Реакция в Турции на закон США о Защите гражданского населения Сирии. Часть 6

17 июня 2020 года в США в силу вступил так называемый Caesar Syria Civilian Protection Act или, в переводе, «Закон Цезаря о защите гражданского населения Сирии»Напомним, что сам закон был подписан президентом Д.Трампом 20 декабря 2019 года.

Завершаем анализ реакции в Турции на вступление в силу этого законодательного акта.

Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70703

Напомним, что мы остановились на разборе публикации оппозиционного турецкого автора, Хамиде Йигит, вышедшей под заголовком ««Закон «Цезаря»: обретут ли США то, на что надеются или проиграют в казино?». В частности, автор говорит о том, что вторым названием «Закона Цезаря» следует считать «закон голода», потому как он, изначально, направлен против простых сирийцев.

Согласимся, что это – достаточно нетривиальный взгляд на вопрос со стороны турецкого автора, в условиях, когда «Закон Цезаря» в массовых турецких СМИ был встречен, как минимум, благосклонно и, разумеется, никто его «законом голода» не называет.

Напротив, Х.Йигит пишет о том, что весь период времени с подписания «Закона Цезаря» в конце прошлого года со стороны президента США Дональда Трампа и, вплоть до настоящего времени, то есть, до момента вступления его в законную силу, в Сирии всеми силами – США и оппозиции – нагнеталась обстановка, что не могло не привести к своим результатам – потрясениям для и без того слабой сирийской экономики. Не говоря уже об актах откровенных диверсий – в частности, о поджогах пшеничных полей с тем, чтобы вызвать в стране волну голода.

Параллельно же с этим нарастающим давлением со стороны США, Турция наращивает свое экономическое влияние в приграничных к Турции регионах Сирии через «экспортные поставки» турецкой лиры, в которую бегут сирийские граждане, столкнувшиеся с обесцениванием собственной национальной валюты. Заметим, что нельзя переоценить эффекта того, что иностранная валюта начинает действовать параллельно, а то и вовсе замещать валюту национальную. Все же, единое валютное пространство (пример, еврозона) – один из элементов полноценной интеграции между странами / регионами. Если посмотреть на другие элементы – свободное движение рабочей силы и товаров – то тут тоже, в турецко-сирийском приграничье складывается «особый климат».

Об этих фактах в сирийском приграничье, когда турецкая лира начинает приниматься при расчетах за бензин, а также в магазинах, широко пишут тиражные турецкие СМИ.

Далее автор довольно подробно разбирает историю появления «Закона  «Цезаря» — как реакции на десятки тысяч фотографий с «преступлениями режима в Дамаске» против гражданского населения. Не будем на этой истории останавливаться, хотя и она в высшей степени любопытна, поскольку изначально организовывалась как многоходовая провокация, направленная адресно на дискредитацию официального Дамаска и лично президента Башара Асада. И по прошествии этой игры «в длинную» это привело к своим результатам, которые наблюдаются сегодня – в виде возникновения рычага давления на официальный Дамаск через самое уязвимое место — сирийскую экономику.

Однако, говоря о рычаге давления на официальный Дамаск, естественным вопросом является то, чего именно добивается от Башара Асада американская администрация? Рассчитывает ли Вашингтон переломить ход гражданской войны и добиться ухода Башара Асада?

Своему взгляду на эту ситуацию Х Йигит посвятила отдельный раздел материала, который озаглавлен, как «Что хочет от Дамаска Америка, наказывая сирийский народ, и добьется ли она этого?».

Процитируем турецкого автора: «Ожидание, то, которое является очевидным со стороны США и оппозиции, заключается в том, что «Закон Цезаря поставит Асада на колени». Итак, в каких вопросах они надеются его «поставить на колени»? Некоторые из надежд перечислил американский эксперт Чарльз Листер. Он написал статью под заголовком: «Падет ли Асад?». В ней он выражает мнение, что «Закон Цезаря» «вызовет интенсивную реакцию людей, проявит недовольство большой части людей, которые либо поддерживают Асада, либо сохраняет молчание, и обеспечит быстрое распространение в каждом городе тех протестов, которые начались в Сувейде». Он рассматривает это («Закон Цезаря» — В.К.) как «уникальную возможность» для США. По его мнению, «чтобы воспользоваться уязвимым положением Асада, США, вместе со своими западными и ближневосточными союзниками, должны немедленно приступить к реализации всех, доселе нереализованных планов. В противном случае, они все отправятся в урну!».

Далее турецкий автор, опираясь на статью американского эксперта Чарльза Листера, говорит о трех вариантах «на горизонте» будущего для Сирии: 1) Асад направит Сирию по северокорейскому пути и изолирует ее от всего мира, 2) Асад превратит Сирию в «страну голода», по образцу Сомали, 3) или же Асад откажется от власти.

Нынешнее положение Асада рассматривается автором в качестве «самого шаткого» и, следовательно, от него можно ожидать того, что он пойдет на политические уступки в адрес США. Эти уступки формулируются американцами следующим образом: «освободить политзаключенных и объявить перемирие по всей стране».

