Реакция в Турции на закон США о Защите гражданского населения Сирии. Часть 3

17 июня 2020 года в США в силу вступил в силу так называемый Caesar Syria Civilian Protection Act или, в переводе, «Закон Цезаря о защите гражданского населения Сирии».  Напомним, что сам закон был подписан президентом Д.Трампом 20 декабря 2019 года.

Продолжаем анализировать реакцию в Турции на вступление в силу этого законодательного акта.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70588

Напомним, что мы остановились на рассмотрении основных тезисов материала, подготовленного со стороны авторов главного турецкого аналитического центра – Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) в Анкаре, в связи со вступлением в силу США так называемого «Закона Цезаря».

Статья под заголовком «Закон Цезаря США против Асада и его вероятные последствия». Документ был опубликован 18 июня 2020 г. Его авторами стали Мурат Аслан и Ола Каракурт.

В частности, ими было отмечено, что давление со стороны США направлено на то, чтобы подтолкнуть режим Асада к политическому урегулированию конфликта и к тому, чтобы пресечь практику военных преступлений. Разумеется, расчет в американских санкциях не делается на то, чтобы изменить позицию России и Ирана по отношению к Сирии и заставить их отказаться от их поддержки, оказываемой официальному Дамаску. Никто и не ждет, что эта позиция претерпит изменения.

Однако, как можно понять, основной расчет делается на то, чтобы, называя вещи своими именами, подстегнуть очередную волну протестов против официального Дамаска внутри страны.

При этом, в Сирии наблюдаются очевидные политические затруднения и без принятия «Закона Цезаря». 11 июня в отставку Башаром Асадом был отправлен премьер-министр страны Имад Хамис, который был заменен на министра водных ресурсов Хусейна Арнуса.

Впрочем, эта отставка турецкими экспертами была прокомментирована неоднозначно. Отмечается, что Имад Хамис был выбран в качестве «козла отпущения» и даже упоминается о том, что он пытался положить конец практике контрабанды, на которой зарабатывали военные силы, поддерживающие Башара Асада.

Кроме того, указывается на то, что вокруг Асада наблюдается раскол.

Во-первых, отмечается его напряженность в отношениях с братом — Махером Асадом (который характеризуется как проирански настроенный, по причине чего  его пытается своими действиями балансировать Россия). Во-вторых, указывается на то, что Башар Асад пытается решить экономические проблемы страны, идя даже на конфликт с её крупным бизнесом, и так оказавшим и продолжающим оказывать поддержку деньгами. В этом смысле, отмечается тот кризис, который возник между Башаром Асада и его двоюродным братом Рами Махлюфом.

Отмечается то, что имущество Р. Махлюфа было арестовано, а сам он был оставлен под домашним арестом. Как оценивают эту ситуацию турецкие авторы, это вызвало изрядную напряженность среди поддерживающих Асада алавитов.

И, конечно же, «Закон Цезаря» выбивает почву из-под надежд на то, что третьи страны, включая страны Западной Европы – Германию и Францию, окажут помощь на восстановление страны, не дожидаясь политического решения конфликта. Таким образом, так называемый «Стамбульский квартет» оказался под большим вопросом.

Таким образом, пустить по параллельным путям политическое урегулирование и экономическое восстановление страны, как пока выглядит, не получится. Поскольку как, в целом, отмечают турецкие обозреватели финансовых возможностей для восстановления Сирии ни у России, ни у Ирана нет. И, кроме того, обе страны решают сейчас, в первую очередь, свои внутренние вопросы. Разумеется, все в Турции в курсе и про намеченный на 1 июля референдум по поправкам в Конституцию РФ и про то, какое значение ему придается со стороны российской власти, которая сфокусирована сейчас на внутренней политике.

В итоге, следует отметить, что это не может не порождать оптимизм среди провластных турецких обозревателей, которые полагают, что с режимом Башара Асада в Сирии ещё далеко не все решено.

И сирийская оппозиция ещё может сказать свое веское слово при том, что её переговорную позицию «Закон Цезаря», серьезным образом, укрепляет. Кроме того, этот Закон создает своего рода плацдарм для того, чтобы наращивать давление на официальный Дамаск, в том случае, допустим, если сирийской оппозицией будут предоставлены новые свидетельства «военных преступлений режима Башара Асада». Понятно, что именно в этом направлении оппозицией будут предприниматься усилия.

Следующий раздел материала, опубликованного со стороны SETAV, озаглавлен как «Влияние Акта Цезаря на развитие международной политики и на других акторов».

Процитируем авторов: «Начиная с 2018 года, когда США вышли из ядерной сделки, вероятность того, что может быть достигнуто совместное решение по Сирии с Ираном, который находится под жестким санкционным давлением, выглядит малореальной. Однако, есть вероятность того, что, договорившись с Россией, определенные шаги (американцами – В.К.) могут быть предприняты».

