Оценки китайских специалистов некоторых аспектов военно-технического сотрудничества Индии и Израиля

В свете обострения обстановки на линии прекращения огня в штате Кашмир, которая разделяет Пакистан и Индию высокопоставленные представители официального Нью-Дели в срочном порядке посетили с официальным визитом Израиль, в рамках которого провели переговоры о срочной закупке некоторых образцов вооружения. В частности, представители ВС Индии подписали контракт на срочное изготовление и поставку 200 противотанковых ракет большой дальности под обозначением SPIKE-LR и опцион на 800 боеприпасов.

Китайские специалисты пристально наблюдали за переговорным процессом по данному контракту, поскольку, как известно в  декабре 2017 г. СВ ВС Индии и израильская компания Rafael Advanced Defense Systems подписали крупный контракт на поставку 8356 ПТУР SPIKE-LR, 321 пусковых установок, 15 тренажеров для истребителей-танков, а также отдельное соглашение о создании на территории Индии производственной линии, которой будет собрано в последующем не менее 1500 пусковых установок и 30 000 ПТУР. Это был один из крупнейших контрактов ВС Индии на покупку иностранных противотанковых средств, а как известно, подразделения СВ ВС Индии располагают противотанковыми ракетными комплексами 9М111 «Фагот», 9М113 «Конкурс», 9М113М «Конкурс-М», 9К114 «Штурм-С», 9М119М «Инвар-м», 9М133 «Корнет», а также французскими «Милан 2Т4».

Очевидно, что основную долю противотанковых средств составляют образцы советской или российской разработки, однако, как известно, военно-политическое руководство Индии всерьез намерено снизить зависимость от поставок вооружения и военной техники из РФ и в этой связи предпринимает попытки по приобретению ВВТ в других дружественных странах.

Вполне очевидно, что выбор в пользу Израиля обусловлен тем, что продукция предприятий ОПК еврейского государства проверена в реальных боевых действиях, отличается надежностью при применении в условиях жаркого климата Индии и Пакистана. Кроме того, израильские оружейники неоднократно участвовали в совместных опытно-конструкторских работах по различным системам вооружения и боеприпасам к ним, что свидетельствует о доверительных отношениях между Израилем и Индией в военно-технической сфере, которая «чрезвычайно чувствительна» к любым утечкам информации.

Китайские специалисты также отмечали беспрецедентный характер контракта между Индией и Израилем на поставку столь значительного количества противотанковых средств, однако спустя два года и после получения первой партии в 200 ПТУР индийская сторона заявила о разрыве контракта поскольку была выявлена серьезная коррупционная составляющая. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий указывают, что коррупционные скандалы постоянно сотрясают военно-техническое сотрудничество Индии с другими государствами, что позволяет согласится с их оценками, что высочайший уровень коррупции представляет реальную угрозу военной безопасности Индии.

Китайские аналитики высказывают мнение о том, что индийские конструкторы после получения первой партии ПТУР заверили свое руководство о возможности самостоятельного копирования израильской разработки с меньшими затратами, однако, как это и происходило ранее, указанного обещания они не сдержали.

В данном аспекте  китайские специалисты отмечают, что за последние 20 лет конструкторы ОПК Индии смогли создать только один образец тяжелого ПТРК под обозначением «Наг», который необходимо размещать на бронетехнике. По данным китайских источников, всего было выпущено около 100 ПТУР и не более 10 ПУ для данного комплекса, что можно оценить только на оценку «неудовлетворительно».

Конечно, пакистанские военные были рады такому развитию событий, поскольку появление на вооружении у СВ ВС Индии указанного количества ПТРК и ПТУР серьезно осложняло обстановку. Следует отметить, что информация о израильско-индийском контракте на поставку ПТРК и ПТУР способствовала тому, что китайские конструкторы радикально ускорили работу над комплексом активной защиты GL-5, который предназначен для установки на танки МВТ-2000 и МВТ-3000, которые приняты на вооружение бронетанковых подразделений СВ ВС  Пакистана.

Кроме того, китайские конструкторы активизировали работы по системам пассивной защиты основных боевых танков. ПТУР израильского производства также представляют реальную опасность для ОБТ Т-80УД , которые до сих пор составляют значительную долю в СВ ВС  Пакистана.

Аналитики профильных предприятий ОПК КНР достаточно высоко оценивают возможности израильских ПТРК серии SPIKE, которые выпускаются в 4 модификациях, а именно SPIKE-SR (дальность пуска до 800 м), SPIKE-MR (дальность пуска до 2500 м), SPIKE-LR (дальность пуска до 4000 м), SPIKE-ER (дальность пуска до 8000 м).  Тандемная боевая часть рассматриваемых ПТУР пробивает лист гомогенной брони толщиной не менее 1100 мм, что гарантирует полное уничтожение ОБТ при попадании даже в лобовую проекцию, прикрытую модулями ДЗ.

Данные ПТРК позволяют стрелку действовать по двум схемам, а именно «пустил и забыл» или «пустил-наблюдаешь-корректируешь». Первая схема ведения противотанкового боя актуальна для условий хорошей видимости и малой дальности до цели. Вторая схема наиболее актуальная при сниженной видимости или на случай потери цели с последующим выбором другого объекта для обстрела, что позволяет избежать неэффективного расходования дорогостоящих ПТУР.

В дополнение к указанным ПТУР индийская сторона подписала контракт на покупку 16 000 пулеметов NG-7 Negev от израильской компании IWI. Рассматриваемый пулемет по своим характеристикам не уступает образцам продукции ОПК РФ, а по цене значительно выигрывает у разработок американских и немецких конструкторов.

Данный образец стрелкового вооружения имеет калибр 7,62х51 мм. и массу 7,95 кг. Указанный пулемет оснащается тактической рукояткой, складными сошками с пружинами и планками Пикатини, которые позволяют устанавливать лазерные целеуказатели, оптические прицелы и приборы ночного видения. Скорострельность составляет 750 выстр/мин. Боепитание может быть организовано при помощи отъемного короба на 100 патронов или ленты на 125 патронов.

Как известно, ранее индийские военные приобретали в Израиле штурмовые винтовки моделей TAR и TAVOR, которые в основном предназначены для подразделений специального назначения, которые выполняют диверсионно-разведывательные задачи в приграничных районах Пакистана.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских обозревателей и аналитиков в том, что до сих предприятия ОПК Индии не обеспечивают национальные ВС продукцией надлежащего качества, что подрывает национальную безопасность. Кроме того, коррупционные интересы большого количества индийских чиновников «служат плохую службу» интересам национальной безопасности, обеспечение которой сопряжено со значительными затратами национального бюджета.

Фактически, к настоящему моменту в Индии так и не выполнены установки программы Make In India, которую премьер-министр Нарендра Моди санкционировал с целью повышения престижа национального ОПК в глазах общества и международного сообщества.

52.2MB | MySQL:103 | 0,500sec