Ситуация в Ливии: март 2008 года

Самая громкая новость месяца, имеющая отношение к Ливии, родилась 3 марта, когда лидер ливийской революции Муамар Каддафи в свойственном ему эксцентричном стиле вдруг объявил о полном упразднении правительства страны и прямом распределении среди граждан доходов от продажи нефти. Об этом он заявил в выступлении в г. Сирте, приуроченном к отмечавшейся в тот день 31-й годовщине установления в Ливии «прямого народовластия». Каддафи подчеркнул, что Высший народный комитет (правительство) не справился со своими задачами. Он сравнил исполнительную власть со «спрутом, поглощающим богатства народа». «Отныне управлять будет сам народ, а не Главные народные комитеты (министерства)», — сказал ливийский лидер. Он подчеркнул, что останется лишь несколько ключевых министерств, в том числе иностранных и внутренних дел, а также обороны. По его словам, каждый ливиец получит 1 тыс. ливийских динаров (официальный курс этой валюты к доллару США составляет примерно 1,20 динаров за доллар).

«Кто после этого скажет, что у нас есть бедные люди», — отметил Каддафи. С 1977 г. в Ливии действует система Джамахирии — «прямого управления народных масс». Там формально упразднены политические партии и парламент. Конституция страны отсутствует, основой законодательства считается шариат. Политическое устройство базируется на постулатах «третьей мировой теории», разработанной М. Каддафи и изложенной в его «Зеленой книге».

Впрочем, как представляется, этот демарш Каддафи коснется только некоторых персоналий, но не самой системы. «Эти комитеты будут заменены естественным путем на настоящие комитеты, которые будут созданы повсеместно самими гражданами. Граждане напрямую получат часть доходов от нефти. Они не нуждаются в посредниках», — утверждал он.

В марте Ливия сделала несколько резких демаршей в Совете Безопасности ООН, непостоянным членом которого она является в настоящее время. 1 марта она от имени арабских стран внесла на рассмотрение Совбеза, собравшегося на экстренное заседание по требованию главы палестинской администрации Махмуда Аббаса, проект резолюции, в котором в резкой форме осуждалось «убийство невинных гражданских лиц, в том числе детей», в ходе операции израильской армии в секторе Газы. В ней содержалось требование «немедленно прекратить насилие, включая военные операции и ракетные обстрелы (Израиля)», а также призыв «ко всем сторонам конфликта уважать режим прекращения огня». Изначально было ясно, что этот проект в его первоначальной редакции не пройдет из-за американского вето. Поэтому Ливия поторопилась доработать этот документ.

6 марта Совбез оказался не в состоянии принять резолюцию, осуждающую теракт в религиозном институте в Иерусалиме, поскольку против этого документа выступила Ливия. Как пояснил в этой связи представитель США в ООН Залмай Халилзад, «делегация Ливии отказалась осудить» теракт. «Она захотела увязать этот теракт с событиями в Газе, что неприемлемо», — пояснил американский дипломат. Затем последовала словесная перепалка между представителями Ливии и Израиля. «Совет Безопасности оказался неспособным прийти к единогласному решению, которое бы осудило бойню в Иерусалиме», — констатировал представитель Израиля Дан Гиллерман. «К сожалению, вот что происходит, когда в Совет Безопасности проникают террористы из страны, которая дала вам Локерби», — заметил он, вспомнив про теракт в небе над шотландским городком Локерби в 1988 г., за организацию которого были осуждены офицеры ливийских спецслужб. «Мы не нуждаемся в сертификатах хорошего поведения от террористического израильского режима», — ответил заместитель представителя Ливии при ООН Ибрагим ад-Даббаши, добавив, что Израиль является «самым террористическим режимом в мире».

В марте Ливия дважды попыталась половить рыбку в мутной воде, то есть делать то, что она умеет и любит. Одно дело касалось похищения в Тунисе двух австрийских туристов боевиками из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ), которые затем переместили своих пленников на север Мали. Из Триполи по этому поводу раздалось несколько исключающих друг друга заявлений. Сначала было объявлено, что возглавляемый сыном Муамара Каддафи, Сейф аль-Исламом, Фонд Каддафи взял на себя посредническую миссию. Затем, видимо, поняв, что таким образом Фонд вольно или невольно указывает на существование определенной связи с АКМ, он опроверг существование каких-либо прямых или косвенных контактов с похитителями. В этой связи алжирская пресса напоминает, что подобное подозрение достаточно обоснованно, если вспомнить, что «Каддафи заключил соглашение со своими радикальными исламистами, несмотря на то, что они дали клятву верности «Аль-Каиде». В любом случае, признают наблюдатели, Ливия обладает записной книжкой со многими адресами и не менее важной книжкой — чековой, чтобы положительно решить проблему австрийских заложников.

