Курдские информационные холдинги (к 110-летию курдской журналистики)

В конце 90-х годов прошлого века один из наиболее авторитетных курдоведов современности М.С. Лазарев как-то отметил, что «пришло время, когда заниматься курдским вопросом без знания курдского языка становится невозможно». Это мнение М.С. Лазарева было обусловлено в первую очередь отмечающимся в последние десятилетия невиданным доселе подъемом курдских средств массовой информации с точки зрения как количества, так и качества.

Сегодня курдский язык существенно усиливает свои позиции. На курдском языке издаются десятки газет, сотни журналов, тысячи книг, получают образование десятки тысяч студентов, сотни тысяч школьников. При этом количество носителей курдского языка растет весьма быстрыми темпами как в связи с естественным приростом курдов, так и в связи с возрождением курдского языка.

Хотя количество книг, издаваемых ежегодно на курдском языке, составляет около полутора тысяч в год и это мизерное количество, совершенно очевидно, что в ближайшие 10-15 лет эта цифра увеличится в десятки раз. Сегодня уже у многих на слуху курдские издательства, такие как Avesta, Aras, F?rat, Doz, Bajar, Wesanen Welat, Deng, Wesanen Enstituya Kurdi, Nubihar, Mem и др.

Проблема курдоязычных СМИ фактически является комплексным вопросом, отражащим экономическое и политическое состояние в Курдистане, современное состояние курдского общества, аспекты языка, культуры и других сфер жизни курдов и Курдистана.

С момента издания первой курдской газеты (22 апреля 1898 г. газета «Курдистан» в Каире) курдские средства массовой информации проделали длинный и трудный путь. Как известно, первые курдские газеты и журналы издавались за пределами Курдистана, впоследствии начали издаваться и в Курдистане, однако регулярное издание курдских СМИ в Курдистане впервые было налажено в Южном Курдистане. Именно Южный Курдистан в настоящее время и является центром развития курдских СМИ.

Первые ежедневные газеты также начали издаваться в Южном Курдистане. На протяжении ряда лет единственными курдскими ежедневными газетами были газеты, издаваемые, соответственно, ПСК и ДПК – «Курдистане Нуе» («Новый Курдистан», www.pukmedia.org) и «Хабат» («Борьба», www.xebat.net) и). Однако в настоящее время в Южном Курдистане издается ряд других ежедневных газет, одна ежедневная газета издается в Северном Курдистане.

В этногеографическом Курдистане отсутствует сложившийся рынок СМИ. Однако в Южном Курдистане можно наблюдать зачатки этого рынка, что обусловлено в первую очередь политически — формированием курдской полугосударственности. В целом, большая часть курдских СМИ относится к партийным. При этом в связи с развитием разных видов СМИ партии фактически формируют информационные холдинги. Крупнейшими курдскими информационными холдингами являются в настоящее время следующие.

1. Информационный холдинг ПСК.

Это наиболее развитый и быстроразвивающийся курдский информационный холдинг, включающий телеканал KurdSat; газету «Курдистане Нуэ», выходящую в Сулеймании с 1992 г. (диалект сорани); выходящую на арабском языке газету «аль-Иттихад»; один из наиболее популярных курдских порталов Www.Pukmedia.Com. В настоящее время этот сайт распространяет информацию на курдском (диалекты сорани и курманджи), арабском и английском языках. Ранее сайт имел также странички на турецком и персидском языках.

Согласно проведенным исследованиям, с 1 января по 3 марта текущего года в среднем ежедневно этот сайт посещали около 1,9 млн человек [1]. При этом популярность этого сайта растет в связи с сильной курманджидиалектной службой, которая привлекает многомиллионное курдское население Турции и Сирии.

Следует отметить, что фактически можно говорить даже не об информационном холдинге ПСК, а о конгломерате таких холдингов вокруг ПСК. Так, ПСК финансирует также ряд изданий, непосредственно не находящихся под жестким партийным контролем. (Следует отметить, что к ПСК термин «партийный» применяется условно, поскольку эта организация является не партией в классическом смысле, а союзом ряда партий, организаций и политиков.)

