Что означает серия взрывов в Иране?

В последние дни в различных регионах Ирана раздались взрывы  на объектах, в той или иной мере связанных с вопросами безопасности страны. Взрыв на одном из производственных объектов атомного центра по  обогащению урана в Натанзе, провинция Исфахан, последовавший 2 июля,   вызвал различные публикации в иранских и международных СМИ, авторы которых задаются вопросом о том, случаен ли он, не идет ли речь о целой цепи вредительских актов, реализованных противниками исламского режима в Иране.  Называется и цель – поколебать стабильность режима, нанести ему возможный ущерб, вплоть до развала. Уточнялось,  что взрывы случились в разных точках Ирана, так или иначе ассоциирующимися с объектами  ядерной инфраструктуры страны.

В реакции на последний по времени взрыв пресс-секретаря  й Организации по атомной энергии Ирана Бехруза Камальванди  заявлено, что в результате инцидента пострадавших не было, и не отмечено заметного ущерба комплексу. Инцидент, по словам Б.Камальванди, процитированным информационным агентством ИСНА, произошел на открытом пространстве, там,  где идут строительные работы, и завершенных атомных объектов не имеется. Атомный центр, по заявлению иранского чиновника, продолжает функционировать в штатном режиме. В сообщении Организации по атомной энергии Ирана  отмечается, что расследованием занимаются специалисты-атомщики, никакой опасности загрязнения нет, потому что пострадал один из складов, строительство которого еще не закончилось.

Интересно отметить, что еще в середине апреля нынешнего года глава ОАЭИ Али-Акбар Салехи официально объявил о том, что на этом атомном объекте будут смонтированы центрифуги нового поколения для обогащения урана. В декабре прошлого года объект в Натанзе попал в заголовки мировых СМИ, когда там  был арестован  и  интернирован из Ирана один из инспекторов МАГАТЭ, которого обвинили в том, что он должен был там совершить «промышленную диверсию» против этого ядерного объекта. Из слов Салехи, кроме того, следовало, что  продолжается работа по реактору  на тяжелой воде в Араке, которая на основании Договора СВПД, заключенного в 2015 г. между Ираном и 6 государствами –посредниками (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США  и Франция) должна была  быть приостановлена.

Двумя днями раньше, чем в Натанзе, вечером 30 июня, раздался мощный взрыв в расположенном на севере Тегерана медицинском центре  Сина –Атхар. По официальным данным, этот центр специализировался на рентгеновских исследованиях, а следовательно мог использовать изотопы, имея, таким образом, выход на продукцию предприятий иранского атомного комплекса. Как писали СМИ, вероятнее всего случился взрыв баллонов на этаже -2, откуда огонь начал распространяться по всему 5-иэтажному зданию, превратившись в сильный пожар. В социальных сетях появились видео, облетевшие вскоре просторы интернета. Как всегда бывает в подобных случаях, Иран пытался минимизировать число жертв. Так, негосударственные СМИ сообщили о 19 погибших и 14 раненых, тогда как официальные государственные источники поначалу передали информацию лишь об одной жертве происшествия.

Еще ранее, 26 июня, в окрестностях столицы, на этот раз в ее юго-восточной части, раздались два мощных взрыва,  которые, как видно из видеоклипов,  можно было наблюдать даже из центра Тегерана в виде яркого  красного зарева. Оппозиционные СМИ отнесли место взрыва к секретной военной базе Парчин, получившей широкую известность на последнем этапе переговоров по поводу подписания ядерного соглашения, ибо туда длительное время не могут попасть наблюдатели из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Парчин, кстати официально включен в список ядерных объектов ИРИ, но иранские власти отказывают МАГАТЭ в его инспектировании на том основании, что объект, кроме атомного, является еще и военным, а посему  закрыт для посещения иностранцами. Власти Ирана озвучили следующую версию случившегося: произошел взрыв емкости с техническим газом неподалеку от одного из объектов Минобороны Ирана, «но не на  военной территории, так что к военным объектам это никакого отношения не имеет. Человеческих жертв не было». СМИ отнеслись к таким утверждениям с большим сомнением.

