Для чего в Иране создают раздельные университеты?

В Исламской Республике Иран  принято решение сделать обучение в вузах раздельным  для полов во всех учебных заведениях, дабы предотвратить общение между женским и мужским контингентом студентов. До недавнего времени такое было только в религиозных университетах или женских исламских академиях. Отметим, что школьное обучение всех трех степеней в Иране после победы там Исламской революции и образования режима исламской республики стало раздельным  для мальчиков и девочек, а вот в университетах долгие годы юноши и девушки  учились вместе. Система перестройки высшего образования по гендерному принципу, естественно, требует очень серьезной работы. Пока же Министерство науки ИРИ ведет подготовительную работу, в ходе которой  будет идти полное разделение университетов на женские и мужские. Как объявил глава одного из департаментов Министерства науки Мохаммад-Реза Резванталаб, те вузы, которые станут женскими, вскоре начнут отчислять свой мужской студенческий контингент. То же самое касается и преподавательского состава, потому что в таких вузах смогут преподавать только преподаватели-женщины. Разумеется, частичной  замене  подлежит и профессорский контингент, который должен быть только женского пола.

К настоящему времени в государственном секторе действуют 8 женских университетов, а в частном  — 6 образовательных учреждений, которые обучают студентов по математике и технологии, экспериментальным и гуманитарным наукам.

По данным иранских СМИ, среди государственных университетов этого типа можно назвать «Аз-Зохра»  в Тегеране, «Фарзанеган» в Семнане,  «Коусар» в Боджнурде, Тегеранский технический и профессиональный колледж «Шариати», Высшую школу  математики и вычислительной техники в Хансаре, Университет «Нарджес» в Рафсанджане. Также на обучение исключительно женщин ориентированы и образовательные заведения частного сектора — институт «Аль-Таха» в Тегеране, «Аль-Махди» в Исфахане, «Хаким Туси» в Мешхеде, «Фатемия» в Ширазе, «Фаиз аль-Ислам» в Хомейнишахре и др.

В перестройке  системы высшего образования по гендерному принципу можно видеть углубление  морального засилья  исламистов, которые после февральских выборов в Собрание исламского совета (таково официальное название иранского парламента) составили в нем подавляющее большинство, хотя в исполнительной ветви власти пока еще доминируют реформисты. Отметим, что после установления в Иране режима исламской республики в стране были внедрены особые норм исламской морали, которые, кроме раздельного обучения в школах,  включали в себя разнообразные ограничения, в том числе  в одежде и прическах, причем как для женщин, так и мужчин. Строгая исламская одежда для женщин олицетворяла «высокие моральные качества, а небритые лица у мужчин символизировали постоянную революционную готовность». С приходом к власти прагматика Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани в 1989-1997 гг., а затем реформатора Сейеда Мохаммада Хатами в 1997-2005 гг. на волне демократизации, часть исламских ограничений, казалось, ушла в прошлое. Многие женщины отказались от темных расцветок исламских одеяний, разнообразили свою одежду шалями более пестрых расцветок, начали облачаться в короткие, облегающие тело манто. Модные стрижки стали позволять себе и мужчины. Когда к власти в 2005 г. пришел неоконсервативный президент М.Ахмадинежад, в стране началась кампания по ужесточению норм исламской морали. Однако еще до избрания президентом, будучи в течение нескольких лет мэром Тегерана, Ахмадинежад ввел в столице ряд нововведений в этой сфере: раздельные лифты, сугубо женские такси, автобусы и др. В 2007 г. в Иране начался очередной этап борьбы за неукоснительное соблюдение исламского стиля в одежде. По сути, власти решили вернуться к тому суровому пуританству в одежде, которое существовало в первые послереволюционные годы.  Необходимость этого диктовалась тем, что нарушение исламского кода в разных сферах жизни приняло характер национального бедствия и с этим, по словам иранских лидеров, «нужно решительно бороться». Причину эрозии исламской морали власти видят в «тлетворном влиянии прогнившей западной культуры» , которая, по определению религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, «действует тихо и бесшумно… пытаясь отвлечь молодежь от преданности своей вере».

