Ситуация в зоне Сахеля: май 2020 г.

1 мая Миссия ООН в Мали Minusma сообщила, что «храбрые» малийские военные в период с 1 января по 31 марта с.г. стали участниками 101 внесудебных расправ, в результате которых погибли 101 человек. Еще 30 таких же деяний за тот же период совершили на территории Мали военные из Нигера. Что касается малийских военных, то на их счет приписали 32 случая насильственного исчезновения людей, 32 случая пыток, 115 безосновательных арестов. По данным представителя Minusma, все эти случаи, большинство из которых имело место в центральной части страны, задокументированы.

В этом же регионе продолжалось противостояние общин догонов и пель. За 3 месяца зафиксированы 35 атак, в результате которых погибли 180 человек. Народность пель обвиняют в том, что ее представители составили костяк джихадистского формирования «Фаланга Масина» во главе с радикальным проповедником Амаду Куфа.

2 мая канцелярия президента Франции сообщила о смерти бойца Иностранного легиона, скончавшегося в госпитале в Кламарте от ран, полученных 23 апреля в Мали. Автоцистерна, в которой в качестве старшего машины находился бригадир (сержант) Дмитро Мартынюк (судя по имени и фамилии – украинец) подорвалась на самодельном взрывном устройстве. Он служил в 1-м кавалерийском (разведывательном) полке Иностранного легиона. Он стал 42-м французским военным, погибшим в ходе операций «Серваль» и «Бархан» за время с начала 2013 г.

Уже 4 мая канцелярия президента Франции сообщила о гибели в бою в Мали еще одного легионера, также из состава 1-го кавалерийского полка Иностранного легиона. Солдат 1-го класса Кевин Клеман был убит в ходе операции по прочесыванию местности.

4 мая манифестации прошли в Бамако и в ряде других городов страны. Их участники протестовали против того, что в опубликованных окончательных результатах парламентских выборов, прошедших в Мали в марте – апреле, правящая партия получила на 10 мандатов больше по сравнению с предварительными результатами. Согласно окончательным результатам, пропрезидентская партия «Объединение за Мали» (ОЗМ) получила 53 мандата в 147-местной Национальной ассамблее, а не 43, как это было объявлено ранее. Очевидно, что даже с 10-местной прибавкой ОЗМ не будет иметь большинства в парламенте, и может рассчитывать только на союзников.

11 мая вновь избранный парламент Мали избрал спикером Мусу Тимбине. Этот 46-летний представитель ОЗМ изначально проиграл в своем округе в Бамако, однако затем был реанимирован в качестве депутата решением Конституционного суда вместе с 10-ю другими представителями пропрезидентской партии. Эта реинкарнация проигравших вызвала волну протестов в ряде городов страны.

М.Тимбине – учитель физики и математики по образованию. Свою политическую карьеру сделал в рядах ОЗМ. В парламенте предыдущего созыва занимал пост первого вице-спикера. Уроженец центральной части Мали, выходец из племени догонов.

6 мая в Берлине было объявлено о продлении на год мандата германского воинского контингента в Миссии обучения Евросоюза в Мали (EUTM) и об увеличении его численности на 100 солдат – до 450 человек. Также на год было продлено участие воинского контингента бундесвера численностью 1100 человек в составе Миссии ООН в Мали (Minusma). В последней сейчас представлены более 50 стран. В ее составе около 11 тысяч солдат и 1,1 тысяч полицейских. Параллельно французские военные проводят в регионе операцию «Бархан». Численность одноименного контингента доведена до 5,1 тысяч человек. В операции также участвуют военные из Эстонии и Великобритании.

9 мая правительство Мали отменило ночной комендантский час, вводившийся в конце марта для сдерживания коронавируса. При этом было сохранено обязательное ношение масок в общественных местах. Границы страны остались закрытыми. К тому дню в Мали было зафиксировано 668 заболевших, из них 35 скончались.

10 мая Minusma объявила, что в результате подрыва двух автомашин на самодельных взрывных устройствах на севере Мали погибли 3 миротворца из Чада, еще 3 получили ранения. Военные выполняли рутинное патрулирование вокруг их полевого лагеря.

15 мая командование малийской армии сообщило о «нейтрализации» накануне 30 джихадистов близ границы с Буркина-Фасо.

Правительство Буркина-Фасо 5 мая выразило сожаление в связи с тем, что  проведенная силами безопасности операция по зачистке лагеря малийских беженцев в Ментао в районе Джибо на севере страны привела к многочисленным ранениям среди его обитателей. По данным властей, операция была необходима для ареста сообщников джихадистов, напавших на 4 жандармов в Джибо. В результате той атаки один жандарм погиб, один пропал без вести. Обитатели лагеря враждебно отнеслись к сотрудникам сил безопасности. В результате вспыхнувших столкновений 32 малийца получили ранения. Власти обязались провести расследование инцидента с тем, чтобы установить ответственность за него той и другой стороны. В лагере беженцев в Ментао проживают 6,5 тысяч малийцев.

