Реакция в Турции на закон США о Защите гражданского населения Сирии. Часть 2

17 июня 2020 года в США в силу вступил в силу так называемый Caesar Syria Civilian Protection Act или, в переводе, «Закон о защите гражданского населения Сирии».  Напомним, что сам закон был подписан президентом Д.Трампом 20 декабря 2019 года.

Продолжаем анализировать реакцию в Турции на вступление в силу этого законодательного акта.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70567

Напомним, что мы остановились на рассмотрении основных тезисов статьи некоего Махмуда Османа, перепечатанного турецким государственным агентством «Анадолу».

Заметим, что рупор официальной Анкары, как партнёра России и Ирана, по Астанинскому процессу, перепечатывает статью, где напрямую говорится о «вовлеченности российской стороны в военные преступления в Сирии», и указывается на то, что «Закон Цезаря» позволяет добиваться сдерживания Ирана не только в Сирии, но и в Ираке, и в Ливане.

Автором статьи М.Османом предлагаются практические шаги по тому, каким образом можно наилучшим образом воспользоваться представившейся возможностью в Сирии из-за шага, предпринятого со стороны США.

Здесь автор, ни много ни мало, предлагает США занять более активную позицию в Сирии, воспользовавшись тем, что «Закон Цезаря» — серьезная основа для перехвата стратегической инициативы. Разумеется, нельзя проигнорировать такой объем фотоматериалов, которые были представлены на суд общественности и это дает американцам соответствующие возможности.

С другой стороны, автор статьи предлагает занять и более активную позицию сирийской оппозиции с тем, чтобы максимально полно воспользоваться представляющейся ей сейчас возможностью. Главное, с чего он начинает, — это представлять в мировые СМИ свидетельства преступлений Асада против сирийского народа. И развернуть на этот счет широкую медиа-компанию в международном пространстве.

Процитируем: «Для сирийской оппозиции важно начать кампании в СМИ в США и европейских странах, которые описывают преступления, совершенные режимом. Шаги, которые необходимо предпринять для наказания режима, должны быть поддержаны путем усиления общественной поддержки в этих странах. В этих кампаниях, которые будут проводиться на разных языках, решение вопроса о том, что режим утратил свое влияние в регионах, находящихся под его контролем, также может повысить осведомленность общественности. С другой стороны, сирийская оппозиция должна призвать европейские страны принять законы, подобные США, и часто должна выражать свою важность на различных платформах. Интенсивная работа оппозиции в освобожденных районах может ускорить положительные результаты «Закона Цезаря», чтобы ослабить экономическую мощь режима, и может «вбить первый твердый гвоздь в гроб» режима Асада».

Повторимся, что вступление в силу «Закона Цезаря» было воспринято в Турции в качестве возможности и начали выполняться соответствующие стратегические пересчеты.

В частности, соответствующий материал был опубликован ведущим мозговым центром Турции – проправительственным Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV).

Статья под заголовком «Закон Цезаря США против Асада и его вероятные последствия». Документ был опубликован 18 июня 2020 г. Его авторами стали Мурат Аслан и Ола Каракурт.

Вот краткая биографическая справка Мурата Аслана.

М. Аслан окончил Кафедру управления в Военной академии в 1991 году. Он занимал различные должности в Вооруженных силах Турецкой Республики. В тот же период он проходил обучение в Средневосточном техническом университете (ODTÜ) в Анкаре на Кафедре международных отношений. Там, в период с 2006 по 2010 год он прошел обучение по магистерской программе обучения. По докторской программе М.Аслан прошел обучение в период с 2011 по 2017 году. Он ушел в отставку из Вооруженных сил Турции в феврале 2017 года для проведения академических исследований. После преподавания различных курсов по политике и международным отношениям в Университете Башкент и Университете Хасана Калионджу, М.Аслан стал кадровым преподавателем Университета Хасана Калионджу. В рамках своих исследований в области обороны и безопасности, М.Аслан сосредоточен на концепции силы, а также на концепциях и методах разведки и пропаганды. М.Аслан совмещает преподавание в Университете Хасана Калионджу и исследовательскую деятельность в Фонде политических, экономических и общественных исследований (SETAV) в Анкаре в качестве исследователя в сфере безопасности.

Что же до второго автора материала — Ола Каракурт, то на её счет на сайте Фонда никакой информации не раскрывается. Однако, есть информация на сайте новостного канала TRT Haber.

В частности, указывается, что она родилась в Сирии в 1987 году. Окончила Дамасский университет в 2009 году. Работала в школах в Турции для сирийских беженцев. Начала заниматься журналистикой, в качестве переводчика в Al Jazeera Türk, в 2014 году. В дальнейшем, Ола Каракурт работала независимым журналистом в агентстве Anadolu Arabic Service. С января 2020 года она работает в TRT Haber.

Обратимся к опубликованному ими материалу.

Отметим ещё раз, что SETAV – это главный и самый престижный мозговой центр Турции, близкий к действующему руководству страны. А, следовательно, его публикации следует читать с особенным вниманием.

Цитируем авторов материала:

«17 июня 2020 года вступил в силу Закон Цезаря о защите гражданских лиц Сирии, предусматривающий санкции против режима Башара Асада и иностранных наемников за военные преступления в Сирии. В соответствии с Законом, в одностороннем порядке применяемым Соединенными Штатами (США), если президент Трамп сочтет это целесообразным, иностранные лица, воюющие в Сирии, либо непосредственно от имени режима, либо России, либо Ирана, либо иностранные компании, которые их обслуживают, будут подвергаться санкциям».

Важность «Закона Цезаря», как пишут авторы SETAV, проистекает не только из режима, но и из российских и иранских сил на местах. Те стороны, которые предоставляют финансовую или технологическую поддержку режиму в Дамаске, материальную помощь или любые существенные действия физическим лицам или компаниям, определенным Законом, также могут быть подвергнуты санкциям. Соответственно, собственность соответствующего лица или организации в США будет заморожена, и им будет запрещено получать визу в США. Таким образом, Вашингтон стремится укрепить свою позицию против Москвы и Тегерана, одновременно усиливать давление на режим в Дамаске, чтобы «направить его на политическое решение».

Авторами статьи упоминаются следующие действия, при которых президент США, по их словам, имеет право приостанавливать действие санкций в рамках «Закона Цезаря»:

  • Сирийское воздушное пространство не используется правительствами Сирии и России для бомбардировки мирных жителей.
  • Гуманитарная помощь поступает в осажденные районы и для находящихся там граждан обеспечивается свобода передвижения.
  • Освобождение всех политзаключенных.
  • Сирийские, иранские или российские войска не наносят удары по медицинским учреждениям, школам и жилым районам.
  • Выполняется режим прекращения производства и применения химического оружия.
  • Обеспечение достойного и безопасного возвращения перемещенных гражданских лиц в поселения.
  • Сирийское правительство предпринимает шаги, чтобы наказать тех, кто совершает военные преступления.

При этом, как подчеркивается авторами материала, если Иран и Россия продолжат оказывать поддержку «режиму в Дамаске, то маловероятно, что лишь только Закон Цезаря приведет к смене политического режима в Сирии». Как отмечается, сегодня, когда политическое решение неоднозначно, официальные лица США, особенно Джеймс Джеффри, сделали заявления о том, что «они не преследуют цель смены режима в Сирии, и что существенного изменения действий режима было достаточно для снятия санкций».

Впрочем, есть ещё и оборотная сторона – то, что названо авторами «экономическая психология». Она, как указывается авторами, возникнет после применения «Закона Цезаря» в сочетании с коррупцией и плохим управлением и «может вызвать гнев и разжигание внутриполитических конфликтов у людей, находящихся под контролем режима». Иными словами, речь идет о том, что меры экономического давления могут оказать влияние на сирийское население и вызвать очередную волну уличных протестов, которые подорвут позиции режима Башара Асада.

Следующий раздел материала турецкого мозгового центра озаглавлен как «Политические последствия Акта Цезаря».

Как отмечается авторами, Закон уже оказал заметное влияние на сирийскую экономику. Произошло быстрое обесценивание сирийской лиры (SL) по отношению к американскому доллару, что во многом оказалось связано с тем экономическим климатом, который возник после принятия «Закона Цезаря».

Однако, как подчеркивается авторами материала, есть и другие факторы, которые ускоряют негативный курс в сирийской экономике. В этом контексте, на передний план выходит борьба с коррупцией. Здесь авторами говорится о том, что в стране, на контролируемых режимом территориях, «процветает коррупция и экономическая неэффективность», а также оказывает свое негативное влияние и финансовый кризис в соседнем с Сирией Ливане».

Наряду с тем, что режим Башара Асада настойчиво пытается найти выход из экономического тупика, как пишется турецкими авторами, на первый план в Законе выходит борьба с коррупцией со стороны кузена Башара  Асада – Рами Махлуфа и богатых предпринимателей страны.

Процитируем турецких автор SETAV: «Кроме того, смена премьер-министра в Сирии 11 июня 2020 года содержит признаки возможных политических событий в стране в ближайшем будущем».

Напомним, что 11 июня 2020 года премьер-министр Сирии Имад Хамис был снят с занимаемой должности. А исполняющим обязанности премьер-министра Башаром Асадом был назначен глава Министерства водных ресурсов Хусейн Арнус. Именно на Имада Хамиса была возложена ответственность за ухудшение экономической ситуации в стране.

Также авторы статьи упоминают про «напряженность» России с братом Башара Асада, с Махером Асадом, который, по их словам, известен своей близостью к Ирану в контексте внутриполитического конфликта. Как они пишут, этой напряженности было придано «другое измерение» после принятия «Закона Цезаря». Со ссылкой на информацию в СМИ, Россия, как пишут авторы, просила Махера Аседа убрать контрольно-пропускные пункты в разных частях страны и отправить солдат обратно в казармы.