Что касается «авторства» взрывов, то в этой связи интересно обратиться к сообщению Персидской службы Британской телерадиовещательной корпорации ВВС, в котором говорится, что за несколько часов до публикации первого сообщения о взрыве в Натанзе оппозиционная группа под названием  «Леопарды Отечества» прислала ВВС электронное сообщение, в котором утверждалось, что эта акция связана с ними и они берут на себя ответственность за ее реализацию. «Леопарды Отечества», как сообщила в своем твите корреспондент  Персидской службы Британской телерадиовещательной корпорации ВВС  Баран Аббаси, являются «подпольной оппозиционной организацией». Организация также дала понять, что «присутствует на всех стратегических объектах Исламской Республики».  Следует обратить внимание и на заявление  американского специалиста по иранской ракетной программе о том, что первый снимок, опубликованный ОАЭИ свидетельствует о том, что место взрыва – производственный участок по монтажу центрифуг.  Кстати, все взрывы последних дней фиксировались спутниками американского аэрокосмического агентства NASA.

Однако, несмотря на то, что иранская оппозиционная организация взяла на себя ответственность за взрыв в Натанзе, многие СМИ, как в Иране, так и за его рубежами,  приписывают реализацию взрывов Израилю.  Логика здесь достаточно простая. Всему миру известно, что Израиль всеми возможными способами пытается противодействовать реализации иранской атомной программы.  В еврейском государстве давно подозревают, что реализуемая Ираном атомная программа может иметь своим результатом создание атомной бомбы. В условиях, когда Иран беспрестанно озвучивает идею уничтожения Израиля, в Иерусалиме полагают, что допуск Тегерана к овладению неконвенциональным оружием может побудить исламский режим воспользоваться им в этом конфронтационном противостоянии.  В Израиле  надеются, что мировое сообщество не даст Ирану войти в ядерный клуб. Однако вопрос в том, считают израильские лидеры, насколько реально можно полагаться на помощь извне. В Израиле в подобных случаях любят цитировать первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона, сказавшего, что только сами евреи могут защитить себя и свое государство. Может быть, рассуждают в Израиле, в атомном вопросе нужно готовиться к тому, чтобы самим защищать себя? В мире, между тем, убеждены, что Израиль уже давно реализует различные пути ослабления иранской национальной  атомной программы, делая это всеми возможными способами, в том числе – физически устраняя наиболее важных ученых этой области, выводя из строя различные объекты ядерной инфраструктуры , проводя кибератаки на центры управления теми или иными процессами. Один из гипотетически возможных путей лишения Ирана возможности вхождения в клуб ядерных государств  показан в остросюжетном израильском  сериале под названием «Тегеран», демонстрируемом в эти дни на 1 канале израильского ТВ. Его сюжет основан на том, что Израиль, потеряв надежду на эффективную поддержку  мирового сообщества в вопросе обуздания иранской атомной программы, решает своими силами попытаться лишить Исламскую республику атомной бомбы.  Для этого он решается разгромить инфраструктуру атомной программы – ядерные объекты. На первом этапе такой операции необходимо на время отключить электроэнергию на всей территории страны, с тем, чтобы израильские самолеты смогли долететь без помех до объектов, стереть их с лица земли и вернуться на свои базы. Всеми правдами и неправдами израильскому агенту удается проникнуть туда, где сходятся все нити управления иранскими электросистемами, узнать пароли вхождения в главный компьютер, и произвести требуемое отключение.

На таком фоне понятно, почему публикации многих СМИ после взрыва в Натанзе первым делом указывают на израильский «след».  Израиль во всех подобных случаях не подтверждает и не отрицает данный факт. Вот и в ходе проходившего вечером 2 июля брифинга израильского премьер-министра Б.Нетанияху по поводу эпидемии коронавируса в Израиле и мерам по ее обузданию, один из присутствующих журналистов  спросил его о причастности Израиля к серии взрывов в Иране. Как пишет израильский портал  NEWSru.co.il,  премьер «на секунду растерялся, поморщился, а затем начал рассказывать о вкладе Армии обороны Израиля и Службы тылом в борьбу с эпидемией».

62.83MB | MySQL:102 | 0,489sec