Группа «Хандан». Близка к члену политбюро ПСК, бывшему главе региональной администрации в Сулеймании, ныне заместителю председателя правительства Ирака Бархаму Салеху. Создана в 2003 г., с апреля 2004 г. выпускает газету «Асо» (в Киркуке, сорани, с ноября 2006 г., выходит в ежедневном режиме), распространяемую в Курдистане и Багдаде, с 2006 г. – газету «Кюпрю» на туркоманском и арабском языках, распространяемую среди туркоман в Мосуле, Тикрите и других городах; еженедельный журнал «Аль-Исбу» на арабском языке.

Издательская группа компании «Вуша». Компания «Вуша» основана в марте 2007 г. в Сулеймании бывшим заместителем генерального секретаря ПСК Наущерваном Мустафой, который является и ее единственным акционером. Группа владеет рядом электронных и печатных СМИ, наиболее известным из которых является издаваемая в Сулеймании ежедневная газета «Рожнама» («Газета», сорани, по состоянию на 15.04.2008 вышло 199 номеров). Кроме того, популярностью пользуется портал www.sbeiy.com. Примечательно, что в группу входит также первый в Курдистане организованный на высоком уровне центр проведения социологических опросов — Центр опросов общественного мнения Курдистана. Этот социологический центр проводит опросы на совершенно разные темы. Так, в ноябре 2007 г. был опубликован нашумевший доклад, согласно которому в результате проведенного с согласия председателя парламента Курдистана опроса среди депутатов выяснилось, что около половины из них не имели никакого понятия о бюджете Курдистана.

Примечательно, что, несмотря на близость и финансовую зависимость от ПСК, издания, подконтрольные компании «Вуша», регулярно пишут о проблемах Южного Курдистана, в том числе нередко критикуют власти с точки зрения неэффективности госуправления, высокого уровня коррупции в Южном Курдистане и т.п. Следует отметить, что в «Рожнаму» перешли ряд сотрудников из первой независимой курдской газеты «Хаулати» («Гражданин»), наиболее критично относящейся к властям Курдистана.

В ближайшее время предполагается организация спутникового телеканала KNN (Kurdish News Network Channel). Возможно, KNN станет первым телеканалом преимущественно новостного плана со значительным преобладанием экономической и политической информации.

Предполагается, что в ближайшие годы эта группа существенно расширится за счет создания новых СМИ.

Группа постоянно заявляет о своей неафилированности (в том числе с какими-либо политическими или иными организациями, хотя совершенно очевидно, что она возникла при экономической помощи ПСК, поскольку Наущерван Мустафа не был бизнесменом и не имел крупных капиталов. Однако возможно, что эта группа окажется одной из первых прибыльных среди курдских информационных групп, став независимым бизнес-проектом.

Газета «Чаудер», сорани, Сулеймания. Ее владелец — член политбюро ПСК Мала Бахтиар (ранее выходил из ПСК, однако вскоре вернулся в организацию).

Таким образом, информационный холдинг ПСК представляет собой целый конгломерат различных организаций, различных видов СМИ, зачастую работающих под весьма низким «партийным» контролем. Впервые в истории Курдистана политическая организация создает и финансирует практически независимые СМИ, которые нередко высказываются нелицеприятно и в отношении своего спонсора. Следует отметить, что в ПСК, несмотря на безусловный и подавляющий авторитет его бессменного лидера Джалала Талабани, всегда внутри присутствовала организационная дискуссия, нередко выходящая и за пределы ПСК.

Представляется, что подобная многоцветность средств массовой информации, близких к ПСК, позволяет этой организации нередко проводить разноплановую информационную политику, адресованную различным слоям населения, а также политическим группам.

2. Информационный холдинг ДПК.

Также является одним из крупнейших курдских информационных холдингов. Включает:

телеканал Kurdistan TV (с 1999 г.), один из наиболее популярных курдских телеканалов и Zagros TV;

ежедневную газету «Хабат» (сорани, в последнее время некоторые страницы иногда публикуются на бахдинани, который является наречием курманджи, но на арабской графике);

газету на арабском языке «Таахи»;

крупное информационное агентство Peyamner. Оно функционирует с 2005 г. и распространяет информацию на курдском (курманджи, сорани), арабском, персидском, турецком и английском языках.

Считается, что в СМИ, близких ДПК (особенно в газете «Хабат»), наиболее сильно проявляется влияние «полевой журналистики» — имеется в виду ярко выраженная пропагандистсткая составляющая. Однако следует отметить, что наиболее популярные медиа ДПК, например, Kurdistan TV, фактически давно уже вышли за рамки Южного Курдистана, превратившись в СМИ общеюжнокурдистанского масштаба.

3. Информационный холдинг Партии рабочих Курдистана.

Несмотря на отсутствие территориальной базы и легитимности, как в случае с Южным Курдистаном, СМИ ПРК (в российских СМИ используют аббревиатуры РПК или КРП), действующей на политической арене в первую очередь в Турции и Европе, в ряде случаев опережали уровень развития информационной деятельности Южного Курдистана.

Хотя первое курдское телевидение было создано в Дохуке в 1992 г. («Хабат ТВ», сейчас К.TV – Duhok), первым спутниковым курдским телеканалом стал MED-TV, организованный ПРК и начавший вещать в мае 1995 г. Значение MED-TV трудно переоценить. Фактически он совершил революцию в истории курдских СМИ. Впервые в истории был создан курдский телеканал, преодолевший государственные границы. Турция, как известно, заявляла, что MED-TV является глашатаем террористов, и призывала Великобританию, откуда вещал канал, закрыть его. Следует отметить, что MED-TV стал не только первым курдским глобальным телеканалом. Впервые на этом телеканале происходило и ассироязычное профессиональное вещание. Это связано в первую очередь с функционированием ПРК в Европе.

СМИ ПРК включают:

телеканалы Roj TV (социально-политической направленности) и Mezopotamiya TV (преимущественно в области культуры);

ежедневную газету “Azadiya Welat” — единственное ежедневное издание курдов Турции;

информационное агентство www.firatnews.com;

многочисленные газеты и журналы на турецком языке.

В медийных органах ПРК наиболее сильно выражена партийная составляющая.

Несколько меньший по объему информационный холдинг имеется у других политических партий Курдистана.

СМИ Демократической партии Иранского Курдистана включают спутниковый телеканал TISKH TV, газеты и журналы на курдском языке (в частности, в последние годы широкую популярность завоевал издаваемый на курманджи еженедельник Agiri).

В последнее время активно расширяет свое информационное пространство Исламская группа Курдистана, издающая в Эрбиле еженедельную газету «Якгрту» («Союз», на сорани). В феврале с.г. о предстоящем создании спутникового телеканала, который будет распространять «курдский исламский мессидж», говорил член политбюро Исламской группы Курдистана Абд-аль-ситар Маджид [2].

Таким образом, наиболее влиятельные политические силы этногеографического Курдистана создали мощные информационные холдинги, среди которых выделяются ПСК (в большей степени) и ДПК. Представляется, что в ближайшие годы будет происходить дальнейшее расширение крупных информационных групп как с точки зрения создания различных тематических направлений, так и с точки зрения освоения новых для этих групп медийных пространств. Кроме того, существенную роль будет играть начавшийся процесс коммерциализации курдских СМИ, когда они не только будут рассматриваться как голоса политических организаций и средство их политико-идеологического влияния, но и станут бизнес-проектами. Пока этот процесс заметен лишь в информационных группах, близких к ПСК («Виша» и «Хандан»). В этом процессе значительную роль должен сыграть нарождающийся рекламный рынок Курдистана, объем которого в настоящее время ограничен.

Другим процессом, с нашей точки зрения, будет усиление внимания крупнейших политических организаций Южного Курдистана к курдам севера и запада Курдистана (Турции и Сирии), а также Европы. Будут предприниматься различные проекты, направленные на сильное медийное проникновение в Северный Курдистан, которое будет обусловлено как политически (что, однако, не может открыто признаваться), так и экономически, на что в настоящее время ориентирован лишь ряд сайтов и телепередач ПСК и ДПК.

1. Rojane 1.900.000 kesi serdana PUKmedia. (Ежедневно на Pukmedia.com заходит 1,9 млн посетителей.) // www.pukmedia.com, 03.04.2008.

2. Газета “Awene” (Южный Курдистан, сорани), 12.02.2008. — С. 2.

52.27MB | MySQL:103 | 0,573sec