Кувейт: правовые основания и перспективы иностранных инвестиций в ТЭК

Кувейт занимает четвертое место в мире по запасам нефти (после Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ) и входит в число основных нефтедобывающих государств. По официальным данным, добыча нефти в Кувейте составляет 2,65 млн баррелей в сутки. Причем правительство Кувейта ставит задачу по увеличению добычи нефти в ближайшее время. Так, к 2010 г. планируется добывать до 4 млн баррелей, а к 2020 г. — до 5 млн баррелей в сутки.

Принимая во внимание весьма обширные энергетические планы Кувейта, можно с уверенностью сказать, что нефтеперерабатывающий сектор его экономики является сегодня привлекательным объектом для инвестиций других государств, включая Россию.

Стоит напомнить, что с 1961 г. иностранные компании не допускались к освоению нефтяных месторождений Кувейта, но в 2001 г. государством был сделан крупный шаг вперед в этом направлении.

22 апреля 2001 г. Национальная ассамблея Кувейта приняла закон «О прямых иностранных инвестициях» (далее – Закон), который был нацелен на привлечение в промышленность инвестированного иностранного капитала, представляющего собой:

1) иностранную валюту и ценные бумаги, переданные Кувейту;

2) машины, оборудование, транспортные средства, сырье, готовую продукцию, импортируемые за границу с целью инвестирования;

3) интеллектуальные права (патенты, торговые лицензии, зарегистрированные торговые марки), а также технологические проекты;

4) иностранный капитал, полученный в Кувейте, в случае его повторного инвестирования.

Совет министров определяет виды экономической деятельности и проекты, в которых могут участвовать иностранные инвесторы как самостоятельно, так и с использованием национального капитала Кувейта, в соответствии с государственной политикой Кувейта, а также с утвержденными экономическими планами.

Иностранный инвестор может осуществлять экономическую активность на основании лицензии, выданной ему с резолюцией министра торговли и промышленности в соответствии с рекомендацией Комитета по иностранному капитальному инвестированию после получения одобрения соответствующими компетентными органами. Запрос на получение лицензии рассматривается не более чем в течение восьми месяцев, а в случае отказа выдать лицензию этот отказ должен быть направлен в письменной форме с обязательным мотивированием принятого решения.

Примечательно, что выдача лицензий на использование природных ресурсов либо на пользование какими-либо государственными предприятиями возможна только в соответствии с Законом и только на ограниченный период времени. При этом обязательно проведение предварительных процедур, способствующих выявлению наиболее выгодных предложений.

Лицензия может быть выдана министром на основании рекомендации Комитета по иностранному капитальному инвестированию для инкорпорации иностранных акций в кувейтские предприятия. Закон позволяет 100%-ную составляющую капитала иностранными инвестициями в соответствии с условиями, определяемыми Советом министров.

Стоит заметить, что именно по решению Совета министров формируется Комитет по иностранному капитальному инвестированию (далее – Комитет), который возглавляет компетентный министр. Данный орган включает представителей как частного сектора, так и Торгово-промышленной палаты Кувейта. Министр определяет функции и полномочия Комитета, а размер вознаграждения членов Комитета определяет Совет министров.

Полномочия и обязанности Комитета следующие:

изучение заявлений на капитальное иностранное инвестирование, подготовка рекомендаций;

продвижение возможностей по инвестированию, предоставляемых в государстве и способствование привлечению иностранных инвесторов в Кувейт;

предоставление привилегий и преимуществ с целью привлечения иностранных инвесторов и частного сектора страны;

способствование процедуре выдачи лицензий, ликвидация любых ненужных помех и затруднений в получении лицензий, регистрации и других необходимых процедур;

создание механизма мониторинга иностранных инвестиций с целью ликвидации любых препятствий их вложения;

изучение любых жалоб, поступающих от иностранных инвесторов или иных заинтересованных лиц, в необходимых случаях с привлечением компетентных органов власти;

наложение наказаний в соответствии с Законом о прямых иностранных инвестициях;

подготовка проектов подзаконных актов во исполнение Закона о прямых иностранных инвестициях;

рассмотрение вопросов, адресованных ему министром с целью реализации положений Закона о прямых иностранных инвестициях;

подготовка периодических статистических отчетов, касающихся деятельности по иностранному инвестированию, с составлением ежегодного отчета по выданным лицензиям, с обязательным выявлением затруднений, мешающих свободному передвижению иностранного капитала в Кувейт, и освещением методов борьбы с ними. Данные отчеты представляются Комитетом в Совет министров Кувейта ежегодно не позднее марта.

