Израильский эксперт о возможном ухудшении отношений между Израилем и странами Персидского залива в случае аннексии частей Западного берега р. Иордан

В израильских СМИ появилось сообщение, что Катар, явно пытаясь оказать давление на руководство Израиля, угрожает прекратить выделять миллионы долларов в качестве помощи сектору Газа, если будет реализован план  аннексии частей Западного берега р. Иордан. В рамках соглашения о коалиционном правительстве на основе ротации между Биньямином Нетаньяху и Бени Ганцем премьер-министр (Б.Нетаньяху до середины ноября 2021 года, затем этот пост займет Б.Ганц) 1 июля с.г. может приступить к аннексии примерно 30% территории Западного берега р. Иордан. Это предусмотрено мирным планом президента США Дональда Трампа, который Палестинская национальная администрация (ПНА) категорически отвергла.

Выплаты катарских денег нуждающимся семьям в секторе Газа считаются основным фактором поддержания там спокойствия и неофициального перемирия между Израилем и контролирующим прибрежный палестинский анклав ХАМАСом. Катар не желает, чтобы его рассматривали в том или ином виде пособником аннексии Западного берега р. Иордан.

Со ссылкой на нескольких западных дипломатов, сообщается, что Катар за последние две недели передал соответствующее послание по нескольким каналам, в том числе на недавней встрече стран-доноров с ПНА. Израильские официальные лица присутствовали на встрече, проходившей посредством видеоконференции Zoom[i].

Катар играет ключевую роль в обеспечении спокойствия в секторе Газа благодаря финансовой помощи, оказываемой при поддержке Израиля. На прошлой неделе израильское руководство Нетаньяху-Ганца одобрило перевод катарских 50 млн долларов США в Газу в рамках неофициальной сделки по прекращению эскалации напряженности в палестинском анклаве. К слову, эта договоренность была достигнута, несмотря на резкую критику со стороны Б.Ганца на протяжении последних трех избирательных кампаний 2019-2020 гг., в ходе которых он, будучи ключевым оппонентом Б.Нетаньяху, обвинял его правительство в покупке спокойствия у террористических групп, разрешая перевод в Газу миллионов долларов катарской помощи.

Ближневосточный план Д.Трампа, предусматривающий аннексию Израилем частей Западного берега р. Иордан, подвергся широкой и жесткой критике со стороны большей части международного сообщества, при этом некоторые государства Персидского залива предупреждают, что его реализация может поставить под угрозу их сотрудничество с Израилем, а Иордания предостерегает от возможного начала конфликта.

Эксперты Института исследований национальной безопасности (INSS) при Тель-Авивском университете, авторитетного «мозгового центра», отслеживают дебаты в арабских странах относительно возможной израильской аннексии. В частности, этот вопрос рассматривает Йоэль Гузанский, старший научный сотрудник INSS, специализирующийся на политике и безопасности в Персидском заливе, в прошлом приглашенный научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете, научный сотрудник Израильского института и стипендиат финансируемой госдепартаментом программы Фулбрайта, также сотрудник Совета национальной безопасности Израиля в канцелярии премьер-министра, где координировал работу по Ирану и странам Персидского залива под руководством четырех советников по национальной безопасности и трех премьер-министров, в настоящее время – консультант нескольких израильских министерств. Он рассматривает публикации видных деятелей стран Персидского залива, которые публично и напрямую обратились к израильской общественности. Анвар Гаргаш, государственный министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов; Юсеф аль-Отайба, посол ОАЭ в США и Наваф Обейд, ученый и бывший советник правительства Саудовской Аравии, прямо и публично представили позицию своих стран по этому вопросу. Эти сообщения не были единообразными, а порой противоречивыми, и, по его мнению, были сформулированы таким образом, чтобы предоставить государствам Персидского залива определенную свободу маневра в отношении вопроса аннексии и их дальнейших отношений с Израилем.

Й.Гузанский задается вопросом, повлияет ли аннексия и в какой степени на отношения Израиля с государствами Персидского залива. Он напоминает, что отношения между Израилем и государствами Персидского залива развивались в последние десятилетия, и особенно в последние годы, посредством ряда отдельных и параллельных, но иногда пересекающихся каналов: в сфере безопасности и разведки, которые по своей природе остаются тайными; торгово-экономические отношения, которые также не афишируются; и канал межрелигиозного и межкультурного диалога. Наряду с секретностью, которая в значительной степени характерна для этих отношений, начались публичные контакты – встречи между высокопоставленными лицами обеих сторон, в основном с участием бывших деятелей, и обмен публичными посланиями.

В периоды прогресса на израильско-палестинском направлении отношения между Израилем и странами Персидского залива становились более гласными и включали в себя открытие официальных представительств Израиля в Омане и Катаре. Изменение отношений с Израилем в отрицательную или положительную сторону определялось реакцией на его политику в палестинском контексте.

Учитывая эту динамику, пишет израильский эксперт, можно ожидать, что израильская аннексия побудит государства Персидского залива затормозить процесс нормализации отношений с Израилем, особенно публичные аспекты, несмотря на то, что палестинская проблема не входит в число приоритетных для стран Персидского залива, и, несмотря на подозрения, а иногда даже враждебность в отношении ПНА и ХАМАСа.

Более того, масштабы аннексии и интенсивность противодействия таким шагам во всем арабском мире, вероятно, будет определять контуры отношений между Израилем и странами Персидского залива. Однако тайное сотрудничество в области безопасности, скорее всего, существенно не будет нарушено, хотя также будет зависеть от степени ухудшения отношений. В то же время, поскольку Израиль на протяжении многих лет придавал большое значение публичному характеру контактов с арабскими государствами, особенно теми, с которыми, несмотря на общие интересы нет официальных отношений, ослабление публичных связей, установление которых потребовало многолетних больших усилий, будет иметь негативное стратегическое значение для Израиля.

В израильских СМИ недавно были опубликованы статьи Юсефа аль-Отайбы, посла ОАЭ в США («Едиот ахронот», 12 июня 2020 г.) и бывшего советника правительства Саудовской Аравии Навафа Обейда («Гаарец», 16 июня 2020 г.), которые сами по себе являются признаком нормализации. Авторы, напрямую обращаясь к израильской общественности, стремятся отговорить Израиль от аннексии территорий на Западном берегу р. Иордан и даже ставят под сомнение будущее отношений с Израилем в случае, если план аннексии будет реализован. В то же время в случае отказа от аннексии Израилю предлагается улучшение отношений. Ю.аль-Отайба связал отношения с Израилем с обсуждением толерантности и межрелигиозного диалога в арабском мире в последние годы и намекнул, что они также будут значительно подорваны. Он упомянул разрешение индийской авиакомпании осуществлять полеты в и из Израиля через воздушное пространство Саудовской Аравии в качестве (скромного) жеста в отношении Израиля, который может быть отменен в случае аннексии.

Несколько иной подход к аннексии был передан Анваром Гаргашем, в его выступлении на заседании Американского еврейского комитета (14-18 июня 2020 года). А.Гаргаш выразил несогласие с односторонними израильскими мерами и высказался в поддержку израильско-палестинских переговоров. Однако он провел различие между разногласиями с Израилем по палестинской проблеме и способностью и необходимостью сотрудничества с Израилем по другим региональным вопросам: «Мы можем не соглашаться с Израилем по политическим вопросам и все же сотрудничать в других областях, таких как борьба с коронавирусом и развитие технологий». Но тут же отметил, что сотрудничество с Израилем не изменило позицию ОАЭ, которая заключается в противодействии аннексии.

Статья Ю.аль-Отайбы и замечания А.Гаргаша подверглись резкой критике в социальных сетях, особенно со стороны палестинцев. Ю.аль-Отайбу раскритиковали за то, что он назвал Израиль «возможностью, а не врагом» и пообещал ему в качестве компенсации разнообразные варианты сотрудничества при условии воздержания от «незаконного захвата палестинской земли». А.Гаргаш подвергся критике за то, что дал Израилю скрытые гарантии продолжения сотрудничества, даже в случае осуществления аннексии.

