Ливия: об итогах переговоров между высокопоставленной турецкой делегацией и ПНС

17 июня международно признанное правительство Ливии сообщило об успешных переговорах между его премьер-министром Фаизом Сарраджем и высокопоставленной турецкой делегацией, в ходе которых стороны «рассмотрели ситуацию в стране и пути развития двустороннего сотрудничества, особенно, военного».

Турецкая делегация провела в Триполи один день, что свидетельствует о, высоком уровне проработки вопросов и о, скорее, формальном завершении ряда ранее согласованных процедур и подписании документов. Турки проводят то, что можно назвать закреплением прибыли, фиксируют достигнутые итоги, и они достаточно впечатлительные, если судить даже по списку озвученных тем. Ливия, без сомнения, сейчас является явным приоритетом турецкой внешней политики, где Анкара, заручившись поддержкой влиятельных союзников, прежде всего, США, а также Катара, реализует проект, очень сильно напоминающий протекторат. Политический, экономический и военный.

Правительство национального согласия (ПНС) в пресс-релизе по итогам переговоров заявило, что наних обсуждались «события в Ливии и международные усилия по урегулированию нынешнего кризиса». Стороны также обсудили «ряд документов о сотрудничестве в различных областях», в том числе «тему возвращения турецких компаний для завершения их работы в Ливии и механизмы сотрудничества и интеграции в области инвестиций, инфраструктуры и нефти», в дополнение к разъяснению «подхода, принятого Ливией, для разработки концепции развития на основе партнерства между двумя секторами: государственным и частным».

Также обсуждались «Последующие меры по выполнению меморандума о взаимопонимании в области безопасности и внешней политики», подписанного между двумя странами в ноябре прошлого года, особенно в отношении сотрудничества в создании «потенциала обороны и безопасности» в Ливии посредством программ обучения, квалификации и подготовки, в дополнение к событиям, касающимся меморандума «о взаимопонимании при определении границ морских держав».

Переговоры проходили в штаб-квартире Президентского совета в Триполи, и в них приняли участие с турецкой стороны, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр финансов Берат Албайрак, начальник разведки (Национальной разведывательной организации), Хакан Фидан, посол Турции в Ливии Сархан Аксан и ряд высокопоставленных должностных лиц из аппарата президента и правительства Турции.

Министр иностранных дел Турции, Мевлют Чавушоглу по итогам поездки заявил, что его приезд в  Триполи был направлен на укрепление отношений с ПНС, а также на разработку планов развития отношений в рамках двух меморандумов о безопасности и «морском понимании», подписанных между Анкарой и Триполи.

В ходе пресс-конференции он добавил, что соглашение с ПНС предусматривает разведку Турцией нефти в Средиземном море и в территориальных водах Ливии и поиск «радикальных решений ливийского кризиса».

Далее он продолжил: «Мы разработали план для продолжения наших усилий по поиску политических решений ливийского кризиса под эгидой Организации Объединенных Наций», добавив, что «наш визит в Ливию был, в целом, с положительными результатами, и мы поддерживаем все ливийские усилия по привлечению к ответственности тех, кто совершил массовые убийства против ливийских граждан».

М.Чавушоглу сослался на обсуждение во время визита многих общих двусторонних вопросов по иммиграции и беженцам, в дополнение к обсуждению ситуации с турецкими компаниями, работающими в Ливии, особенно в связи с тем, что были отдельные проекты, находящиеся на завершающей стадии, когда некоторые компании были вынуждены покинуть Ливию.

Глава МИД Турции обратил внимание на свою встречу с главой ПНС, Фаизом Сарраджем, министром иностранных дел Мухаммедом аль-Тахиром Сиялой, в дополнение к другим двусторонним встречам между его коллегами, а также подтвердил свою встречу с турецкими представителями, которые оказывают военную и материально-техническую поддержку правительственным силам, а также, «с их коллегами в Ливии».

Активность Турции в Ливии вызывает раздражение у некоторых средиземноморских государств, считающих эту страну зоной своих интересов. И это, не Италия, хотя, казалось бы, именно Рим, некогда отобравший Ливию у Турции, должен переживать по этому поводу. Итальянцы не нервничают, потому что их собственный уровень отношений с бывшей колонией таков, что будут турки доминировать в Триполи, или не будут, это никак не скажется на итальянских интересах, экономических, прежде всего. Консорциум «Eni-Agip-Saipem» не просто имеет одну из самых давних и устоявшихся деловых репутаций в Ливии и производит на сегодня более половины всей местной нефти и газа, но и является единственным подрядчиком в этом регионе, способным вести глубоководные работы на шельфе, обустраивать скважины, прокладывать трубопроводы. Итальянцы обустраивают египетское месторождение «Зохр» и они же будут работать на любом проекте на шельфе, инициируй его Анкара и Триполи в ливийских территориальных водах, или в экономической зоне.

Нервничает компания из Франции TotalFinaElf, в просторечии, «Тоталь», дела у которой, на фоне заигрываний Парижа с Бенгази и разного рода измышлений про права и свободы личности, слова и собраний, формируют большой массив негатива в Триполи.

Министерство иностранных дел Франции подтвердило 17 июня, что Турция выступает в качестве препятствия на пути установления мира и стабильности в Ливии, обвиняя ее в том, что она действует «враждебно» по отношению к своим партнерам по НАТО, чтобы помешать им в осуществлении эмбарго ООН на поставки оружия в Ливии.

МИД Франции в достаточно резком для дипломатического ведомства заявлении, высказался в том смысле, что главное препятствие на пути установления мира и стабильности в Ливии заключается в систематических нарушениях эмбарго на поставки оружия, введенного Организацией Объединенных Наций, особенно, со стороны Турции, несмотря на ее обещания придерживаться результатов Берлинской конференции, озвученные в начале года.

В заявлении подчеркивается, что Париж не согласен с доминированием одной стороны над другой в Ливии, и отмечается, что «он всегда повторял, что военного урегулирования ситуации в Ливии не будет».

«В последние несколько недель Франция работала над возобновлением переговоров с целью скорейшего заключения соглашения о прекращении огня в рамках решений Организации Объединенных Наций и в конкретных рамках Берлинской конференции…, однако, продолжающаяся поддержка Анкарой военных шагов правительства ПНС, прямо противоречит усилиям по достижению немедленного перемирия в Ливии. Поддержка Турцией правительства примирения сопровождается «враждебным» и «неприемлемым» поведением военно-морского флота Турции по отношению к союзникам по НАТО с целью воспрепятствовать усилиям по осуществлению эмбарго ООН на поставки оружия».

В заявлении французского МИДа призывается прекратить «враждебное» поведение Турции по отношению к своим союзникам по НАТО.

Формальным поводом для такого раздражения стало недавнее поведение ВМС Турции, корабли которого сопровождают сухогрузы с грузами военного назначения, следующие в Мисурату и не подпускающие к ним силы и средства, участвующие в операции IRINI. Попытки кораблей ВМС Франции и Греции досмотреть такие суда были жестко пресечены турецкими моряками: вертолету ВМС Греции было приказано удалится под угрозой открытия по нему огня, а фрегату ВМС Франции по радиоканалу недвусмысленно посоветовали следовать своей дорогой. С учетом того, что действия ВМС Турции все больше напоминают классические конвойные операции с участием военной авиации, а часть из них проводится еще и в рамках учений НАТО, которые идут своим чередом и никак не завязаны на операцию IRINI, данные инциденты более походят на попытку демонстрации своей принципиальности, но не более. В конечном счете, те же ВМС Франции регулярно отслеживают транспортные самолеты, следующие над Восточным Средиземноморьем со стороны Сирии в Бенгази, то же самое можно сказать о рейсах в Киренаику с востока, через египетское воздушное пространство, и ничего, никто не посылает ноты протеста из Парижа в Абу-Даби, Каир, или в Дамаск.

Очевидно, геополитические амбиции и угроза интересам французского бизнеса в Ливии, а активность «Тоталь» еще до событий 2011 года была сконцентрирована в Триполитании, и есть главные причины раздражения турецким бенефисом в Ливии. Анкару подобные вещи мало смущают, и единственное, что сейчас вызывает пристальный интерес, это возобновятся ли боевые действия под Сиртом, или нет? За прошедшие две недели стороны активно перебрасывали подкрепления, готовились, соответственно, к обороне и к наступлению, одновременно ведя закулисные переговоры и консультации. Признаков достигнутого согласия пока не отмечено, следовательно, вероятность новой вооруженной эскалации достаточно велика.

52.19MB | MySQL:103 | 0,456sec