Второе дело оказалось связано с вновь вспыхнувшим в Мали восстанием туарегов. Ливия всегда подчеркивала наличие у нее возможности влиять на лидера туарегов Ибрагима аг Бахангу. Так это случилось незадолго до мартовской эскалации боевых действий, когда при посредничестве Триполи туареги освободили из плена до 50 малийских солдат. Более того, соседний Нигер неоднократно прямо указывал на связь Ливии, туарегов и открытия запасов урана и нефти к югу от границы Алжира. Многое встало на свои места 26 марта, когда в Бамако было объявлено: представители правительства Мали и туарегов в ближайшее время встретятся в Ливии для того, чтобы восстановить мир на севере Мали. Такая встреча началась 28 марта. На первом этапе, который продлился несколько дней, ливийцы отдельно встречались с представителями сторон.

11 марта Фонд Каддафи объявил об освобождении политзаключенного Фатхи аль-Джами, брошенного в тюрьму в 2004 г. за критику режима. Этого шага со стороны ливийских властей давно добивались международные правозащитные организации, утверждавшие, что 66-летний узник «серьезно болен и нуждается в срочной медпомощи». По версии Фонда Каддафи, оппозиционер был госпитализирован еще восемь месяцев назад и «получил всю необходимую медпомощь».

12 марта организация «Репортеры без границ» (РБГ) распространила ежегодно публикуемый список стран — «врагов Интернета». Он состоит из нескольких групп. Один из критериев попадания в первую группу — в относящихся к ней странам власти сажают пользователей Интернета в тюрьму за различные «провинности». Во вторую группу вошли страны, контролирующие Интернет. В нее и попала Ливия, оказавшаяся в компании с такими странами, как Бахрейн, Таджикистан, Таиланд, Йемен, Иордания, ОАЭ, Эритрея и другие. По определению РБГ, в этих странах власти «зачастую используют антитерористические законы для слежки и локализации оппозиционеров и политиков, которые самовыражаются через Интернет».

В последние дни марта Каддафи-старший побывал в Дамаске, где принял участие в арабском саммите. В связи со встречей в сирийской столице Триполи он осудил западные страны, попытавшиеся надавить на арабов с тем, чтобы они понизили статус делегаций, отправившихся в Дамаск, и тем самым занизить значение саммита. «Американцы осуществляют давление на арабские страны с тем, чтобы они понизили уровень участия в арабском саммите, — заявил 29 марта в Дамаске глава МИДа Ливии Абдель Рахман Шальгам. — Но арабы же не вмешиваются в европейские саммиты. Позиция западных стран в этом вопросе — это фарс, и арабы должны это понимать». Впрочем, не все арабские страны прислушались к Триполи. Так, Египет, Иордания и Саудовская Аравия понизили статус своих делегаций в знак протеста против вмешательства Сирии в дела Ливана. В Сирию не приехали также главы Марокко, Ирака и Омана. Бейрут вообще бойкотировал встречу, поскольку он обвиняет Дамаск в блокировании выборов президента республики.

Из Дамаска прозвучало многозначительное обращение Каддафи к лидерам арабских стран — союзниц США. Он предупредил их, что их судьба может быть похожей на судьбу Саддама Хусейна. Выступая на саммите, лидер ливийской революции напомнил, что в свое время бывший иракский лидер значился среди «друзей» США, а позднее, когда он стал неугоден им, его устранили. «Как можно было казнить военнопленного и президента одной из арабских стран — участницы Лиги арабских государств? — заметил Каддафи. — Ваша судьба может быть такой же». Он выразил сожаление в том, что арабы не могут выступить единым фронтом практически ни по одному ключевому вопросу мировой политики. «Мы обмениваемся оскорблениями и строим заговоры друг против друга. Я бы предпочел, чтобы эти приемы использовались не в отношениях между нами, а против наших врагов», — заметил Каддафи. По его оценке, в настоящее время арабов объединяет только общий язык.

25 марта администрация Дж. Буша попросила конгресс США вывести Ливию из-под действия одного из национальных законов о помощи пострадавшим в результате терактов. Данный нормативно-правовой акт позволяет с санкции местных судов по искам замораживать активы стран — спонсоров терроризма, находящиеся на американской территории и даже в других странах. Информация об этом попала в американскую печать. То, что она соответствует действительности, подтвердил официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома Гордон Джондро. Как стало известно, письмо, в котором излагается означенный запрос, было направлено руководству конгресса 18 марта. Свои подписи под ним поставили госсекретарь США Кондолиза Райс, шеф Пентагона Роберт Гейтс, министры энергетики и торговли США Сэмюел Бодман и Карлос Гутьеррес. Арестовывать авуары Ливии потенциально позволяет одно из положений закона о финансировании Министерства обороны США. Ранее под давлением Белого дома законодатели уже предоставили президенту США Дж. Бушу право вывести из-под ее действия Ирак. Глава исполнительной ветви власти США воспользовался этим правом в конце января текущего года. Теперь того же самого администрация добивается в отношении Ливии.

52.25MB | MySQL:103 | 0,544sec