Правозащитники регулярно обвиняют силы безопасности и военных Буркина-Фасо, Мали и Нигера в том, что те в ходе борьбы против джихадистов совершают преступления против мирного населения.

11 мая в засаду в районе Канканфогуоль на севере Буркина-Фасо близ границы с Нигером попал патруль буркинийских военных. В ходе боя с джихадистами погибли 8 солдат. По данным военных, были уничтожены 20 «террористов».

19 мая на севере Буркина-Фасо в районе н.п. Банх в провинции Лорум джихадисты атаковали патруль численностью до роты буркинийских военных. В результате нападения погибли 7 человек, в том числе 2 военных. Остальные погибшие были «волонтерами обороны» из числа гражданских лиц, которых в условиях недееспособности военных стали привлекать для выполнения определенных миссий. Их готовят в течение 14 дней, после чего они принимают участие в боевых действиях наравне с военными. Ответственность за атаку взяла на себя ГПИМ.

20 мая Генштаб ВС Буркина-Фасо сообщил, что в ходе антитеррористической операции в районе Варибере на северо-западе страны близ границы с Мали уничтожены 47 террористов. Потери военных – 2 человека убитыми. Военные в ходе операции взяли штурмом две базы джихадистов.

Очередная атака на патруль буркинийских военных была совершена 23 мая на востоке Буркина-Фасо. Ее итог – погибли 3 человека, в том числе 1 солдат. Двое других погибших были «волонтерами обороны».

24 мая в Уагадугу было объявлено об уничтожении 13 джихадистов в ходе перестрелки с военными в провинции Сум на севере страны.

28 мая буркинийские военные взяли штурмом базу джихадистов на западе страны в местечке Вору в провинции Суру. При этом были уничтожены 10 «террористов».

29 мая джихадисты атаковали торговую автоколонну в провинции Лорум на севере Буркина-Фасо. Итог атаки – погибли по меньшей мере 15 человек из числа гражданских лиц.

7 мая Африканское командование Пентагона (Африком) сообщило, что 23 апреля на севере Нигера разбился очередной американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Его обломки были эвакуированы из района Агадеза на следующий день. По данным Африком, причиной падения БПЛА стала техническая неисправность. Ранее такой же БПЛА разбился в том же районе 29 февраля. Первый БПЛА разбился в аэропорте Ниамея в октябре 2014 г. Его падение привело к закрытию на несколько часов взлетно-посадочной полосы. Американцы стали использовать аэропорт Ниамея для базирования своих БПЛА в 2013 г. Затем они создали базу беспилотников и в Агадезе. С 2019 г. они также используют базу в Дирку близ границы с Ливией. В аэропорте Ниамея базируются также французские истребители и БПЛА.

10 мая стало известно, что накануне 20 человек погибли в результате атак неизвестных на деревни Гадабо, Зибан Койра-Зено и Зибан-Теги в районе Тиллабери на западе Нигера близ границы с Мали. Нападавшие разграбили деревенские лавки и удалились в сторону Мали, угнав с собой захваченный скот. Район Тиллабери находится в зоне трех границ.

В течение месяца у Нигера было много проблем, связанных с борьбой с джихадистской группировкой «Боко харам», но она пока не входит в сферу наших интересов.

8 мая генсек ООН Антониу Гутерриш констатировал, что «террористические группы используют пандемию коронавируса для интенсификации атак» в зоне Сахеля. В докладе Совбезу ООН он потребовал «более тесной координации» между военными различных стран, находящимися в регионе. По его оценке, наиболее сложно складывается ситуация в треугольнике Липтако – Гурма на стыке границ Нигера, Мали и Буркина-Фасо. В докладе констатируется усиление координации действий террористов в зоне Сахеля, от Мавритании до озера Чад. В нем отмечается, что из-за действий террористов число погибших в Буркина-Фасо, Мали и Нигере в 2019г. увеличилось в 5 раз по сравнению с 2016г. – с 770 до более чем 4 тысяч человек. Атаки террористов стали более комплексными.

15 мая наблюдатели заметили, что джихадистские группы в Сахеле, связанные с «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (обе организации запрещены в РФ) после многих лет достаточно тесного взаимодействия начали враждовать между собой. Дело дошло до боестолкновений в центре Мали и на западе Буркина-Фасо, в результате которых погибли десятки джихадистов.

Группы, связанные с «Аль-Каидой», объединились в 2017 году в организацию «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ), присутствуют на севере Мали с 2012 года и в центральной части страны с 2015 г. Формирования ИГ действуют главным образом в районе трех границ. Ранее они неоднократно взаимодействовали в различных эпизодах, несмотря на определенные идеологические разногласия. Затем, очевидно, началась борьба за лидерство на фронте джихада в регионе, чреватая только одним – ростом насилия.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec