Сахель и Западная Африка просят помощи в борьбе против исламистов

7 июля в мавританской столице Нуакшоте произошло знаковое мероприятие: состоялась встреча глав государств стран Сахеля и Франции. Подобные совещания такого рода отмечаются регулярно, но на этот раз встреча ознаменовалась тем, что взявшая на себя ответственность за данный регион Франция фактически открыто признала свою неспособность нести далее свою историческую постколониальную миссию.

Несмотря на то, что ее участники заявили о достигнутых успехах в борьбе против джихадизма в связи с июньской ликвидацией эмира запрещенной в РФ «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (АКИМ) Друкделя, одновременно они выразили озабоченность продолжающимся расширением действий террористов в регионе.

Главы государств не скрывали, что «Встреча на высшем уровне в Нуакшоте состоялась на фоне обострения террористических актов во всем Сахельском субрегионе и Западной Африке.

Особое опасение участники встречи в Нуакшоте выразили относительно расширения «второго фронта в районе озера Чад в Нигере и Нигерии», ставя под сомнение результаты многолетней антитеррористической операции против организации «Боко харам», местного филиала запрещенного в России «Исламского государства».

Они также отметили распространение террористической угрозы в сторону Кот-д’Ивуара после недавнего нападения на ивуарийский гарнизон Кафоло, подчеркнув «неотложность коллективных и энергичных действий по ее искоренению».

Причем появление сахельского филиала запрещенного в России «Исламского государства» по их мнению по их мнению во многом было связано с успехами «Боко харам».

Они подчеркнули, что это также ускорило ухудшение ситуации в области безопасности, особенно в приграничных районах между Мали, Нигером и Буркина-Фасо, где за последние три года погибли сотни гражданских и военных лиц.

Это вызвало повышенное беспокойство президента Франции Эммануэля Макрона и его коллег из Мали, Мавритании, Нигера, Буркина-Фасо и Чада. В качестве рецепта для улучшения ситуации они заявили о «важности скорейшего осуществления региональных, национальных и местных инициатив в поддержку межобщинного диалога, примирения и решения вопросов, касающихся совместного использования ресурсов или земельных споров».

Впрочем, о механизме реализации этих пожеланий они не сообщили, хотя здесь одним из главных моментов должно было стать максимальное вовлечение представителей этнической группы фул (фульбе) во власть, которые заявляют о своей дискриминации.

Во всяком случае, террористические группы кооптируют своих членов именно из них, пользуясь этим недовольством.

Одновременно участники встречи в Нуакшоте призвали международное сообщество усилить поддержку их социальных, экономических усилий в борьбе с терроризмом в Сахеле и просили «более активно вмешаться в военном плане для успешной глобальной борьбы с терроризмом», — говорится в заключительном коммюнике.

Также там говорится, что «необходимо приложить усилия не только для эффективного возвращения населения, бежавшего в результате распространения конфликта, но и для реализации программ развития, которые затрудняются или задерживаются с появлением пандемии коронавируса».

Упоминание озера Чад вызывает особое внимание. Эта территория на стыке границ Нигерии, Чада и Камеруна стала в последние семь лет ареной ожесточенных столкновений с боевиками «Боко харам».

Причем джихадизация продолжает оказывать негативное влияние на общую ситуацию в Сахеле и Западной Африке. Это хорошо заметно в связи с активными действиями исламистских боевиков в Камеруне, где накануне в западной его части в Банга-Бакуанде они похитили и убили медицинского работника из организации «Врачи без границ» (MSF).

Заметим, что камерунская армия сражается с радикальными исламистами (главным образом, связанные с группами, причисляющими себя к филиалу «Исламского государства» – «Боко харам») уже семь лет.

Говоря об этом, необходимо упомянуть об еще одном «попутном» «джихадизации» явлении – развитии сепаратистских процессов. В Камеруне наиболее ярко они проявились еще в 2017 г. в двух юго-западных регионах страны. В результате она оказалась под двойным ударом сепаратистов и исламских радикалов.

Об ухудшении ситуации свидетельствует то, что 9 июля камерунские власти начали переговоры с девятью лидерами сепаратистов во главе с Джулиусом Аюк Табе о прекращении огня. Ради этого представители официального правительства страны прибыли в тюрьму в Яунде, где они отбывают пожизненное заключение, будучи осужденными за «терроризм».

Все они являются членами «Временного правительства Амбазонии», независимого государства, которое они хотят создать на юго-западе Камеруна.

Этому предшествовал соответствующий призыв ООН и факт проведения подобных переговоров признали и сами вожди сепаратистов, не сообщая подробностей, кроме того, что, по данным того же Джулиуса Аюк Табе, «Детали все еще обсуждаются, и мы будем держать вас в курсе, когда будут сделаны значительные успехи».

В любом случае, подобные действия официальных властей свидетельствуют о росте беспокойства их представителей и развития ситуации по сценарию соседней Нигерии, где наращивает свои действия местный филиал «Исламского государства» — «Боко харам».

Напомним, что за время активного противостояния с джихадистами поддерживаемой США, Германией, Францией и в ограниченном масштабе Россией камерунской армии так и не удалось переломить ситуацию в свою пользу. Более того – эти неудачи во многом и способствовали росту сепаратизма.

В этой связи официальные власти пытаются решить проблему последнего, предлагая сепаратистам широкую автономию и освобождение их лидеров за отказ от создания собственного государства, чтобы сконцентрироваться на борьбе против джихадизма.

Заметим, что подобное «дробление» и «рассыпание» постколониальных стран в результате усиления исламистского вызова демонстрируют и другие столкнувшиеся с ним государства.

Во многом сепаратистские тенденции провоцируются нежеланием «тянуть лямку» бесконечной гражданской войны с мусульманами и стремление отделиться от них в рамках своих однородных государств.

Подобная тенденция набирает силу и в Нигерии, в южных районах которой также действуют многочисленные вооруженные сепаратисты, выражающие нежелание сражаться за единую страну и предлагающие разделить ее на исламский север и христианский юг.

А сепаратизм, в свою очередь, ослабляет страны региона в их противостоянии радикальному исламу.

В любом случае, в общем и целом обострение джихадистского и сепаратистского вызовов в Сахеле и Западной Африке в первую очередь бьет по французским позициям как главного гаранта безопасности.

Прозвучавший со стороны Парижа в Нуакшоте призыв о помощи к международному сообществу в присутствии своих постколониальных подопечных – наглядное тому свидетельство.

Пока же мы наблюдаем дальнейшее расползание «серой зоны» в южном направлении и эффективных инструментов для противостояния этому борющиеся с данным вызовом не имеют.

62.84MB | MySQL:102 | 0,657sec