О связях правительства и спецслужб Турции с финансистами терроризма из числа сторонников «Аль-Каиды»

Секретный доклад Совета по расследованию финансовых преступлений Турции (МАСАК), полученный компанией Nordic Monitor, показывает, как исламистское правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана замалчивало расследование о сотнях тысяч долларов  помощи для террористической организации «Аш-Шабаб» в Сомали. В докладе, под грифом «секретно», приводятся дополнительные подробности скандала, который первоначально был предан огласке в январе 2019 года, и дополнительно подчеркивается роль Национальной разведывательной организации Турции (MIT) в контактах с террористическими группировками «Аль-Каида» (запрещена в России) и «Аш-Шабаб». Согласно этому отчету, Министерство иностранных дел Турции направило в МАСАК письмо № 48378 от 22 марта 2013 года, приложив к нему запрос на информацию, направленный Управлением по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Министерства финансов США, возглавляемым в то время заместителем госсекретаря Дэвидом С. Коэном. Разведданные, собранные американцами, показали, что гражданин Турции Ибрагим Шен и его брат Абдулкадир Шен были причастны к поставке 600 000 долларов «Аш-Шабабу» в период с сентября по декабрь 2012 года. Разведданные были достаточно надежны, чтобы американцы могли использовать официальные межведомственные каналы связи между двумя странами. МАСАК Турции и Управление по борьбе с терроризмом и финансовой разведкой Министерства финансов США являются ключевыми учреждениями в области борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма (ПОД/ФТ) Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ), межправительственной организации по разработке политики борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Ибрагим Шен, террорист из «Аль-Каиды», был задержан в Пакистане и переведен в Гуантанамо, где содержался до 2005 года, прежде чем американские власти решили выдать его Турции. Он был обвинен в 2008 году  в принадлежности к «Аль-Каиде»  и был осужден. В 2011 году, когда начался сирийский кризис, турецкая разведка завербовала его в качестве оперативника для мобилизации джихадистов в Сирии. МАСАК ответил на запрос Минфина США в секретном письме от 1 августа 2013 года, которое было направлено в МИД Турции для передачи американским властям. В нем говорится, что власти США, Великобритании и Франции запросили информацию о связанных с «Аль-Каидой» турецких гражданах, которые находятся под протекцией органов госбезопасности.  В то время как между турецкими и американскими властями шел обмен информацией, прокуратура турецкой восточной провинции Ван близ иранской границы проводила свое собственное отдельное расследование терроризма в отношении братьев Шен и других подозреваемых. В январе 2014 года прокурор добился выдачи ордеров на задержание обоих братьев и других подозреваемых в причастности к «Аль-Каиде», включая Османа Нури Гюлясара, высокопоставленного деятеля провинциального истеблишмента правящей Партии справедливости и развития (ПСР). В следственном досье было показано, как MIT использовал братьев Шен из «Аль-Каиды» для переброски  оружия и боевиков в Сирию в рамках организации свержения  правительство Башара Асада. Как следствие, власти Турции замяли расследование и добилось освобождения всех 25 подозреваемых, которые были задержаны в ходе общенациональной зачистки. Более того, были немедленно уволены два видных руководителя антитеррористической службы — Сердар Байрактутан и Девлет Чынги, которые раскрыли ячейки «Аль-Каиды» в шести провинциях страны. В апреле 2014 года Мюрсель Али Каплан, глава МАСАК, также был смещен и назначен на малозаметную должность.

4 июня 2014 года МАСАК получил еще одно секретное сообщение от МИД Турции, в котором говорилось, что иностранные дипломаты, работающие по теме борьбы с терроризмом в посольствах Великобритании и Франции, запросили дополнительную информацию о братьях Шен, поскольку они заявили, что их правительства готовятся подать ноту для представления в Совет Безопасности ООН в отношении Комитета по санкциям против «Аль-Каиды». Дипломаты заявили, что радикальные боевики, отправившиеся в Сирию воевать с джихадистами, по возвращении представляют угрозу безопасности своих стран. Младший брат Шена, Абдулкадир, снова  попал в поле зрения следственных органов Турции, после того, как  радикализированный турецкий полицейский убил российского посла Андрея Карлова в турецкой столице 19 декабря 2016 года. Из материалов дела следовало, что Абдулкадир лично встречался с убийцей в Стамбуле после того, как тот прочитал его книгу о Сирии и захотел встретиться с автором.

В отчете об оценке № 2016.Д-р 13-80/2 от 29 июля 2016 года, МАСАК пришел к выводу, что не было никаких записей о каких-либо финансовых операциях в банковской системе, подтверждающих, что братья Шен отправили «Аш-Шабаб» 600 000 долларов. Комментируя заключение МАСАК, несколько специалистов по безопасности сделали вывод о том, что доклад был ничем иным, как попыткой отписки. Эти  специалисты подчеркнули, что «Аль-Каида» не будет переводить такие суммы наличных денег через обычные банковские или финансовые механизмы. При этом они подчеркнули, что у МАСАК  была возможность отследить эти деньги, но, похоже, ему было приказано этого не делать.

Большинство опытных следователей МАСАК были отстранены от своих должностей после коррупционных расследований в декабре 2013 года в США, по результатам которых  людям из ближнего круга Р.Т.Эрдогана были предъявлены обвинения по использованию ряда турецких банков для отмывания иранских денег. Правительство заполнило вакансии политическими активистами лояльными Р.Т.Эрдогану, которые не были заинтересованы в преследовании радикальных джихадистских группировок в Турции. Фактически, правительство в марте 2014 года приказало прекратить все расследования в отношении эмиссаров «Аль-Каиды» и приостановить оперативную деятельность по наблюдению и прослушиванию, осуществляемую судебными и правоохранительными органами. Вместо этого правоохранительные органы и система уголовного правосудия были превращены в инструмент преследования критиков и противников Эрдогана, а также диссидентов, особенно членов движения Ф.Гюлена. Неудивительно, что президент Р.Т.Эрдоган подчинил  МАСАК своему зятю Берату Албайраку, нынешнему министру финансов и казначейства.

Возвращаясь к делу братьев Шен надо отметить, что в материалах расследования было доказано, что Абдулкадир Шен имел или до сих пор имеет несколько банковских счетов в государственных банках Vakıf, Ziraat, Halk и частных кредитных организациях Akbank, Yapı Kredi, Işbank, Denizbank, Garanti, Türkiye Finans и Kuveyt Türk. Общая сумма финансовых операций на этих счетах в период с 2011 по 2016 год составила около 466 000 турецких лир. Весьма вероятно, что Абдулкадир Шен использовал другие средства для перемещения этих средств. У него были финансовые сделки с двумя членами «Хизб ут-Тахрир» и его братом Сейфуллахом Шеном, который с 2008 года находился под наблюдением полиции по поводу его связей с «Аль-Каидой». Учитывая тот факт, что даже правительство Эрдогана не использует банки для отправки средств сомалийскому правительству в рамках грантовых и кредитных схем, а  перевозит мешки наличных денег на рейсах Turkish Airlines, направляющихся в Могадишо, было бы абсурдно думать, что финансисты терроризма будут использовать банки для перевода средств для «Аш-Шабаб». Сам  Абдулкадир Шен  при этом являлся преподавателем  в государственном университете Муш Алпаслан Университеси, а также имеет  49-процентную долю в медиа, издательском и дистрибьюторском бизнесе и компании под названием Dinamik Medya Basın Yayın Dağıtım Organizasyon, Sanayi Ticaret Ltd. с 7 января 2013 года. Его напарником в этом бизнесе является Мурат Озер.

52.27MB | MySQL:103 | 0,584sec