Израиль: план аннексии провалился, развитие поселений продолжается

Можно с большой степенью уверенности предположить, что план распространения израильского суверенитета (аннексии) Иорданской долины и еврейских поселений Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией), о котором на протяжении года говорил премьер-министр Израиля и лидер крупнейшей израильской партии Ликуд Биньямин Нетаньяху, провалился. Месяц июль, на который был намечен упомянутый исторических шаг, подходит к концу, а никаких действий на местности не происходит. Никакие инициативы, связанные с распространением суверенитета, в Кнессете не обсуждаются (уместно напомнить, что депутат Одед Форер («Наш дом – Израиль» еще в феврале, сразу же после того, как президент США Дональд Трамп официально объявил о своем плане урегулирования арабо-израильского конфликта, выдвинул соответствующий законопроект, но он был провален Ликудом), никто не проводит никаких измерений на местности для установления линии будущей границы (автор проживает в одном из поселений Иудеи и потому может лично засвидетельствовать, что такие работы не ведутся).

Даже израильские СМИ, по сути уже забыли о плане распространения суверенитета. Что касается правительства, то представители Ликуда стараются вообще не говорить на данную, крайне болезненную для них тему (ведь Ликуд все еще считает себя правой партией), а их левоцентристские партнеры по правящей коалиции из возглавляемой министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем, изредка заявляются, что вопрос о распространении суверенитета на Иорданскую долину и поселения вообще не стоит на повестке дня нынешнего правительства, потому что главное сейчас – это, мол, борьбы с кризисом, вызванным пандемией коронавируса. Не наблюдается и никаких протестов поселенцев по поводу провала плана распространения суверенитета. Предложенные американцами условия распространения суверенитета (обязательство признать независимое палестинское арабское государство, передача территорий под контроль Палестинской национальной администрации, временное замораживание еврейского строительства в аннексируемых поселениях, превращение части поселений в анклавы, окруженные контролируемой арабами территорией, и т.п.) были неприемлемы для поселенческого движения.

Однако было бы ошибкой утверждать, что в Иудее и Самарии сейчас не происходит ничего заслуживающего внимания. В Израиле нередко говорят, что «вечный народ не боится долгих дорог». От того, что план распространения суверенитета провалился, лидеры и сторонники поселенческого движения не приходят в отчаяние. Как заявил глава регионального совета Гуш-Эцион Шломо Нееман (он родился в Биробиджане, в СССР и является членом партии Ликуд), «поселения жили 50 лет под военным управлением, могут прожить и еще 50 лет под военным управлением».

Следует пояснить, что распространение суверенитета означает с точки зрения еврейского населения Иудеи и Самарии, прежде всего, отмену нынешней ситуации, продолжающейся с момента окончания Шестидневной войны 1967 года, когда в роли суверена в Иудее и Самарии выступают не гражданские государственные органы, а ЦАХАЛ. Это серьезно ограничивает права избранных муниципальных властей еврейских поселений, в частности во всем, что касается планов строительства. Однако уместно вспомнить о том, что, несмотря на все трудности и ограничения, число жителей еврейских поселений достигло уже почти полумиллиона, то есть 20-25% от всего населения Иудеи и Самарии (точную цифру назвать не представляется возможным, потому что статистика Палестинской национальной администрации (ПНА) относительно численности арабского населения крайне ненадежна). Поселенческое движение намерено продолжать действовать в существующих условиях, основываясь на принципе, сформулированном еще сионистскими первопроходцами конца XIX  века – «еще одна коза, еще один дунам земли» (дунам = 10 соткам). Идеологические лидеры поселенческого движения не скрывают того, что его конечной целью является постепенное изменение демографической ситуации в Иудее и Самарии с тем, чтобы в последствии эти районы были бы включены в состав суверенной территории Государства Израиль целиком.

В этом смысле в качестве значимого события, следует отметить тот факт, что в ближайшее время должна начаться прокладка шоссе в объезд Хаварры в Самарии и шоссе в объезд Аль-Аруба в Иудее. Через два года после заключения между правительством Израиля и Советом еврейских поселений Иудеи и Самарии («Моэцет ЕША») соответствующего соглашения, которое было достигнуто после возглавленной главой регионального совета Самарии Йосефом (Йоси) Даганом (член ЦК Ликуда) ожесточенной продолжительной борьбы, включавшей в себя голодовку членов семей, пострадавших от арабского террора, реализация этих жизненно важных для поселений Центральной Самарии и Центральной Иудеи строительных проектов, наконец начинается.

Накануне последних по времени выборов Йоси Даган попросил тогдашнего министра обороны Нафтали Беннета, лидера ныне находящегося в оппозиции тесно связанного с поселенческим движением религиозно-сионистского блока «Ямина», передать строительство данного шоссе от Министерства обороны Министерству транспорта. Глава регионального совета Самарии попросил также, чтобы строительство шоссе было осуществлено компанией «Нетивей Исраэль», которая взяла на себя ответственность за дальнейшее поддержание шоссе в постоянном рабочем состоянии.

