О реакции в Израиле на антисирийский «Закон Цезаря»

В декабре 2019 года президент США Дональд Трамп подписал «Акт о защите гражданского населения Сирии», известный в международных кругах как «Закон Цезаря», позволяющий вводить политические и экономические ограничения за «войну и зверства против сирийского народа».

Акт назван в честь сирийского военного фотографа с позывным Цезарь, который в 2013 г. вывез из Сирии фотографии пыток и убийств заключенных в тюрьмах. «Закон Цезаря» в общих чертах описывал меры наказания Асада, его ближайшего окружения и зарубежных партнеров, включая частные компании, которые инвестируют в сирийскую экономику. По этому закону 17 июня с.г. госсекретарь США Майк Помпео объявил о введении новых санкций против Дамаска, а именно, против президента Башара Асада и его жены Асмы, всего 39 человек и организаций (включая премьер-министра и его заместителя, командующих армиями, высокопоставленных чиновников Министерства внутренних дел, ведущих бизнесменов и лиц, ответственных за силы безопасности и тюрьмы). Если против Б.Асада введены санкции США с 2011 года, когда началась гражданская война в Сирии, то его жена подвергается им впервые.

По словам М.Помпео, «последовательная санкционная политика в отношении режима Асада» призвана «заставить сирийский режим и его иностранных помощников ответить за жестокие действия в отношении сирийского народа», прекратить ненужную войну и пойти на политическое решение внутри сирийского конфликта. Цель ограничений – лишить режим экономической и политической поддержки. Всем, кто имеет с ним дело, потенциально грозит запрет на въезд в США и отказ от доступа на американские рынки[i].

Объявленное М.Помпео введение антисирийских санкций стало довольно широко освещаемой новостью в арабских, российских и американских СМИ, а также анализируемой политиками и экспертами различных «фабрик мысли». Могло сложиться впечатление, что Израиль это событие обошло стороной, как минимум о нем сообщалось с позиции тех, к кому это не имеет никакого отношения, если бы не размещенное на сайте израильского МИДа (в англоязычной версии) сообщение.

Официальная реакция Израиля о введении антисирийских санкций отражена в заявлении министерства иностранных дел. Согласно пресс-секретарю МИДа Израиля, министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази приветствует «Закон Цезаря». Законодательство, принятое Конгрессом США, усилит экономическое давление на режим Асада. Г.Ашкенази выражает благодарность президенту Д.Трампу, госсекретарю М.Помпео и всей администрации США, а также Конгрессу за их приверженность этому вопросу. Важно продолжать использовать все средства для достижения полного вывода из Сирии иранцев и всех их прокси, прежде всего «Хизбаллы». Продолжающееся присутствие Ирана подрывает стабильность в Сирии и во всем регионе. Асад несет ответственность за то, что происходит в Сирии, и должен заплатить цену за продолжающееся присутствие Ирана и «Хизбаллы» в его стране[ii].

По мнению Ицхака Леванона, израильского дипломата и бывшего посла Израиля в Египте (2009-2011), антисирийские санкции имеют прямое влияние на Ливан; они могут нанести вред «Хизбалле», как соратнику Б.Асада, а также ливанской торговле с Сирией. «Закон Цезаря» ставит ливанское правительство перед дилеммой – столкновения внутри страны, потому что шиитская организация противостоит санкциям, или экономическое удушение ливанской экономики. Руководство «Хизбаллы» полагает, что «закон Цезаря» – это последняя карта, которая осталась в руках Д.Трампа, поэтому если организация сможет пережить санкции без слишком большого ущерба, у США больше не останется рычагов давления. И.Леванон считает, что Х.Насралла, «очевидно, не знает, насколько решительны американцы»[iii].

Йони Бен Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики, фабрики мысли правого толка пишет, что хотя «Россия поддерживает сирийский режим, но нарастает напряженность между Москвой и Махером Асадом, [братом президента Сирии и проводником иранских интересов в правящей элите], фигурой, которая отказывается выполнять инструкции Кремля».