Иными словами, основным шагом со стороны Асада, на взгляд американцев, следует считать полное прекращение военных действий против оппозиции. Процитируем: «Фактически, в официальных заявлениях США и в самом «Законе Цезаря», цель давления на Дамаск в плане прекращения военных действий против оппозиции становится очевидной».

Здесь уместным представляется привести цитату турецкого автора:

«Накануне того дня, когда «Закон Цезаря» вступил в силу, на официальном Твиттере (так называемого) «Посольства США в Сирии» была сделана следующая запись: «Башар Асад и его режим несут прямую ответственность за экономический коллапс в Сирии. Потому что, вместо удовлетворения основных потребностей сирийского народа, он тратит десятки миллионов долларов в месяц на финансирование ненужной войны». Другими словами, по мнению американцев, война, которую Асад вел с джихадистами, является «ненужной» войной».

Далее, как отмечается турецким автором, постоянный представитель США при Организации Объединенных Наций Келли Крафт, в своем выступлении в Совете Безопасности ООН, заявила, что администрация Трампа полна решимости помешать режиму Асада добиться военной победы.

Турецким автором особо отмечается тот факт, что в упомянутом выступлении высокопоставленного представителя США сделан упор именно на «предотвращении военной победы Асада» и на «принуждении к принятию соглашения о прекращении огня на всей территории страны». И именно через эту призму американцами объясняются введенные через принятие «Закона Цезаря» экономические санкции, что должно быть, несомненно, воспринято в качестве сигнала оппозиции. Что, как пишет турецкий автор, вне всякого сомнения, и наблюдается на практике.

Процитируем турецкого автора: «Все оппозиционные организации в сирийском регионе, включая группы «Аль-Каиды», такие как ХТШ, которые ООН включила в список террористов, вот уже два дня как аплодируют американским санкциям «Цезаря». Таким образом, США объявляют о своей решимости по защите джихадистов, в противовес решимости Сирии очистить собственную землю от них, а также (США объявляют о своей решимости – В.К.) в том, чтобы закрепить ныне существующую ситуацию в Сирии. Именно это объявление является первичным в санкциях «Цезаря», а сама ситуация – на втором месте. Но, в настоящее время, очевидным является цель США по остановке операции в Идлибе, которая «готовилась на протяжении долгого времени и быстро приближается».

Иными словами, целью США, по мнению турецкого оппозиционного эксперта, является остановка продвижения Дамаска в Идлибе.

Соответственно, ответ на следующий вопрос автор вынес в заголовок: «Остановят ли экономические санкции США войну в Идлибе, которая уже стучится в двери?».

Вот как начинает отвечать на этот вопрос турецкий эксперт:

«Ещё день – два назад говорилось о том, что боевые барабаны могут вновь заиграть в Идлибе, а сегодня мы говорим о самом остром мече США против Сирии, то есть, об экономических санкциях, нацеленных на весь народ. Но ведь пока мы говорим об этом, нет ситуации прекращения военной напряженности на Идлибском фронте. Продолжаются непрерывные военные поставки из Турции. С другой стороны, мы видим, что сирийская армия сосредоточила большие усилия на подготовке операции. Потому что срок перемирия в Идлибе истек!».

Как напоминает турецкий автор, в соответствии с соглашением о прекращении огня, подписанным между Турцией и Россией 5 марта с.г. в Москве, автотрасса М4 должна быть очищена Турцией от джихадистов и она должна быть открыта для безопасного следования гражданского транспорта. И, как пишет Х.Йигит, на выполнение этой задачи Турции был дан определенный срок – и этот срок 14 июня истек, но трасса М4, вопреки взятым на себя Турцией обязательствам, так пока и не открылась.

Как пишет турецкий автор: «Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр обороны России Сергей Шойгу должны были приехать в Стамбул в день, когда этот срок истек, но их визит был отложен в последний момент». Напомним, что тот визит был, буквально в последний момент, отменен, что вызвало достаточно оживленную дискуссию в экспертном сообществе на тему причин переноса сроков визита.

Цитируем размышления турецкого автора по поводу несостоявшихся переговоров в Стамбуле: «Чавушоглу и Лавров разговаривали по телефону перед запланированным визитом, и после этого разговора встречи было объявлено, что визит был отложен. Но ничего не было сказано о первопричинах задержки. Согласно (имеющейся у автора) информации, требования России по Ливии были переданы в Турцию до визита российской делегации. Заместитель министра иностранных дел России прибыл в Анкару в минувшую субботу и передал (Турции) запросы Москвы. В этой связи, Россия хочет от Турции следующего: поддержки переговорного процесса (в Ливии), в полном соответствии с Каирской декларацией. Вероятно, Турция не согласилась на это и запросила, для осмысления, перенести визит (двух российских министров – В.К.) на более поздний период. Таким образом, выглядит так, что Россия предлагает Турции одно общее досье и по Идлибу, и по Ливии. Таким образом, будет или не будет продлен срок для Турции в Идлибе, зависит от договоренностей по Ливии. Очевидным из развития ситуации на идлибской площадке становится то, что вплоть до настоящего времени нет никаких договоренностей (между Россией и Турцией – В.К.)».

