О политике Пакистана на социально-экономическом треке условиях COVID-19

Южная Азия сегодня оказалась в эпицентре пандемии COVID-19, которая активно распространяется в регионе и особенно среди стран с большой численностью и высокой плотностью населения. Индия лидирует в этом списке с почти 900 тысячами заболевших, а Пакистан следует вслед за ней с 250 тысячами позитивных случаев COVID-19 (по состоянию на 12 июля с.г.).

Разворот для Пакистана крайне неблагоприятный, поскольку грозит свести на нет многолетние усилия властей по сокращению бедности и обеспечению устойчивого роста. Напомним, в течение последних 15 лет пакистанским властям удалось добиться внушительных успехов на социально-экономическом треке. За этот период уровень бедности в стране сократился на 40% и вывел из нищеты более 23 млн человек.

Удар коронавируса по национальной экономике ожидается разрушительный. Быстрого коллапса ВВП не произойдет: согласно прогнозам Всемирного банка, он сократится по итогам 2020 года на 1.5%, что намного меньше прогнозов по другим странам ближневосточного региона. Однако даже этого окажется достаточным для роста бедности и сокращения многих важных социальных индикаторов. Также очевидно что пандемия будет способствовать падению потребительской способности, сокращению инвестиций, торговли, денежных переводов от трудовых мигрантов и притока частных капиталовложений.

Пандемия сильно ударит и по аграрному сектору, в первую очередь из-за обструкции продовольственных цепочек, нарушения транспортных и логистических связей между производителями и потребителями, а также провалом следующего посевного сезона из-за ограниченного доступа фермеров к удобрениям и семенам. Примерно половина домашних хозяйств Пакистана зависят от доходов, получаемых от сельского хозяйства и животноводства. Кроме того, в аграрном секторе значительное число домашних хозяйств используют наемную силу, в том числе в лесном секторе (22% всех хозяйств). Падение спроса и производства приведет к потере ими работы и росте безработицы по всей стране.

В особом фокусе наиболее уязвимые категории населения – женщины и дети. Здесь правительству Пакистана понадобятся значительные инвестиции на ближайшие месяцы. В частности, в результате закрытия школ 42 млн пакистанских школьников нуждаются в поддержке и альтернативных программах обучения. Более 17 млн детей в возрасте до 5 лет рискуют пропустить в этом году государственные программы иммунизации и вакцинации. Еще более острой является проблема ограниченного доступа  беременных женщин и молодых матерей (их около 5 млн человек) к соответствующим медицинских услугам и центрам поддержки.

На треке продовольственной безопасности число остро нуждающихся в продовольственном обеспечении выросло незначительно: до коронавируса оно составляло 40 млн человек (19% населения), и за несколько месяцев увеличилось на 2.4 млн ( плюс 1%). Кроме того, в Пакистане 12 млн детей  недоедает, и под воздействием пандемии эта группа также увеличивается.

В качестве срочного реагирования на пандемию коронавируса власти Пакистана в июне текущего года выделили сразу 1.2 трлн пакистанских рупий, что составляет 72 млрд долларов США. В конкретном плане, была расширена программа охвата помощи с 5 до 12 млн домашних хозяйств. Каждое из них получило прямую денежную помощь в сумме эквивалентной 72 долларов США. Также почти 1 млрд долларов был выделен на выплату заработных плат 3 млн работников в формальном секторе. Около 350 млн долларов выделено бедным семьям на приобретение продуктов первой необходимости по сниженным, субсидированным ценам. Также правительство приняло решения по сокращению стоимости продуктов нефтехимической промышленности (в том числе топлива), а также отсрочкам по оплате счетов за электричество и газ.

Для стимулирования спроса в аграрном сектора власти Пакистана установили с июня с.г. новые амбициозные потолки по закупкам пшеницы, чтобы обеспечить притоки денежных потоков в сельскую экономику.

В финансовом секторе были расширены схемы рефинансирования и долгосрочных кредитов, cокращена процентная ставка до 9%, анонсированы новые меры по поддержке создания новых рабочих мест. Также приняты поправки в банковское регулирование, позволяющие банкам снизить долговую нагрузку на потребительские кредиты, а также вносить отсрочки по выплатам кредитов сроком на 1 год.

На поддержку объявленного Исламабадом пакета мер финансовой помощи удалось мобилизовать ресурсы международных финансовых институтов. Международный валютный фонд выделил Пакистану 1.4 млрд долларов, а Всемирный банк еще 200 млн долларов.

Помимо мер чрезвычайного реагирования, власти Пакистана работают над долгосрочным Планом действий по противодействию COVID-19. При содействии ООН запущена оценочная миссия для анализа наиболее уязвимых секторов и категорий населения. Исламабад рассчитывает в долгосрочной перспективе реализовать следующий многоступенчатый план реагирования.

Во-первых, абсолютным приоритетом является поддержка сектора здравоохранения и медицинских услуг. В частности, власти будут обеспечивать бесперебойное предоставления базовых, основополагающих медицинских услуг, особенно в аграрных районах – через местные сельские центры медицинской помощи. Также будут расширены программы иммунизации и вакцинации для детей до двух лет, и обеспечена устойчивая работа центров материства и педиатрии.

Во-вторых, приоритетным вопросом будет создание устойчивых и надежных механизмов социальной защиты для самых бедных. В этом контексте будет уделено большое внимание аспектам питания и продовольственной безопасности, а также вопросам доступа к чистой питьевой воде, санитарии и гигиенических средствам. Важным инструментом социальной защиты является школьное обучение для всех детей.

В-третьих, важное направление – создание и поддержание (защита) рабочих мест, особенно когда речь идет о малых и средних предприятиях. На этом направлении правительство будет расширять применение денежных переводов в обмен на работу, координировать в местными общинами и сообществами и внедрять схемы защиты рабочих мест. Особое внимание будет уделено самым уязвимым – потерявшим из-за пандемии работникам, домашним работникам, самозанятым, беженцам и пр. Они окажутся под прицелом и будут включены в правительственную программу содействия. Общий бюджет на этом треке – более 1 миллиарда долларов США.

В-четвертых, правительство в плотном сотрудничестве с международными финансовыми институтами разрабатывает масштабную макроэкономическую программу помощи. Речь идет о пакете мер по оживлению международной торговли, особенно с приграничными странами, а также о внедрении дополнительных мер институционального и законодательного регулирования в условиях пандемии.

В-пятых, пакистанские власти уделят большое внимание повышению устойчивости местных общин перед новыми волнами пандемии коронавируса. Речь идет о делегировании полномочий и ответственности на уровень местных органов власти и самоуправления. Также будут созданы условия для укрепления потенциала этих структур и активном вовлечении граждан в эти процессы.

Однако несмотря на внушительный пакет мер, продвигаемых правительством Пакистана и весомую поддержку, оказываемую со стороны ООН и международных финансовых институтов, пандемия коронавируса грозит новым политическим кризисом и угрозой отставки правительства Имрана Хана. Несмотря на снятие еще с мая с.г. карантинных мер, экономика страны продолжает нести убытки. 72% рабочей силы Пакистана занято в «неформальном секторе», который наиболее всего пострадал от пандемии и режима изоляции. Также недавняя чрезвычайная ситуация в результате нашествия саранчи по всем регионе подорвала аграрное производство страны и лишило Пакистан важного внутреннего ресурса обеспечения продовольственной безопасности.

62.4MB | MySQL:101 | 0,685sec