Очередной виток шпиономании в Иране

В последнее время ирано-американские отношения переживают  едва ли не самый жесткий период своей эволюции. Все четыре десятилетия после победы Исламской революции в Иране они, по сути, варьировались в амплитуде «плохие–очень плохие». В рамках отработанных друг для друга определений США по-прежнему характеризуются изрядно обветшавшим ярлыком «Шейтан-э бозорг» («Большой дьявол»), Иран же занял несменяемое место на сконструированной американцами символической «оси зла». Все эти годы обе страны придерживаются различных, зачастую противоположных позиций по большинству глобальных и региональных проблем. Одной из самых болевых для ИРИ точек при президенте  США Д.Трампа является его неуклонно реализуемая политика  развала всемерно поддержанного предшествующей администрацией Б.Обамы  ядерного соглашения с Ираном, известного как договор СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий). Выход США из этого соглашения в мае 2018 г. и последовавшие за этим американские санкционные пакеты, главным образом направленные против иранского нефтяного экспорта придали ирано-американской конфронтации новое измерение. Всячески критикуя такой шаг США как одного из подписантов ядерного соглашения, иранцы, в части СВПД, на самом деле, действуют тем же методом, последовательно сокращая свои обязательства. Вырисовывается все больше признаков того, что американская администрация может попытаться прибегнуть к использованию жесткой силы  в решении ядерной проблемы Ирана, положив конец продвижению Ирана по опасному для судеб мира в регионе пути обретения неконвенционального оружия, прервав его вхождение в клуб обладателей ядерного оружия. Разумеется, прямо об этом в Вашингтоне не говорят,  хотя в эпоху президента Дж.Буша не раз звучали прямолинейные заявления о военной опции в решении этой проблемы.

Пока же идет всемерное раздувание иранского антиамериканизма, поводов для которого находится предостаточно. В нынешнем июле он, среди прочего, усиливается целой серией взрывов на ряде промышленных и инфраструктурных объектов на иранской территории, «авторство» которых традиционно приписывается как США, так и их стратегическому союзнику – Израилю. Еще не ясно, насколько кардинально в Иране среагируют на враждебные действия своего заклятого врага. Однако уже сегодня видно, что Иран делает решительные шаги по нагнетанию антиамериканской истерии в стране, прибегая к давно отработанным действиям.  В иранском арсенале – различные шпионские истории, уже не раз случавшиеся в прошлом. В последние годы в Иране не раз публиковались сообщения органов безопасности и судебного ведомства ИРИ о многочисленных задержаниях лиц, подозреваемых в связях и шпионских акциях в пользу спецслужб США.  Самое одиозное из таких сообщений опубликовано Министерством информации (разведки) Ирана в конце июля прошлого года, где оно  объявило об аресте сразу 17 «шпионов», которых причислили к организованной сети, действовавшей на одном из военных центров. Наиболее активных «шпионов» приговорили к смертной казни. Все они были признаны американскими шпионами. Тогда это вызвало резкую реакцию американского президента Дональда Трампа, который назвал  случившееся «полной фальшивкой» и «неприкрытой ложью».

Вот и в эти дни сообщения официальных иранских правительственных структур вновь полны информацией о новых шпионских скандалах, адресатом которых называют США, заостряя в очередной раз проблему американского вмешательства во внутренние дела ИРИ. Неделю назад в Иране приведен в исполнение смертный приговор по делу о вышедшем на пенсию сотруднике Министерства обороны ИРИ Резе Асгари. В сообщении пресс-службы судебного ведомства, которое огласил на пресс-конференции спустя 5 дней после казни  его глава Голам-Хосейн Эсмаили, утверждается, что Асгари  инкриминируется передача ЦРУ сведений об иранской ракетной программе, которые он «продавал». Как пишут СМИ,  Асгари начал «работать» на США в 2016 г., в чем он сам чистосердечно признался, после ухода на пенсию  из аэрокосмического  подразделения военного ведомства. В сообщении пресс-службы судебного ведомства, как обычно, нет никаких деталей об аресте и ходе процесса, а сам Асгари назван «изменником».

В этой связи СМИ ИРИ пишут, что ровно год назад, в июле 2019 г.,  пресс-служба судебного ведомства  сообщала о казни некоего Джалала Хаджи-Зоввара, работавшего на договорной основе в том же подразделении иранского Министерства обороны, «ставшего американским шпионом и изменившим Родине». СМИ при этом ссылались на военных юристов иранской армии, непосредственно связанных с этим делом. Те охарактеризовали  преступление Хаджи-Зоввара как шпионаж в пользу ЦРУ и американского правительства. По их утверждениям, супруга «шпиона» также участвовала преступных действиях. Никаких подробностей  шпионской деятельности супругов опубликовано не было. Из личных данных супругов  известно лишь то, что у Джалала Хаджи-Зоввара есть еще одно имя – Сияваш, ему 47 лет, он содержался в застенках КСИР, а казнь  была проведена  «без лишнего шума».  Перед судом предстала и супруга Джалала Хаджи-Зоввара – Лейла Таджик, отправленная в тюрьму на 15 лет.  Оба они были арестованы двумя годами ранее по подозрению в шпионаже на «вражеское государство».  Иранские правозащитники не раз сообщали  о нечеловеческих пытках, которым подвергался Джалал Хаджи-Зоввар во время допросов, помещенный  в специальную «камеру смертников» и находившийся там до приведения приговора в исполнение. Дети супружеской четы после казни отца и помещения в тюрьму «Качуи».

Предателем Родины назван в последние дни в многочисленных публикациях иранских СМИ другой  казненный в этом же месяце  американский «шпион» – Махмуд   Мусави-Маджд, якобы передавший в  США информацию, давшую возможность американцам привести в исполнение заранее подробно спланированный теракт, в результате которого был ликвидирован  командующий  подразделением  военных операций за рубежом «Аль-Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани. Пресс-секретарь судебного ведомства Ирана Голам-Хосейн Эсмаили сообщил СМИ, что приговор Махмуду  Мусави-Маджду  является окончательным и подлежащим «немедленному» исполнению.  Судебная ветвь власти ИРИ утверждает, что Мусави-Маджд  в 2017-2018 гг.  собирал информацию о военном ведомстве ИРИ, КСИР, его элитном зарубежном крыле, работе иранских советников в Сирии,  маршрутах поездок генерала К.Сулеймани, и все эти данные передавал ЦРУ и Моссаду. Официальное подтверждение смертного приговора Мусави-Маджду  было озвучено   10 июля, причем сразу же было сказано, что ожидается как можно более срочное его исполнение. Отметим, что к личности «американского шпиона», сделавшего возможным реализацию давних планов  США и Израиля по ликвидации генерала Касема Солеймани, приковано большое внимание не только в Иране. Американский генерал Кент Маккензи, являющийся командующим  Сентком заявил на днях, что уничтожение Сулеймани реально ослабило наступательную силу исламского режима в Иране, который и сейчас, через  полгода после устранения  командира «Аль-Кудс», не может вернуться к былой своей мощи. Есть и еще одно подобного рода сообщение о вердикте, вынесенном 13 июля Исламским революционным трибуналом  провинции Керман целой группе иранских граждан, которых обвиняют в сотрудничестве с «вражескими» спецслужбами.  Еще в период досудебных слушаний СМИ сообщали об «американском следе» в этом деле.  Безусловно, новый виток шпиономании  усиливает антиамериканские настроения в иранском обществе, готовя его к очередным шагам в обострении конфронтации.

52.2MB | MySQL:103 | 0,624sec