Иными словами, собственно, происходит то, о чем мы не раз писали на страницах сайта ИБВ – ситуация в Идлибе была «подморожена» переговорами в Москве 5 марта с.г. между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом. Была купирована весьма взрывоопасная ситуация для российско-турецких отношений, когда в Идлибе погибли турецкие военнослужащие, вину за что возложили именно на Россию. В феврале месяце Россия и Турция вплотную подошли к реальной возможности очередного кризиса в двусторонних отношениях.

На протяжении периода времени, с 5 марта с.г. вплоть до настоящего времени, заметный объем внимания СМИ, российских и турецких, ушел на отслеживание ситуации с коронавирусом.

Однако, столь пристальное внимание вовсе не означало того, что проблема Идлиба ушла с российско-турецкой повестки дня, будучи решенной. Напротив, Россия посылает Турции достаточно четкие сигналы о том, что она настроена добиваться от неё выполнения обязательств, взятых в рамках московского соглашения от 5 марта. И, более того, к этому ещё и прибавляется новое измерение – ливийское. Где также, как и в Сирии, Россия и Турция оказываются на противоположных «сторонах истории». И, похоже, что эти вопросы в двусторонних отношениях России и Турции стали «смежными».

Процитируем турецкого автора:

«На следующий день, после отмены турецкого визита двумя Сергеями (Лавровым и Шойгу – В.К.), сирийская армия нарастила свои поставки на южные фронты Идлиба. Наряду с этим, на протяжении долгого времени, Турция производит чрезвычайные военные поставки в направлении Идлиба. И они продолжаются и в настоящее время. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что, после завершения срока, данного Турции в связи с (трассой) М4, сирийская армия осуществила поставки на фронт. Итак, что же это значит?».

Прямая речь турецкого автора: «Военный источник из сирийской армии утверждает, что этот груз имеет другое значение. Потому что, несмотря на обязательства, взятые на себя со стороны Турции, нападения на сирийскую армию постоянно продолжаются. Согласно источнику, Турция не была серьезна в том, чтобы остановить (оппозиционные) группы, невзирая на взятое на себя обязательство без столкновений обеспечить открытие (трассы) М4. И, более того, имеются убедительные доказательства того, что Турция продолжает поддерживать эти группировки».

Как отмечается турецким автором, по словам этого сирийского военного чиновника, сирийская армия, которая почти ежедневно подвергалась нарушениям со стороны иностранных джихадистов, «больше не будет обороняться». Тот же источник сообщил, что у сирийской армии есть две стратегические цели. Во-первых, речь идет о Джебель-аз-Завия в южной сельской местности Идлиб. Вторая, — это равнина Гап в сельской местности Хамы.

Как отмечается турецким автором, сирийский представитель отметил, что все военные приготовления завершены, но, однако, не назвал точной даты операции. Что не помешало ему указать, что «Война в Идлибе – уже на пороге». Как отмечается турецким автором, эти слова прозвучали за 2 дня до вступления в силу «Закона Цезаря». Процитируем: «И на протяжении всего этого времени, с той же скоростью, продолжаются поставки как со стороны Турции, так и со стороны Сирии».

Иными словами, складывается ситуация, когда продолжаются интенсивные военные приготовления со стороны Турции, с одной стороны, и со стороны Сирии и даже России, с другой стороны. Что, как пишет автор, свидетельствует о быстром приближении войны в Идлибе. При этом США, через решение о санкциях, пытаются, как пишет турецкий автор, предотвратить операцию в Идлибе.

Процитируем турецкого автора: «Но, честно говоря, чаще обсуждается вопрос того, принесет ли это пользу Соединенным Штатам или нанесет им ущерб, чем ставится тот вопрос, удастся ли это США или не удастся. Потому что оппозиция, прямо-таки превратившаяся в бойцов ПСР (правящая в Турции Партия справедливости и развития – В.К.) потеряла свои революционные заявления, и утратила доверие со стороны сирийцев. И не выглядит так, что жесткие санкции со стороны США могут её спасти. Кроме того, интенсивная реакция наблюдается и в адрес оппозиции, со стороны её сторонников за то, что те аплодируют санкциям, направленным не против Асада, а против своего собственного народа».

Процитируем турецкого автора: «Поэтому мировое общественное мнение также видит это противоречие со стороны США, которые наказывают всех гражданских лиц в Сирии во имя «защиты гражданских лиц» и пытаются воспитывать всех, и стар и млад, голодом. Именно поэтому, на самом деле, США прикидываются, что их целью является защита оппозиции от Асада, однако это не является их истинной целью. А истинная цель кроется в том, к чему они пытаются принудить сирийское руководство».

52.34MB | MySQL:106 | 1,039sec