По мнению израильского аналитика, президент В.Путин хорошо понимает важность контроля над стратегическими районами, тогда как Махер Асад пытается поддерживать эффективную систему контрабанды из Ирана в Сирию через Ирак для доставки современного оружия силам «Хизбаллы». Теперь, когда в силу вступил «Закон Цезаря», возросла важность наземного коридора между Ираном и Сирией, т.к. сирийский режим планирует его использовать для ввоза продуктов питания, товаров и наличных денег в обход санкций США.

Йони Бен Менахем опирается на приведенное выше заявление М.Помпео и полагает, что Сирия вступает в сложный период из-за «закона Цезаря»[iv].

Более того, он увидел уже первые признаки ослабления Б.Асада в связи с возобновлением акций протеста против режима в регионе Дераа и в южной части страны, откуда началось восстание против режима Башара Асада в 2011 году, переросшее в девятилетнюю кровопролитную гражданскую войну. В своих выступлениях протестующие, помимо прочего, требуют, чтобы иностранные силы – Иран и Россия – были выведены из страны. Президент Б.Асад также теряет поддержку среди членов алавитского сообщества, к которому он принадлежит. Это правящее сообщество, по словам израильского аналитика, очень озлоблено президентом и его женой Асмой и их конфликтом с миллиардером Рами Махлюфом[v].

Отмечается также, что Москва очень обеспокоена применением «Закона Цезаря», который может подорвать сирийский режим и включить ее в санкции. Хотя на днях специальный представитель президента В.Путина по развитию отношений с Сирией чрезвычайный и полномочный посол РФ в Сирийской Арабской Республике Александр Ефимов объявил, что Россия «не сдаст Дамаск» и поможет ему. При этом ситуация в Сирии очень сложная из-за эпидемии коронавируса, бедности, безработицы и голода, в то время как соперничество России и Ирана за контроль над Сирией, ее природными и стратегическими ресурсами, нарастает.

Газета «Макор ришон», связанная с израильскими правыми политическими силами, придерживается другого мнения, а именно, что Москва вряд ли чувствует угрозу от реализации этого закона. В статье под названием «Удастся ли США умерить присутствие России в Сирии?» говорится о том, что «Закон Цезаря» направлен в первую очередь на присутствие Москвы и Тегерана в регионе. Закон ставит условия для отмены санкций, включая требование прекратить бомбардировки населенных пунктов, разрешить беженцам вернуться в свои дома, освободить политических заключенных и судить военных преступников, в том числе самого нынешнего президента Сирии. Но прежде всего, его применение призвано угрожать России и Ирану, союзникам сирийского режима. Однако выказывается сомнение, что это реально повлияет на действия России в регионе[vi].

В целом, исходя из официального заявления МИДа и анализа некоторых видных израильских экспертов, в Израиле с удовлетворением оценивают жесткие меры США против руководства Сирии, которые приведут к еще большему ухудшению ситуации не только в этой обездоленной девятилетней войной стране, но и так страдающем от экономического кризиса Ливане.

[i] США ввели санкции против Башара Асада и его жены // Интерфакс. 17.06.2020 — https://www.interfax.ru/world/713561

[ii] FM Ashkenazi welcomes US Caesar Act legislation // Israel Ministry of Foreign Affairs. 17.06.2020 — https://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2020/Pages/FM-Ashkenazi-welcomes-US-Caesar-Act-legislation-17-June-2020.aspx

[iii] Hezbollah’s headache // Israel Hayom. 16.06.2020 — https://www.israelhayom.com/opinions/hezbollahs-headache/

[iv] אלאסד מאהר נגד רוסיה // Arabexpert. 18.06.2020 — http://www.arabexpert.co.il/2020/06/blog-post_0.html

[v] אסד הנשיא של משטרו היחלשות // Arabexpert. 21.06.2020 —  http://www.arabexpert.co.il/2020/06/blog-post_23.html

[vi] בסוריה הרוסית הנוכחות את לבלום חתצלי ב»ארה האם? // Makor Rishon. 03.06.2020 — https://www.makorrishon.co.il/opinion/234623/

62.87MB | MySQL:102 | 0,519sec