Говоря о значении шоссе в объезд Хавары, следует пояснить, что через этот расположенный к югу от контролируемого ПНА города Шхем (Наблус) крупный арабский поселок (6,7 тысяч жителей по данным на 2017 год) проходится единственная дорога, соединяющая расположенные в окрестностях Шхема еврейские поселения Хар-Браха (2620 жителей по данным на конец 2018 года, Элон-Морэ (1946 жителей по данным на конец 2018 года), Итамар (1238 жителей по данным на конец 2018 года) и Ицхар (1635 жителей по данным на конец 2018 года) с перекрестком Тапуах и далее – со «столицей» еврейской Самарии Ариэлем, с побережьем Средиземного моря и Иерусалимом. Необходимость проезжать по центральной улице Хаварры сильно замедляет движения и значительно усиливает угрозу террористических атак на еврейских транспорт.

Сейчас компания «Нетивей Исраэль», на которую возложена прокладка шоссе в объезд Хаварры, готовит условия тендера на различные элементы работ. Как сообщили израильские СМИ, объявление этого тендера ожидается в конце августа. Шоссе в объезд Хавары должно принципиальным образом упростить доступ из перечисленных еврейских поселений, расположенных в окрестностях Шхема с районом Тель-Авива и Иерусалима. Стоимость строительства этой дороги составляет, как было официально сообщено,  250 млн шекелей (более 70 млн долларов США). В преддверии опубликования этого тендера министр транспорта Мири Регев (Ликуд) совершила поездку в район предполагаемого строительства. В ходе этой поездки Йоси Даган попросил министра рассмотреть возможность строительства двухполосной дороги в обе стороны, что неизбежно удорожит проект. Представляется уместным особо отметить, что новое шоссе на всем протяжении проходит по незастроенной местности, поскольку планировщики прилагали максимальные усилия к тому, чтобы ни один арабский дом, включая построенные незаконно, не пострадал бы при этом. Помимо сокращения юридических проблем, это чисто технически ускоряет строительство дороги.

Израильские специалисты по недвижимости уже сейчас отмечают, что благодаря запланированному шоссе наблюдается рост интереса к приобретению домов и квартир в перечисленных выше еврейских поселениях Центральной Самарии, по большей части – для проживания в них, но отчасти и для инвестиций. «Это положительная тенденция, Самария открыта для всех, и мы ожидаем после этого (после завершения строительства новой дороги – В.Ч.) продолжения развития и укрепления данного района и в других сферах, — заявил в этой связи Йоси Даган в интервью поселенческому новостному интернет-сайту «Седьмой канал».

На завершающейся недели уже был опубликован тендер на строительство шоссе в объезд лагеря беженцев Аль-Аруб (более 10 тысяч жителей по оценке 2016 года), который соединит густо населенный евреями поселенческий район Гуш-Эцион, расположенный к югу от Иерусалима, с изолированным, согласно предложенным американцами картам аннексии, еврейским поселением Кармей-Цур (1021 жителей по данным на конец 2018 года), с еврейским пригородом Хеврона (215 тысяч арабов-мусульман и 1 тысяча евреев по данным 2016 года), большая часть которого контролируется ПНА, Кирьят-Арбой (7323 жителя по данным на конец 2018 года) и с расположенными далее на юг еврейскими поселениями Хевронского нагорья.

На основании изложенного выше представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. На фоне фиаско с распространением суверенитета на Иорданскую долину и поселения Иудеи и Самарии Биньямин Нетаньяху перестает восприниматься в качестве лидера правого лагеря в Израиле. В сочетании со стремительным падением его популярности, вызванным неумелым управлением кризисом, вызванным пандемией коронавируса и целым рядом других ошибок, это означает, что речь идет о его последней каденции, и нет никаких оснований для уверенности, что нынешнее правительство продержится положенные ему 4 года.
  2. На этом фоне в ближайшей перспективе неизбежно будет возрастать влияние блока «Ямина» на поселенческое движение и на правоориентированных израильтян в целом.
  3. В таких условиях Биньямин Нетаньяху не может согласиться на уступки арабам (согласие на создание палестинского арабского государства, передачу территорий ПНА, замораживание строительства и др.), которые от него требует американская администрация в рамках так называемой «сделки века».
  4. В более отдаленной перспективе можно ожидать попытки придерживающихся идеологии религиозного сионизма относительно молодых поселенческих лидеров, имеющих прочные позиции в Ликуде (прежде всего Йоси Даган и Шломо Нееман), создать альтернативу нынешнему руководству партии власти.
  5. Если им это не удастся, после ухода Биньямина Нетаньяху из большой политики следует ожидать выхода религиозных сионистов, связанных с поселенческим движением из Ликуда.
  6. Конкретно строительство упомянутых выше объездных шоссе в условиях повышенного спроса на жилье в Израиле, который лишь усилится в связи с ожидаемым после снятия ограничений, вызванных пандемией, существенным ростом репатриации евреев из диаспоры (до 70 тысяч человек в год), неизбежно приведет к заметному увеличению населения поселений, которые план, разработанный администрацией Дональда Трампа, предполагал превратить в анклавы. Таким образом, в дальнейшем, когда/если переговоры возобновятся, Израиль сможет начать их с лучших позиций.
62.87MB | MySQL:102 | 0,564sec