В рамках Комитета учреждается исполнительный орган, непосредственно принимающий заявления и передающий их на рассмотрение компетентных органов. Исполнительный орган формируется министром, а его глава назначается распоряжением министра. В обязанности исполнительного органа входят:

1) предоставление информации на международный рынок о проектах, в которых могут участвовать иностранные инвесторы, предоставление привилегий иностранным инвестициям;

2) обеспечение иностранных инвесторов достоверной информацией;

3) способствование преодолению любых помех при реализации лицензируемых проектов;

4) координирование деятельности компетентных органов государственной власти с целью наиболее эффективной работы инвесторов.

В законе, помимо прочего, закреплены гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Так, им гарантируется защита лицензируемых проектов от конфискации и национализации, за исключением случаев, когда они проводятся в общественных интересах. При таких обстоятельствах экспроприация проводится на основании соответствующего закона и с обязательной соразмерной компенсацией, выплачиваемой на основании произведенной должным образом предварительной оценки экспроприируемого имущества на день ее проведения. Компенсация выплачивается немедленно без каких-либо задержек.

Закон также защищает иностранных инвесторов от изменений законодательства, внесенных после инвестирования и ухудшающих положение инвестора.

Важно отметить, что инвестору предоставляется право передавать свои права другому лицу (причем как иностранному, так кувейтскому) либо отклонять участие какого-либо инвестора в проекте. Однако данные действия инвестора должны соответствовать закону и требованиям конкретной лицензии.

В случае частичной или полной передачи прав новому инвестору он принимает на себя все права и обязанности, передаваемые ему в соответствии с Законом.

Иностранный инвестор имеет право на перевод прибыли или компенсации, полученной им в соответствии с Законом, за рубеж, равно как и иностранные наемные работники имеют право переводить свои денежные сбережения за границу.

Примечательно, что в Кувейте предусмотрен ряд привилегий иностранным инвестициям:

освобождение от уплаты от подоходного налога или форм любых других налогов на период, не превышающий десяти лет с момента действительного начала осуществления проекта, с освобождением от уплаты налога с новых инвестиций, вкладываемых в данный проект, на аналогичный период времени;

предоставление возможности избежать двойного налогообложения, заключение соглашений, исключающих возможность двойного налогообложения;

полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при ввозе:

— машин, оборудования, запасных частей, необходимых для сооружения, замены, расширения и развития деятельности;

— сырья, полуфабрикатов, упаковочных материалов, необходимых для целей производства;

выделение земли и объектов недвижимости для целей инвестирования в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта;

возможность задействовать иностранную рабочую силу в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта. Такая возможность может быть реализована по решению, принимаемому Советом министров, и при определении им возможности задействовать национальные трудовые ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестор сначала должен привлекать местные трудовые ресурсы и только при их недостаточности – иностранные.

Закон, что очень важно, обязывает инвестора беречь окружающую среду, не нарушать общественный порядок и соблюдать требования безопасности. В этой связи для инвестора, нарушившего условия лицензии или соответствующие положения действующих на территории страны законов, предусмотрены следующие виды наказания:

предупреждение;

лишение всех предоставленных ему привилегий либо их части. В том случае, если иностранный инвестор исправит допущенное им нарушение, он может обратиться в Комитет с просьбой пересмотреть данное наказание;

временное административное приостановление проекта на определенный период.