Как отмечается турецким аналитическим центром, 11 июня 2020 года состоялся телефонный разговор между специальным представителем США по Сирии Джеймсом Джеффри и заместителем министра иностранных дел Сергеем Вершининым, в ходе которого «обсуждалось политическое решение сирийского кризиса». В ходе разговора, как сообщается, обсуждался Женевский процесс и Резолюция ООН №2254.

Процитируем: «США начали вновь предпринимать усилия по тому, чтобы оживить Женевский процесс, который потерял темп после того, как были запущены, по инициативе России, Турции и Ирана, Астанинский и Сочинский процессы».

Также турецкие авторы обратили внимание на выражение специальным представителем ООН по Сирии Гейром Педерсеном заинтересованности в том, чтобы работа сирийского Конституционного комитета была бы возобновлена уже в августе месяце.

Как пишут турецкие авторы, еще одной главной целью США в Сирии является вывести проиранские вооруженные формирования из страны и уменьшить влияние Тегерана в Сирии.

Причем, что характерно, по мнению турецких аналитиков, для достижения этой цели администрация Вашингтона может сотрудничать с Москвой. Процитируем: «Таким образом, беспроигрышный подход возникает как для Москвы, так и для Вашингтона» (то есть, турецкие авторы исходят и из наличия конкуренции и противоречий между Россией и Ираном по Сирии – В.К.).

При этом, как считают турецкие обозреватели, Вашингтон продемонстрировала свою готовность взять на себя инициативу и вновь приступить к укреплению своих позиций в Сирии, используя «Закон Цезаря».

Наряду с рассмотрением вопросов, связанных с США и Россией, как пишется авторами необходимо также обратиться к той ситуации, в частности, экономической, которая складывается в Ливане.

В частности, турецкими авторами отмечается та дискуссия, которая разгорелась в арабской прессе о причинах того, что сирийская лира, сначала сильно потерявшая в стоимости, в последние несколько дней продемонстрировала признаки частичного восстановления. В этом смысле, многими связывается нестабильная экономическая ситуация в Ливане с ситуацией в Сирии.

Процитируем турецких авторов: «Экономические обозреватели отмечают, что ливанская лира обесценилась во время подъема сирийской лиры и утверждают, что это является результатом незаконной отправки проасадовской «Хизбаллой» долларов с ливанского рынка в Сирию».

Как упоминается турецкими аналитиками, ливанский политик Самир Кака отметил, что «было бы бесполезно для Центрального банка Ливана вбрасывать доллары США на рынок для укрепления ливанской лиры, поскольку доллары будут аккумулироваться и отправляться в Сирию «Хизбаллой»».

Впрочем, как оговариваются турецкие авторы, сложно оценить, насколько, в экономическом смысле, «Хизбалла может действовать в координации с Ираном», но, по их словам, вполне вероятно, что «эта поддержка может оставаться ограниченной, учитывая сложные экономические условия в Ливане».

Иными словами, как можно понять турецких авторов, экономики Ливана и Сирии считаются в Турции взаимозависимыми и взаимоопределяющими. То есть, ими предлагается учитывать, что политический и финансовый кризис в Ливане с октября месяца 2019 года стал одним из важных факторов, потрясших сирийскую экономику. Как ими отмечается, из-за протестов в стране и последующего правительственного кризиса ряд мер, принятых ливанскими банками для прекращения обесценивания ливанской лиры, по отношению к доллару, привел к тому, что, в значительной степени, был остановлен поток долларов в Сирию.

А, результатом, как отмечается турецкими экспертами, стало то, что курс сирийской лиры, заметным образом, упал.

Процитируем турецких авторов: «Таким образом, можно констатировать, что экономические кризисы в Ливане и в Сирии подпитывают друг друга, а «Зпкон Цезаря» создает эффект мультипликатора».

В то время, как Иран, известный своей настойчивой позицией по тому, что Асад должен оставаться у власти и продолжит оказывать поддержку режиму, несмотря на санкции «Закона Цезаря», как отмечается турецкими авторами, «позиция России в этом направлении будет решающей».

При этом, турецкими авторами указывается на рост числа критических голосов в самой России против поддержки режима Башара Асада. По их словам, это «укрепляет мысль о том, что администрация Москвы может быть открыта для уступок Асаду».

На самом деле, в Турции, в среде массовых СМИ, нередко пробрасываются тезисы о том, что Москва может зарабатывать на кризисе в Сирии и строит сейчас выгодный бизнес, против которого и направлен «Закон Цезаря». Впрочем, эти тезисы разбиваются о любой конкретный вопрос, когда просят пояснить, на каких именно сделках в Сирии (кроме, нефтяной торговли  теми же США) российскому бизнесу сейчас можно в Сирии заработать, в условиях «режима наибольшего благоприятствования» со стороны официального Дамаска, у которого нет денег на оплату сколь-нибудь серьезных восстановительных работ в стране.

И вот что на эту тему пишут профессионалы – авторы материала SETAV: «Хотя Россия, которая играет активную военную роль в Сирии с 2015 года, выглядит выигрывающей стороной, с точки зрения получения концессии на использование морского порта и аэропорта, она далека от достижения того же успеха с точки зрения расходов из-за сирийского кризиса и получения дохода от кризиса».