Процитируем видение этой ситуации со стороны турецких экспертов:

«Махер Асада, который согласился убрать контрольно-пропускные пункты в некоторых районах города, включая дорогу в аэропорт Дамаска, как утверждается, отказывается убрать (контрольно-пропускные) пункты на международной автомобильной дороге Дамаск — Бейрут на востоке страны. Известно, что элементы, связанные с Махером Асадом, который контролирует въездные и выездные пути в крупные города Сирии, собирают большое количество дани под названием налог и создают источник дохода за товары, поступающие в эти города».

Здесь авторы говорят о тех попытках, который предпринимаются со стороны России с целью ослабить влияние Махера Асада. И как они пишут, эти попытки могут рассматриваться в контексте конкуренции между Тегераном и Москвой за свое влияние в регионе. При этом подход Башара Асада характеризуется как «параллельный» с требованиями России.

Цитируем: «Россия продемонстрировала намерение усилить влияние 5-го корпуса, который находился под ее контролем, в противовес сил, связанных с Махером Асадом». Наряду с этим, как отмечается турецкими авторами, «Иран ищет противостоящие военные балансы».

При этом, помимо событий, связанных с Махером Асадом, ещё одной темой становится то давление, которое Башар Асада, по словам турецких автором, оказывает на бизнесменов страны. В частности, как отмечается авторами, Башар Асад «попытался преодолеть экономический кризис, в который вошла страна, захватив активы богатых бизнесменов, которые (в прошлом – В.К.) собрали огромные средства благодаря его поддержке».

В этом контексте, как пишется в материале SETAV, существует кризис между двоюродным братом Асада — Рами Махлюфом и Башаром Асадом.

Как сообщается, до войны, Рами Махлюф владел приблизительно 60%-ми сирийской экономики, в частности, акциями сирийской телекоммуникационной компании «Syria Tel». Его богатство, по разным оценкам, как пишут турецкие авторы, оценивается в диапазоне от 5 до 10 млрд долларов США. И этот конфликт, между Башаром Асадом и Рами Махлюфом, вызвал большое замешательство среди алавитов.

Как напоминается турецкими авторами, Рами Махлюф, с самого начала гражданской войны в 2011 году, являлся одним из главных спонсоров вооруженного ополчения, воевавшего за Дамаск. И тот факт, что его имущество было арестовано, а сам он был оставлен под домашним арестом, привел к реакции со стороны близких к нему кругов. Процитируем: «Это привело к ущербу режима среди поддерживающих его кругов». Нарастающая коррупция и дороговизна жизни, которые препятствуют запуску экономики, как отмечают турецкие авторы, привела к «гневу на улицах».

Как отмечают турецкие авторы: «В конце концов, рекордный рост цен повышает риск повторного возгорания народных восстаний».

При этом, турецкими авторами приводятся и конкретные примеры вспыхнувших недавно народных волнений. В частности, ими пишется про те протесты, которые возникли 7 июня 2020 г. в городе Сувейда на юге Сирии, где проживают друзы. Это, по словам турецких автором, является наглядным свидетельством «уровня риска социальных потрясений» в Сирии, в условиях непростой экономической ситуации, непосредственное влияние на которую оказывает так называемый «Закон Цезаря».

При этом, как подчеркивается турецкими авторами SETAV, похоже, что сирийский режим не извлек уроков из 9-летней гражданской войны. Такой вывод они делают, исходя из того, что при «работе» с протестами, официальный Дамаск опять прибегнул к практике «массовых арестов и запугиваний».

На фоне прокатившихся по стране протестов, как пишется турецкими авторами, официальный Дамаск не нашел ничего лучше, чем прибегнуть к тому, что объявил «козлом отпущения» премьер-министра Имада Хамиса, заменив его, как было уже отмечено выше, на министра водных ресурсов Хусейна Арнуса.

Решающую роль при этом сыграло рекордное падение сирийской лиры, которая потеряла 50% своей стоимости по отношению к доллару США, лишь только за последний месяц.

Стоит напомнить, что перед началом гражданской войны, в 2011 году, за 1 американский доллар давали 50 сирийских лир. А три недели назад курс сирийской валюты упал до 1500 лир за доллар. Далее были зафиксированы исторические минимумы: курс национальной валюты падал до 2000 и даже до 3000 сирийских лир за 1 доллар США. В настоящее время, курс сирийской лиры чуть укрепился и был зафиксирован на уровне приблизительно в 2500 лир за 1 доллар.

Впрочем, как пишется турецкими авторами, невзирая на нестабильность курса национальной валюты, считается, что фактором отставки Хамиса стало объявление им мер по борьбе с контрабандой. Цитируем: «Потому что эта сфера является одним из важных источников нелегального дохода вооруженных отрядов Асада».

52.41MB | MySQL:106 | 0,598sec