Инвесторам стоит обратить особое внимание на следующее кардинальное и нечетко прописанное положение Закона: «По требованию Комитета по иностранному капитальному инвестированию суд Кувейта может прекратить лицензию и ликвидировать инвестируемые средства».

Справедливости ради стоит отметить, что законодательством Кувейта иностранному инвестору предоставлено право обращения с жалобой на действия и решения Комитета в Совет министров в течение 30 дней с момента уведомления о наложении взыскания.

Среди прочего, Закон снизил требования, предъявляемые к деятельности иностранных банков, гарантировал долгосрочную защиту собственности иностранных инвесторов от национализации или конфискации, и отменил требование к иностранным компаниям о необходимости иметь кувейтского спонсора или партнера.

Крупные инвестиционные проекты

Одним из крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых правительством Кувейта, является программа по развитию нефтяного сектора. Планируемый объем инвестиций в отрасль до 2020 г. составляет 22 млрд долларов. Цель – повышение объема добычи нефти.

Достижение этой цели во многом зависит от успеха выполнения так называемого «Проекта Кувейт» (о нем речь пойдет ниже. – Э.К.), который призван привлечь ресурсы иностранных инвесторов (8 млрд долларов) в совместные проекты в нефтяной сфере. Согласно этому проекту, Кувейт рассматривает возможность разрешить иностранцам инвестировать свои капиталы в нефтедобычу в рамках соглашений об обратном выкупе акций (buy-back agreement). К сожалению, до сих пор правительство до конца не определило условия реализации этого проекта из-за отсутствия консенсуса на этот счет в парламенте, поскольку участие иностранных компаний в нефтегазовых проектах требует принятия отдельного закона.

Помимо развития нефтедобычи кувейтские власти планируют вложить до 2011 г. 10 млрд долларов в нефтеперерабатывающие мощности. Тем самым суммарная производственная мощность будет увеличена с нынешних 0,9 млн баррелей до 1,4 млн баррелей в сутки. Планы модернизации включают увеличение производства топлива с пониженным содержанием серы, а также введение в строй дополнительных мощностей по переработке тяжелых фракций нефти.

Параллельно с этим Кувейт планирует реализовать весьма крупный в нефтехимии проект «Экват 2», предполагающий инвестирование в эту отрасль до конца текущего года 1,5 млрд долларов.

Перспективным инвестиционным проектом может служить проведение специализированных работ на так называемых северных месторождениях. Министерство нефти Кувейта уже длительное время ведет консультации с парламентом об одобрении последним специального закона о статусе и порядке освоения их нефтяных залежей.

«Проект Кувейт»

Начиная с 2000 г., инвестиционная активность в Кувейте значительно возросла. Был поставлен своеобразный антирекорд: валовые внутренние инвестиции составляли лишь 7% ВВП. Так, для сравнения, валовые инвестиции в Омане составляют 12% ВВП, в Саудовской Аравии – 19% ВВП, в ОАЭ – 24% ВВП. По итогам 2007 г. этот показатель в Кувейте увеличился, по разным оценкам, до 13-14%. Однако это гораздо ниже соответствующих значений других арабских государств Персидского залива.

Низкий уровень инвестиционной активности в Кувейте объясняется тем, что эта страна раньше своих соседей пережила «инвестиционный бум» и имеет хорошо развитую хозяйственную инфраструктуру.

Напомним, что Конституция Кувейта запрещает иностранцам на правах частной собственности владеть нефтяными ресурсами. Тем не менее кувейтское правительство рассматривает варианты, позволяющие иностранцам инвестировать средства в нефтедобычу на условиях получения платы за добытый баррель, а не по традиционной схеме соглашения о разделе продукции. Эта идея вызывает серьезные разногласия в правящих кругах, и пока что инициатива правительства не находит понимания у оппозиции в парламенте Кувейта. Хотя Кувейт сейчас добывает нефти значительно меньше своих возможностей из-за сокращения квоты ОПЕК в 2001 и 2002 гг., он продолжает разрабатывать меры по наращиванию своих мощностей.