Очевидно, полагает Й.Гузанский, лидеры стран Персидского залива опасаются, что их статус в арабском мире пострадает и что общественные беспорядки подорвут стабильность их режимов, если они не смогут оказать решительное сопротивление израильской аннексии, в то время как Иран и Турция, региональные соперники аравийских монархий, скорее всего, наберут очки посредством противодействия аннексии. Страны Персидского залива могут быть обвинены в отказе от палестинцев и даже «коллаборационизме с сионистским врагом».

Израильский эксперт отмечает, что позиция государств Залива в отношении палестинской проблемы является динамичной и претерпела изменения за последние два десятилетия. В столицах стран Персидского залива отношения с Израилем обусловили достижением всеобъемлющего мирного соглашения между Израилем и палестинцами. Однако в последние годы их политика претерпела изменения и сегодня она ближе к позиции, представленной Н.Обейдом, – прогресс на палестинской арене будет встречен улучшением публичных связей с Израилем.

В значительной степени такой взгляд является компромиссом между израильской и палестинской позициями. В последние годы премьер-министр Биньямин Нетаньяху стремился уделить приоритетное внимание улучшению отношений с государствами Персидского залива и Магрибом. Сторонники этой стратегии утверждают, что она оказывает давление на палестинцев, чтобы они продемонстрировали гибкость и согласились на политический компромисс, тогда как критики утверждают, что на самом деле она призвана положить конец политическому процессу. Несмотря на это, палестинцы предприняли шаги по сдерживанию нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, и особенно государствами Персидского залива, с тем, чтобы сохранить их в качестве козыря в отношениях с Израилем.

Й.Гузанский полагает, что заявления трех высокопоставленных деятелей отражают двойственную природу выстроенных за последние годы отношений между Израилем и государствами Персидского залива. Эта двойственность также отражает стремление стран Персидского залива поддерживать хорошие отношения с Вашингтоном, особенно в свете угрозы, с которой они сталкиваются со стороны Ирана. Их способность установить более тесные отношения с Израилем и сделать их публичными ограничена продолжающимся израильско-палестинским политическим тупиком. Однако общие угрозы сохранили, прежде всего, негласное сотрудничество между сторонами, и аннексия, даже если она будет осуществлена, не должна существенно подорвать взаимодействие в области безопасности. Но в любом случае Иран выиграет от реализации плана израильской аннексии частей Западного берега р. Иордан. Аннексия не только отвлечет внимание от его продвижения к военному ядерному потенциалу, но также помешает Израилю мобилизовать международное сообщество для действий против Ирана.

Таким образом, полагает эксперт INSS, аннексия, если она будет осуществлена, не приведет к резкому разрыву отношений между Израилем и Персидским заливом, они публично будут противодействовать аннексии, но продолжат тайное сотрудничество с Израилем в области безопасности, особенно в свете общего интереса в сдерживании региональных и ядерных устремлений Ирана. Но, несомненно, аннексия навредит развитию публичного сотрудничества. Несмотря на свои связи с Израилем, страны Персидского залива не могут отвернуться от палестинского дела. С их точки зрения, даже если между Израилем и палестинцами не будет политического прогресса, статус-кво позволяет им сосредоточиться на более насущных проблемах внутри их стран и на международной арене. Неясно, обещали ли Израилю что-либо взамен, если он сократит масштабы или откажется от запланированной аннексии. Однако сомнительно, что это будет иметь большое значение, поскольку, по мнению государств Персидского залива, они уже достаточно далеко продвинулись в отношениях с Израилем в нынешней ситуации, пока израильско-палестинский путь остается в состоянии застоя[ii].

[i] Qatar said threatening to end aid to Gaza in bid to press Israel on annexation // The Times of Israel. 24.06.2020 — https://www.timesofisrael.com/qatar-said-threatening-to-end-aid-to-gaza-in-bid-to-press-israel-on-annexation/

[ii] Israel, the Gulf States, and Annexation // INSS. 23.06.2020 — https://www.inss.org.il/publication/israel-the-gulf-states-and-the-annexation/

52.28MB | MySQL:103 | 0,458sec