Цитируем дальше:

«В контексте экономической выгоды России, ей необходимо извлечь выгоду из энергетической политики Восточного Средиземноморья и из процесса восстановления Сирии. В этом контексте, российские компании не смогут получить то, на что они надеются, если Асад не предпримет шаг к политическому решению на основе «Закона Цезаря». Потому что «Закон Цезаря» сфокусирован на восстановительных работах и ​​предусматривает санкции для тех, кто служит режиму в авиации, строительстве и машиностроении, а также в добыче газа и нефти».

Вопрос того, собирается или нет Россия отказаться от Асада, турецкие авторы выносят за скобки обсуждения. Однако, тут же отмечают тот факт, что, принимая во внимание те экономические потери, которые Россия несет в Сирии, российские власти, по их мнению, захотят действовать в Сирии так, что было охарактеризовано турецкими авторами, как на «законных основаниях» (подразумевая под этим нежелание попадать под режим международных санкций, в том числе, в рамках «Закона Цезаря»).

При этом, как указывается турецкими авторами, президентские выборы, которые намечено провести в Сирии в марте 2021 года, рассматриваются Россией как возможность сохранения сложившегося порядка и защитить Башара Асада от «существующей картины».

Впрочем, как оговариваются турецкие авторы, складывающаяся динамика может сложиться для Асада неблагоприятным образом. Тогда, по их словам, следует ожидать того, что Башар Асада будет защищать свое «кресло». При этом, одним из вариантов действий Москвы в этой ситуации, турецкие авторы считают поощрение сирийских армейских кругов, близких к России, к попытке переворота. Впрочем, тут же авторы оговариваются, что это – отдаленная перспектива, поскольку она может привести к вооруженным столкновениям между проиранскими и пророссийскими армейскими кругами и, таким образом, в итоге, ослабить сирийскую армию.

Вообще говоря, «Закон Цезаря» рассматривается, как правило, в контексте его влияния именно на Россию и на Иран, поддерживающих режим в Дамаске в качестве «главных спонсоров Башара Асада».

Однако, у этого законодательного акта есть ещё одно измерение, В частности речь идет о живо интересующих уже саму Турцию «Силах народной самообороны» и Партии демократический союз, которые считаются в Турции ответвлением террористической Рабочей партии Курдистана.

Как отмечается турецкими авторами, «что касается террористической организации РПК / СНС, действующей в координации с США в Сирии, то неизбежно, что регионы (их влияния) будут затронуты «Законом Цезаря»». При этом они обращают внимание на то, что СМИ, близкие к террористической организации, пишут о том, что специальный советник США по международной коалиции Уильям Робак проводит специальную работу с местными властями с тем, чтобы вывести эти регионы из-под действия санкций.

Процитируем турецких авторов: «Однако, противоречия в РПК / ПДС / СНС дают о себе знать. Например, известно, что РПК / ПДС / СНС, контролирующие нефтяные месторождения, сотрудничают с режимом по торговле нефтью».

Далее турецкие авторы, некоторым образом, вступают в противоречие с самими собой, когда говорят следующее: «В этом процессе, с одной стороны, террористические организации не будут затронуты этими санкциями, потому что «Закон Цезаря» направлен против лиц российского и иранского происхождения. Но, с другой стороны, возрастет вероятность того, что режим (то есть, официальный Дамаск — В.К.), который окажется в трудной ситуации, будет более охотно рассматривать возможность сотрудничества с террористической организацией и, возможно, пойдет ей на политические уступки».

Иными словами, отмечаем, что «Закон Цезаря» направлен непосредственно против России и Ирана, с целью ограничить их торгово-экономическое сотрудничество с официальным Дамаском – и это разумеется вписывается в интересы Анкары, потому что укрепляет «руку» оппозиции в ходе политического процесса в стране, включая и работу Конституционного комитета.

Но, с другой стороны, «Закон Цезаря» может иметь и нежелательное для самой Турции измерение, поскольку понятно, что он не направлен американцами против своих союзников в Сирии — сирийских курдских организаций ПДС и СНС. То есть, «Закон Цезаря» может подстегнуть процесс взаимодействия между ПДС / СНС, поддерживаемыми со стороны США, и силами режима в Дамаске. Напомним, что в угоду Астанинскому и Сочинскому форматам урегулирования, Дамаск даже ранее признал ПДС / СНС «террористическими организациями» (рассчитывая для себя на дипломатический прорыв – на установление прямого диалога с Анкарой, чего не случилось, ввиду личной позиции президента Р.Т.Эрдогана – В.К.). Однако, теперь позиция Дамаска может измениться и «Закон Цезаря» может сыграть на то, чтобы между Башаром Асадом и организациями, считающимися в Турции террористическими, активизировался бы диалог. Который следует признать для Анкары крайне нежелательным.

62.86MB | MySQL:102 | 0,550sec