США выдавливают Францию из Сахеля

Вашингтон торпедирует усилия Франции и ООН по борьбе против терроризма в Сахеле. Как минимум начиная с апреля текущего года американские дипломаты, во-первых, пытаются добиться отставки с поста глава миссии ООН по стабилизации Мали (MINUSMA) Махамата Салеха Аннадифа, бывшего министра иностранных дел Чада, а во-вторых, стремятся вообще ограничить свое участие в борьбе против исламского радикализма в регионе, ставя под угрозу ее результаты в целом.

В первом случае они лоббируют назначение своего дипломата Дэвида Грессли, заместителя главы миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (ДРК).

Государственный департамент США мотивирует необходимость отставки действующего главы MINUSMA тем, что он уже пять лет бессменно занимает данную должность и не добился прогресса в борьбе против джихадистов, а предлагаемый на его место американский дипломат «знаком с механизмом работы ООН и её малийским контекстом».

Так, до своего нынешнего назначения Дэвид Грессли возглавлял программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Мали.

Но, несмотря на все усилия, Вашингтону пока не удалось добиться прогресса по данному вопросу из-за сопротивления других стран в Совете Безопасности ООН. Их представители демонстрируют готовность обсудить новое назначение, указывая, что смена Махамата Салеха Аннадифа – дело почти решенное, заявляя при этом, что назначение его потенциального преемника является предметом интенсивных переговоров, но при этом они противятся назначению на его место американского ставленника.

Главными противниками американского варианта является Франция, выступающая «за нейтральную африканскую кандидатуру», что, по мнению ее дипломатических представителей является правильным с учетом необходимости детального знания местной специфики.

Реально же Париж, проявляя неуступчивость по данному вопросу, напрямую защищает свои интересы, а именно собственное влияние в бывшей французской колониальной Африке.

Как известно, Чад, как и ряд других стран Сахеля, фактически находится на военном и финансовом содержании Франции, и их представителя так или иначе вынуждены оглядываться на ее мнение.

И в условиях, когда переговоры фактически зашли в тупик, Вашингтон открывает в Сахеле другой «дипломатический фронт», настаивая на непродлении мандата MINUSMA и его прекращении в течение ближайших трех лет.

Это выглядит своего рода ультиматумом несговорчивым французам. По данным французских источников, «Вашингтон намеревается осуществить беспрецедентный план постепенной ликвидации миссии ООН в Мали».

Разумеется, Париж, уже восьмой год проводящий вооруженную интервенцию в этой стране, выступает категорически против.

В свою очередь, Вашингтон проявляет такую же бескомпромиссность относительно французской заявки по расширению миротворческой миссии и размещению военнослужащих MINUSMA в Центральном Мали.

Необходимо напомнить, что изначально мандат операции ООН формально ограничен севером страны. Однако, столкнувшись с ухудшением ситуации в области безопасности в центре Мали, Франция в течение нескольких последних месяцев призывает Совет Безопасности Организации Объединенных Наций к «частичному» развертыванию международных миротворческих сил в этой части страны.

А это, в свою очередь, требует дополнительных финансовых и военных затрат, в том числе и американских.

Также Вашингтон очень скептически относится к существующим координационным механизмам между MINUSMA и неформальным объединением из пятерки стран Сахеля, борющимся против террористического вызова в рамках всего региона.

При этом, по данным французских источников, критикуя подобное положение дел, сами США поддерживают их взаимодействие только на словах. Так, например, Вашингтон ранее выступал против финансирования сил «сахельской пятерки» со стороны ООН, руководствуясь установками американского президента Дональд Трамп о необходимости сворачивания затратных и «ненужных» с точки зрения интересов США международных миротворческих операций.

Важно отметить, что всему этому предшествовал недавний отчет Госдепартамента о миссии ООН в Мали, в котором действия её руководства и сил были подвергнуты жесткой критике. В частности, утверждалось, что соответствующие затраты абсолютно не соответствуют достигнутым результатам.

На практике намерения США означают в обозримом будущем план уменьшить бюджет миссии ООН в Мали на 10% и снизить на тысячу число силовиков миссии. В условиях, когда 11200 миротворцев из MINUSMA не в состоянии справиться с расползанием «серой» неконтролируемой зоны в Сахеле вообще и Мали в частности, этот ход будет иметь очень серьезные последствия.

Разумеется, Париж тоже не согласен на подобный расклад. На мнение США теоретически могло повлиять согласие Франции на назначение во главе миссии ООН в этой стране американского представителя, но, как представляется, истинные мотивы несогласия сторон объясняются более глубокими противоречиями.

Речь фактически идет о поединке США и Франции в регионе Сахеля, который Париж считает «своим» и не желает снижать влияние в своих бывших колониях.

Французы прекрасно понимают, что уступи они сейчас – под вопрос будет поставлено сохранение их авторитета в своей бывшей африканской зоне.

Подобные действия со стороны США наблюдаются как минимум со второй половины XX века, когда Вашингтон вытеснил Париж из прежних колоний, в частности, из Индокитая и отчасти из Северной Африки (к этому необходимо отнести подрывные американские действия и дипломатическое давление в 1950 – 1960-е гг., направленные на разрушение французской колониальной империи и одновременно снижение влияния Франции в мире.

Заметим, что французы находятся в сложном положении. В условиях разгула терроризма в Сахеле, который они продолжают считать своей зоной влияния, и неспособности Парижа стабилизировать здесь ситуацию американские действия создают для него серьезную проблему.

Уже восьмой год французские военные демонстрируют неспособность стабилизировать ситуацию в Мали и Сахеле вообще, в связи с чем они пытаются расширить ряды своих союзников и размеры их вклада для продолжения миротворческой операции.

Однако ближайшие союзники Парижа по Евросоюзу предпочитают отделываться присылкой минимальных контингентов (в среднем взвод – рота от страны), что несоразмерно французским попыткам сохранить послеколониальные границы и лояльные себе политические режимы.

Напротив, год от года военная и финансовая нагрузка на миротворческие силы в Сахеле возрастает, тогда как влиятельные страны вроде США, напротив, торпедируют эти усилия, демонстрируя это своим видимым несогласием с отказом Парижа на американское назначение во главе миссии ООН в Мали.

Отчасти это выглядит справедливо – не можешь тянуть взятую на себя ношу – уступи ее другим, и эти другие не намерены сохранять былое могущество былых колониальных хозяев за свой счет.

Более того – США своими действиями целенаправленно подрывают влияние Франции и других европейских государств в мире.

На практике это чревато образованием вакуума, неконтролируемых официальными властями «серых» зон, который немедленно заполнится в лучшем случае китайским, а в худшем — джихадистским влиянием.

Пока же на глазах подобные зоны расширяются, поглощая все новые территории и страны. И продолжение подобного процесса в Сахеле угрожает прежде всего интересам европейских стран.

52.7MB | MySQL:104 | 0,343sec