Борьба за соблюдение исламского благочестия приобретает в нынешнем Иране самые различные, порой анекдотические формы. Осенью 2017 г. власти ополчились на езду женщин на велосипедах. Тогда высказался даже  религиозный лидер страны аятолла  Али Хаменеи: «Езда недопустима, ибо женщин на велосипедах могут видеть посторонние люди». Офис  аятоллы разъяснил правила пользования «взрослыми женщинами» велосипедами и мотоциклами,  где оговорено, что пользоваться этим транспортным средством  можно только там, где никакой посторонний взгляд их не сможет лицезреть. Однако всего через две недели после этого заявления тегеранская полиция запретила  даже «семейные» массовые велосипедные выезды в рамках  общественной экологической кампании «дни без транспорта». Но многие девушки этому не подчинились: используя хештег  IranianWomenLoveCycling# («Иранские женщины любят езду на велосипеде») они опубликовали в Twitter множество фотографий, где они сняты во время велосипедных прогулок. В сети Инстаграмм иранки открыли специальную страницу под заголовком «Я люблю велосипедную езду» для фотографий и видеоклипов на эту же тематику. Нередки и случаи неподчинения молодежи обязательному ношению женских платков – хеджабов. Весной прошлого года социальные сети показали видеоклип, на котором молодая иранка под объективами телекамер срезает свои волосы и выбрасывает платок в знак протеста против принудительного ношения этого элемента «исламской» моды. Это лишь часть сугубо женских протестных акций, которые являются реакцией на продолжающиеся  все эти годы нарушения их прав и их дискриминацию в условиях Исламской Республики. В течение 2018 г. арестовывались или подвергались административным задержаниям более трех с половиной миллиона женщин, якобы, нарушавших правила ношения хеджабов. 18 тысяч из них было направлено в суды для определения меры наказания. В том же году были изъяты десятки тысяч автомобилей, водители которых сидели за рулем в неподобающей по мнению дорожной полиции одежде.

Заметим, что больше всему противится жестким предписаниям ревнителей благочестия именно молодежь, не раз устраивавшая целые протестные кампании с целью добиться снятия многих запретов, осложняющих их жизнь. Весной 2008 г. по этой причине случились  серьезные беспорядки в Ширазском университете. Там забастовали примерно 1800 студентов, требующих отмены нововведений, в частности, запретов на позднее возвращение в общежитие. Кроме того, регламентируемые администрацией вуза новые правила запрещали  студентам ходить по территории университетского кампуса и в общежитиях в свободной домашней одежде, вводили  много новых ограничений на общение между студентами мужского и женского пола. Студенты обусловили тогда прекращение забастовки возвратом к прежнему статус-кво.

В течение последних двух лет студенты стали важной частью протестных акций, отражая растущее недовольство  невниманием властей к их нуждам и концентрирующихся на другом —  военном присутствии в соседних странах, поддержкой союзников в регионе, отличными от ее нужд идеологическими и религиозными программами. Множество выдвигаемых студентами требований носит идеологический характер, будучи направлены против морального давления. Студентов не устраивает полный отказ от проведения совместных мероприятий с участием юношей и девушек, запрет на проведение эстрадных концертов  на территории вуза, многих других ограничениях, связанных с жестким соблюдением исламской морали. Власти продолжают   вмешательстве в студенческую жизнь, нарушая принцип автономии студенческих кампусов, серьезно ограничивая права их  профессиональных объединений. В такой ситуации реформа обучения в системе вузов, направленная на разделение по гендерному принципу, считают власти, позволит легче контролировать студенческую жизнь, реанимировать полное соблюдение норм исламской морали, сдержать  их дальнейшую эрозию.

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec