Реакция в Турции на закон США о Защите гражданского населения Сирии. Часть 1

17 июня 2020 года в США в силу вступил в силу так называемый Caesar Syria Civilian Protection Act или, в переводе, «Закон о защите гражданского населения Сирии».  Напомним, что сам закон был подписан президентом Д.Трампом 20 декабря 2019 года.

Вот как вступление в силу этого Закона было прокомментировано на сайте Государственного департамента США: «Названный в честь сирийского фотографа, который смело поделился с миром тысячами фотографий, документирующих пытки в тюрьмах Асада, Закон Цезаря предоставляет правительству США мощный способ повысить ответственность за зверства режима».

Как отмечается Государственным Департаментом: «Наши санкции в соответствии с Законом Цезаря и Актом №13894 направлены не на то, чтобы причинить вред сирийскому народу, а скорее на то, чтобы содействовать ответственности за насилие и разрушения режима Асада, в результате которых погибли сотни тысяч мирных жителей, было подвергнуто произвольному задержанию тысячи сирийцев, большинство из которых остаются без вести пропавшими, а многие из них подвергаются пыткам и сексуальному насилию; и была уничтожена гражданская инфраструктура страны, включая дома, больницы и рынки, что привело к перемещению более половины населения. Этот Закон призван дать четкий сигнал о том, что ни один иностранный бизнес не должен вступать в бизнес или иным образом обогащать такой режим».

Как поясняется Госдепом США, Акт №13894 подразумевает набор различных санкций, в том числе, ограничения на поездки в Соединенные Штаты и изоляцию от финансовой системы Соединенных Штатов для иностранных лиц, которые чинят препятствия режиму прекращения огня или политического урегулирования конфликта в Сирии.

При этом, Государственным департаментом подчеркивается, что, в соответствии с так называемым «Законом Цезаря», санкции направлены против иностранных (юридических и физических) лиц, которые способствуют приобретению режимом Асада товаров, услуг или технологий, которые поддерживают военную деятельность режима, а также его авиационную и нефтегазодобывающую отрасли.

«Закон Цезаря» также предусматривает санкции против тех, кто получает прибыль от сирийского конфликта, участвуя в восстановительных мероприятиях.

Процитируем пресс-релиз Государственного департамента США: «Соединенные Штаты будут активно налагать и обеспечивать соблюдение всего спектра санкций США в соответствии с Актом №13894 и другими нашими санкционными мерами, включая Закон Цезаря, против режима Асада и его сторонников, с тем чтобы оказать максимальное давление на сирийский режим в целях полного осуществления политического процесса. Санкции, введенные 17 июня, являются началом усилий Администрации (США – В.К.) по осуществлению Закона о Цезаре. Мы будем продолжать преследовать тех, кто позволяет режиму Асада совершать злодеяния и без необходимости продлевать сирийский конфликт».

Пояснение относительно того, чего, каковы «ожидания» американской администрации от режима Асада даны Государственным департаментом следующим образом:

«У режима Асада есть выбор: предпринять необратимые шаги к мирному урегулированию конфликта, продолжавшегося почти десятилетие, или столкнуться с дальнейшими разрушительными санкциями».

При этом, какова бы ни была практика и последствия вводимых со стороны США санкций, Государственным Департаментом всячески подчеркивается, что санкции не обращены против гражданского населения страны и не касаются, в частности, гуманитарной помощи, оказываемой Сирии.

Цитируем: «Санкции Соединенных Штатов в отношении Сирии обычно не подвергает санкциям добросовестную гуманитарную помощь или деятельность. Исполнение «Закона о Цезаре» продолжает эту практику, в том числе, путем кодификации генеральной лицензии в соответствии с Сирийскими правилами санкций в отношении гуманитарной деятельности НПО. Скорее, санкции Соединенных Штатов в отношении Сирии и связанных с Сирией санкций направлены на то, чтобы удержать Башара Асада и его режим от злоупотребления международной финансовой системой и глобальной цепочкой поставок, чтобы продолжать жестокое обращение с сирийским народом. Мы также намерены помешать режиму Асада и его сторонникам получить прибыль от войны, которую сам режим навязал сирийскому народу».

И далее: «С самого начала наших санкций против режима Асада мы предоставили исключения для гуманитарной помощи во всех районах Сирии. На самом деле, существуют правительственные программы США, работающие с НПО по доставке лекарств и продуктов питания почти во все части Сирии, включая контролируемые режимом районы. Мы, по-прежнему, привержены обеспечению того, чтобы гражданские лица, проживающие в Сирии, могли получать гуманитарную помощь от международного сообщества».

Так называемый Закон или «Акт Цезаря» был незамедлительно подвергнут жесткой критике со стороны Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В частности, российским МИДом, в официальном пресс-релизе от 17 июня с.г. отмечено следующее: «При этом в Вашингтоне вполне отдают себе отчет в том, что действующие несколько лет односторонние санкции США, к которым сегодня добавятся новые рестрикции, во многом спровоцировали девальвацию сирийской лиры и скачок цен на топливо, продукты питания и товары первой необходимости. В результате тысячи простых сирийцев, по свидетельству представителей специализированных гуманитарных агентств ООН, оказались буквально на грани выживания».

И далее: «Очевидно и то, что с тех пор ничего не изменилось, только санкции Вашингтона против Сирии были еще больше расширены и ужесточены. «Акт Цезаря», который на словах направлен на «защиту гражданского населения», на деле бьёт по обычным сирийцам».

Ещё раз подчеркнём ключевые положения так называемого «Акта Цезаря»:

  1. Акт препятствует приобретению официальным Дамаском продукции и услуг для военных нужд, а также для авиационной и нефтедобывающей отраслей.
  2. Акт блокирует выполнение восстановительных работ в стране.
  3. В качестве карательных мер за сотрудничество с официальным Дамаском, Акт грозит иностранным юридическим и физическим лицам ограничением поездок в США и отключением от американской финансовой системы.

Надо сказать, что вступление в силу «Закона Цезаря» было встречено нынешним турецким руководством и проправительственными СМИ весьма положительно.

При этом, в телевизионной сетке вещания немедленно появились обсуждения, в центре которых был «Закон Цезаря». Причем, обсуждаемые вопросы затрагивали непосредственно Россию (Иран в меньшей степени). Перечисляем базовые вопросы на примере государственной телерадиовещательной компании TRT World:

  1. Для сторонников режима Асада — таких как Россия, какое влияние окажут санкции?
  2. Когда Россия поддержала Асада, можно было предположить, что Россия получит отдачу от своих инвестиций за счет заключения контрактов на восстановление страны и т.д. Как работают подобные сделки, и в этом случае, какова опасность для России? Что будет с возвратом того, что виделось в качестве ранее сделанных инвестиций?
  3. Россия и Китай имеют право наложить вето на санкции против Сирии через НАТО, но «Закон о Цезаре» — это инициатива США и ЕС. Какое влияние это окажет на их отношения с Россией, когда речь заходит о международном сотрудничестве?

Итак, если смотреть в суть вопросов, в турецких СМИ начался активный поиск ответа на вопрос того, насколько «Законом Цезаря», США удастся воспрепятствовать поддержке со стороны России официального Дамаска. При этом, как можно понять из постановки вопроса, Иран не рассматривается в качестве главной опоры сирийского режима. Опорой, по турецкому мнению, все же, является ось Москва – Дамаск.

Можно сказать, что «Закон Цезаря» породил в руководстве Турции и проправительственных СМИ надежды на то, что ситуацию удастся обратить вспять и «поставить режим Асада на колени». При этом, представляется, что противники Б.Асада отдают себе отчет в том, что «Закон Цезаря» никоим образом не повлияет на российскую помощь Дамаску.

Речь ведь, по сути, идет о следующем: 1) пресечении попыток восстановления международного признания официального Дамаска, 2) пресечении попыток создать международный консорциум спонсоров восстановления Сирии, в первую очередь, с участием Европейского союза (одной из таких попыток следует считать создание так называемого «Стамбульского квартета», в составе России, Турции, Германии и Франции – В.К.), 3) пресечении попыток любой восстановительной деятельности на территории, подконтрольной Дамаску с участием международных компаний.

Иными словами, если переводить на русский язык, то речь идет о попытках воспрепятствовать возвращению территорий, контролируемых официальным Дамаском, к нормальной жизни. Соответственно, это может вызвать цепную реакцию в виде очередной волны внутрисирийских протестов, которая пошатнет и так неустойчивые позиции Башара Асада. Между строк здесь можно прочитать и попытку американцев заблокировать окончательное решение вопроса Идлиба сирийским руководством.

Итак, как отреагировали в Турции на «Закон Цезаря»?

Обратимся к публикации со стороны информационного агентства «Анадолу» — перепечатке стати некоего Махмуда Османа от 03.01.20, которая характерным образом озаглавлена – «Может ли быть «Закон Цезаря» началом конца Асада?».

Вот с какой оценки начинается эта публикация: «В то время как «Закон Цезаря» о защите гражданских лиц в Сирии, вступивший в силу в США, направлен, главным образом, на вовлечение режима Башара Асада в политический процесс, он, с одной стороны, дает возможность сирийской оппозиции объяснить миру нарушения режима миру и, с другой стороны, налагает (на неё) большую ответственность».

И здесь автор статьи приводит фактуру «Закона Цезаря», говоря о том, что речь идет о 55 тыс. фотографиях 11 тысяч до смерти замученных человек со стороны режима Асада.

Нынешние же санкции направлены на «подрядные компании, действующие от имени России и Ирана или же против иностранных физических лиц и организаций, которые осуществляют большой объем торговли».

Как пишется в статье, перепечатанной турецким информационным агентством, «Закон Цезаря» направлен на то, чтобы оказывать «тяжелое давление» на режим в Дамаске и на Иран. Однако, главный эффект, как указывается, проявит себя в отношениях между США и Россией.

Вот как комментирует автор статьи перспективы, которые открываются перед Россией, в связи со вступлением в силу «Закона Цезаря».

«Известно, что Россия боится санкций администрации США за преступления, совершенные в Сирии. Военные подрядчики и бизнесмены из российской армии и строительные военные подрядчики уровня командования, а также бизнесмены могут оказаться в сети этих санкций. Однако основная цель этого закона — усилить нагрузку на режим Асада и исключить его из мировой системы».

Как отмечается в статье, воздействие на режим Асада через принятие «Закона Цезаря» будет определяться целым рядом факторов.

Цитируем: «Закон получил поддержку Республиканской и Демократической партий, тем самым, усиливая впечатление, что законодатели США поддерживают шаги, которые, как ожидается, администрация Вашингтона предпримет в отношении ситуации в Сирии. Это подразумевает давление на Россию и ее союзников, в то же время предопределяя активную роль Соединенных Штатов предотвращать любую политическую инициативу, несовместимую с политикой Вашингтона».

И далее автор М. Осман указывает:

«Администрация США стремится вовлечь режим Асада в политический процесс и заставить его подчиняться международным решениям. Похоже, что Закон не ограничится только угрозами и отправляет режиму послание о том, что санкции могут быть приостановлены, если он (режим – В.К.) откажется от своей нынешней политики».

Довольно любопытно как оцениваются автором статьи намерения администрации США, которая приняла «Закон Цезаря»:

«Кроме того, Закон поддерживает создание благоприятных условий для запуска политического процесса, освобождения политических заключенных, прекращения нападений на гражданских лиц и бомбардировок гражданских районов таких, как места отправления религиозных обрядов, больницы, школы, прекращение применения химического оружия, возвращения тех, кто был вынужден мигрировать, и лиц, ищущих убежища» (заметим, что это – расширительная трактовка турецкого информационного агентства, которое на протяжении всего сирийского конфликта предпочитало говорить не о трагедиях среди мирного населения в ходе гражданской войны с виновными с обеих сторон противостояния, а именно возлагать всю вину на официальный Дамаск и говорить о зверствах режима против собственного гражданского населения – В.К.).

Вот как видит М. Осман следующие шаги: «Для сирийской оппозиции важно начать кампании в СМИ — в США и европейских странах, которые бы рассказывали про преступления, совершенные режимом. Шаги, которые необходимо предпринять для наказания режима, должны быть поддержаны путем усиления общественной поддержки в этих странах».

Продолжаем дальше предложения М. Османа, перепечатанные официальным турецким рупором:

«Важный фактор заключается в том, что Закон («Закон Цезаря») подготовлен в соответствии с резолюциями №2118 и 2254 Совета Безопасности ООН и, наряду с режимом, налагает ответственность на Россию и на Иран. Таким образом, Закон использует по отношению к России определение «ответственная и подотчетная» (сторона). Тем не менее, Закон усиливает санкции, введенные против Ирана, в том числе, связанных с ним учреждений и делегаций, действующих через Ливан, Кипр и другие страны».

Далее автор статьи указывает на то, что нынешняя международная обстановка подходит для исполнения «Закона Цезаря». В частности, этот Закон отвечает политике ужесточения санкционного давления по отношению к Ирану. Как указывается в статье на сайте агентства «Анадолу»: «(Закон Цезаря) ограничит его (Ирана) продвижение в Ираке и Ливане и подтолкнет Россию к серьезному и конструктивному отношению к режиму Асада во время переговоров в Конституционном комитете».

При этом, автор статьи указывает на то, что США подсчитали, что «Россия и Иран, которые также борются со своими внутренними проблемами, не могут помочь режиму Асада».

И, в заключение своей оценки принятого в США документа, автор статьи М. Осман говорит о том, что в случае, если режим Башара Асада примет на вооружение политику политической конфронтации с военным решением вопроса, то «Закон Цезаря» открывает дорогу к введению и более широких санкций.

Следующий, отдельный раздел материала на сайте агентства «Анадолу» озаглавлен следующим образом: «То, что предстоит сделать сирийской оппозиции».

Вот как оценивает складывающуюся конъюнктуру автор статьи:

«Закон (Цезаря – В.К.) позволяет подорвать настойчивое требование России о возвращении беженцев и восстановлении страны, не дожидаясь урегулированию политического процесса в Сирии. Он дает возможность США вновь начать играть активную роль, перехватив инициативу. Но также он может рассматриваться и как важная возможность для сирийской оппозиции. Для этого, оппозиция и её союзники должны максимально воспользоваться теми условиями, которые предусмотрены «Законом Цезаря», и предпринять соответствующие шаги для следующего этапа».

52.3MB | MySQL:103 | 0,460sec