В соответствии с планом, известным как «Проект Кувейт», Кувейт рассматривает вопрос о разрешении иностранным нефтяным компаниям вкладывать средства в нефтедобычу. Это полностью изменило бы тот политический курс, который проводится страной уже более двух десятилетий.

С 1975 г. и по сей день страной проводится политика, направленная на ограничение участия иностранных нефтяных компаний в сервисной сфере нефтедобычи. За любые работы, выполненные по контрактам, иностранным компаниям платится фиксированная цена. Несмотря на запрет иностранцам на правах частной собственности владеть природными ресурсами страны, кувейтское правительство неоднократно давало понять, что оно полно желания найти способ привлечения иностранных нефтяных компаний в процесс увеличения добычи нефти без нарушения Конституции.

И для этого были предпосылки. Высший нефтяной совет, который контролирует нефтяной и газовый секторы Кувейта, в принципе одобрил иностранное участие еще в 1997 г. Однако широкое вовлечение иностранных нефтяных компаний в нефтедобывающую промышленность встречается в штыки оппозицией в парламенте Кувейта. В феврале 2000 г. парламент принял резолюцию, призывающую правительство приостановить программу иностранных инвестиций до того момента, пока не будут полностью решены все юридические проблемы, связанные с участием иностранных компаний в нефтедобыче.

Стоит особо подчеркнуть, что структура соглашений, которые правительство заключает с иностранными фирмами («Договор на текущее обслуживание»), в отличие от соглашений о разделе продукции, позволяет правительству сохранять в полной собственности все нефтяные ресурсы, осуществлять стратегическое управление предприятиями и контролировать уровень добычи нефти. Иностранные компании должны платить пошлину «за добытый баррель», делать отчисления на восстановление столицы и на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Все месторождения, которые правительство намеревается открыть для иностранных инвестиций, в настоящее время разрабатываются либо на севере, либо на западе страны (Родхатейн, Сабирьях, Ратка, Бахра, Минагиш и Умм Гудаир). В соответствии с новым планом самое большое месторождение Кувейта — Бурган, должно остаться закрытым для иностранных инвестиций.

«Проект Кувейт» стоимостью 7 млрд долларов, рассчитанный на 25 лет, впервые был сформулирован в 1997 г. Высшим нефтяным советом. Проект предусматривает использование иностранных инвестиций для роста добычи нефти в стране и компенсации снижения добычи на месторождении Бурган. В частности, Кувейт планирует увеличить добычу нефти на пяти северных месторождениях — Абдали, Бахра, Ратка, Родхатейн и Сабирьях — с ныне существующего уровня в 450 тыс. баррелей в сутки до 900 тыс. баррелей в сутки.

К настоящему времени работы по «Проекту Кувейт» продвинулись незначительно, в основном из-за возражений парламентской оппозиции. По сообщениям, к участию в проекте допущены следующие компании: «BP», «Chevron Texaco», «ConocoPhilips», «Exxon Mobil», «Lasmo», «Shell» и «Total».

Выводы

В целом, по прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе экономическое и финансовое положение Кувейта будет оставаться устойчивым. Существенный приток поступлений от нефтяного экспорта позволит правительству решать актуальные текущие задачи и планировать хозяйственное развитие страны. В то же время нынешняя тенденция свидетельствует о том, что рост ВВП будет замедляться, даже несмотря на запуск крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на ближайшие 10-12 лет. Это объясняется относительно небольшими аккумулятивными возможностями небольшого по своим масштабам кувейтского хозяйства.

Главный вывод, на наш взгляд, состоит в том, что власть в Кувейте осознает масштабы проблем и ищет пути их преодоления. Возможно, избранный правительством курс на привлечение иностранного капитала в развитие важнейшего нефтяного сектора экономики государства не будет прямолинейным, наверняка он будет осуществляться методом проб и ошибок в силу неординарности ситуации и размаха решаемых задач.

42.54MB | MySQL:92 | 1,035sec