турции и курдов из «Сил демократической Сирии» (СДС), за которыми стоят США. Необходимость восстановления контроля сирийского правительства за данным регионом усиливается находящимися здесь природными богатствами: нефтяными месторождениями в провинции Ракка и газовыми в провинции Дейр эз-Зор. Ситуация в регионе еще более осложнилась после военной операции «Источник мира», проведенной здесь Вооруженными силами Турции в октябре-ноябре 2019 года. При этом США, разместившие здесь после операции по разгрому ИГ своих военнослужащих, объявили об их выводе из районов боевых действий и перемещении в Заевфратье, в провинцию Дейр эз-Зор, где их главной задачей стал контроль над нефтяными месторождениями и блокирование их возвращения Дамаску. При этом американцы оставили российским военнослужащим разбираться во враждебных отношениях между турками и сирийскими курдами.

Эксперты, рассматривающие ситуацию на северо-востоке Сирии, часто уделяют незаслуженно мало внимания арабским суннитским  племенам, являющимся коренным населением данного региона. Значительная часть из них в свое время поддержала террористов из «Исламского государства». После разгрома этой экстремистской организации арабы-сунниты Ракки и Дейр эз-Зора оказались под гегемонией сирийских курдов, но в настоящее время они вновь поднимают голову. От позиции этих племен во многом зависит, кто в ближайшем будущем станет доминировать на северо-востоке Сирии.

Самой большой племенной федерацией в Дейр эз-Зоре является эгайдат. Члены этого племенного союза мигрировали в район Сирийской пустыни в конце 18-начале 19 веков из района Угайда на территории современной Саудовской Аравии. Крупными племенами в составе эгайдат являются аль-бу Камаль, аль-бу Камиль, шуайт, шайтат, бакир, аль-бу Хабур, аль-бу Хасан, машхада и караан. Внутри ряда племен существуют влиятельные кланы (субплемена), доминирующие в отдельных деревнях или целых районах. К ним можно отнести кланы хассун, марейх и дамим в составе аль-бу Камаль, аль-бу Иззаддин в составе аль-бу Камиль, мишриф в составе племени бакир, аль-ханфур в составе племени шайтат. В составе эгайдат можно выделить несколько влиятельных семей шейхов, пользующихся особенным авторитетом. Это семья аль-Хифли в племени аль-бу Камиль из деревни Зибан, клан аль-Ниджри из племени аль-бу Камаль из деревни Сувейдан аш-Шамийя, клан аль-Дандаль из племени хассун в деревне Сувейя.

Помимо эгайдат крупными племенными федерациями в провинции являются баггара, абид, кулайин и аль-бу Сарайя. Племенной союз баггара является трансграничным и представлен помимо Сирии в Ираке и Саудовской Аравии. Более того, к нему возводят родословную несколько племен суданских арабов. Наиболее крупными племенами в составе баггара являются аль-бу Бадран, аль-бу Араб и аль-бу Майяш. Наиболее влиятельной семьей шейхов в составе баггара является семья аль-Баширов из племени аль-Бу Араб. Шейх Навваф аль-Башир, бывший депутат сирийского парламента, в 2012 году перешел на сторону оппозиции, выехал за границу и принимал активное участие в деятельности Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). В январе 2017 года он вернулся в Сирию, примирившись с центральным правительством, и выступил с разоблачениями своих бывших политических союзников.

Что касается провинции Ракка, то здесь крупнейшим племенем является джуббур, за которым следуют племена тайй, баггара, унайза и шаммар. Последнее племя является достаточно крупным и трансграничным. Более двух миллионов его представителей проживают в Сирии, Ираке и Саудовской Аравии. На территории современной КСА, в Неджде в 19 веке шейхами этого племени был создан эмират Хаиль, долгое время успешно конкурировавший с государством аль-Саудов. Основатель КСА Абдель Азиз аль-Сауд для подчинения шаммар женился на представительнице этого племени, которая стала матерью будущего короля Абдаллы.

По мере распространения антитеррористической коалицией во главе с США контроля над северо-востоком Сирии часть арабских племен вошла в коалицию с СДС. Ядро арабской коалиции внутри СДС составляют два вооруженных формирования. Во-первых, это «Кувват ас-Санадид», примкнувшие к СДС в октябре 2015 года. Эта группа, известная ранее как «Армия достоинства» (Джейш аш-Шараф), возглавляется Хемайди Дехамом аль-Джарбой, одним из шейхов племени шаммар. Впервые эта группировка заключила альянс с Партией демократического союза (ПДС) в конце 2013 года. При этом шейх аль-Джарба многократно подчеркивал, что его милиция является лишь силой местной самообороны и не будет входить в коалицию с какими-либо формированиями вооруженной оппозиции. Он любит повторять: «Кто контролирует Дамаск, тот владеет Сирией, а наше дело защищать свое племя».

Клан аль-Джарба исторически часто вступал в союзы с сирийскими курдами против других арабских племен. В 2003 году шейх Хемайди аль-Джарба временно переселился из Сирии в Иракский Курдистан (Эрбиль). В интервью DDC Arabic он отметил, что в период проживания в Эрбиле был посредником между курдами и арабскими племенами. Затем он переехал в Катар, а в 2009 году вернулся в Сирию. «Кувват ас-Санадид» является сравнительно небольшой вооруженной группой численностью в 4,5 тысячи человек. Ее ценность для СДС объясняется не боевыми возможностями, а ее посредничеством в спорах между курдами и арабами на северо-востоке САР. Второй группировкой, входящей в состав арабской коалиции, является «Революционный фронт Ракки» (Джебхат суввар ар-Ракка) во главе с Абу Исой, милиция, входившая ранее в состав Сирийской свободной армии (ССА). На пике, в 2013-2014 годах ее численность составляла 4,5 тысячи боевиков, но сейчас уменьшилась до 1300 человек. В отличие от «Кувват аль-Санадид» «Революционный фронт Ракки» на начальном этапе воевал против правительства САР, но с конца 2014 года сосредоточился на борьбе против ИГ в союзе с курдами, начиная с битвы при Кобане. Еще одной группировкой арабов-суннитов на северо-востоке Сирии является «Спецназ революции» (Магавир ас-Саура) во главе с Ахмедом Джарбой, выходцем из того же племени, что и Хемайди аль-Джарба, но не его родственником. Ахмед Джарба в течение нескольких лет был председателем оппозиционной Сирийской национальной коалиции (СНК), поддерживавшейся Эр-Риядом. Он считался одним из наиболее просаудовских сирийских деятелей. Однако в настоящее время он поддерживает конструктивный диалог с российской стороной, надеясь попасть в следующее правительство Сирии.

62.84MB | MySQL:102 | 0,599sec