Коалиционное правительство Пакистана на грани развала?

12 мая с.г. телетайпные ленты всех мировых агентств облетела новость о выходе из состава коалиционного правительства Пакистана девяти министров, членов второй крупнейшей партии в стране — Пакистанской мусульманской лиги (Наваз Шариф)*.

13 мая премьер-министр Саед Юсуф Раза Гилани не принял отставку, заявив, что будет дожидаться возвращения в страну для консультаций Асифа Зардари, сопредседателя ведущей Пакистанской народной партии**.

Казалось бы, рядовое событие, но для современного Пакистана, его политической жизни, социальной стабильности — это явление беспрецедентное. Гражданские силы долго, на протяжении восьми лет шли к завоеванию власти, утверждению норм парламентаризма и демократии в стране, добились ее и добровольно покидают правительство. Многие как в самом Пакистане, так и в мире в целом задаются вопросом — демократические силы в лице политических партий не в состоянии выработать цивилизованную формулу сосуществования, развития и продвижения? Что явилось «яблоком раздора» внутри правящей коалиции, что ставит страну на грань социальной катастрофы, представляет угрозу хрупкому балансу сил между победившими и проигравшими партиями на выборах? Означает ли выход партии ПМЛ (Н) из правительства, которое действует менее ста дней, что только сильная власть, власть в лице военных или бывших военных умеет и способна управлять Пакистаном? Но все по порядку…

18 февраля в стране прошли всеобщие парламентские выборы, победу на которых одержали крупнейшая в стране Пакистанская народная партия и Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шариф). Согласно Конституции, партии, набравшие наибольшее количество голосов, получают право формирования коалиционного правительства. И уже 31 марта новый кабинет министров был приведен к присяге. Несколькими днями раньше на пост премьер-министра был назначен член Пакистанской народной партии Саед Юсуф Раза Гилани/ Syed Yousaf Raza Gilani. Из 24 членов нового правительства девять — представители ПМЛ (Н).

В политической жизни страны сложилась уникальная ситуация, когда новый кабинет министров в полном составе представлял интересы оппозиционных гражданских сил по отношению к действующему главе государства П. Мушаррафу. Последний в свою очередь заявил, что не намерен «играть роль церемониального президента». Фактически дело шло к двоевластию. Но коалиционные силы, и прежде всего лидеры двух партий – ПНП – Асиф Зардари и ПМЛ (Н) – Миан Наваз Шариф, — так и не смогли найти общий язык. Камнем преткновения стал вопрос о восстановлении в правах судей, уволенных в начале ноября 2007 г. генералом-президентом П. Мушаррафом. Пункт о восстановлении в правах судей был основным условием лидеров двух партий-победителей при формировании коалиционного правительства и записан в так называемой Декларации Мурри (название местечка, где проходили переговоры), подписанной лидерами ПНП и ПМЛ (Н) 8 марта с.г. Но каждый задается вопросом — почему речь идет именно о восстановлении в правах уволенных судей? Ответ прост — уволенные судьи затягивали решение об утверждении итогов президентских выборов, проведенных в Пакистане 6 октября 2007 г., 58% голосов на которых набрал действующий тогда генерал-президент П. Мушарраф.

Конфликт между президентом П. Мушаррафом и главным судьей Верховного суда Чоудхри назревал давно. Весной прошлого года последний был отправлен в отставку, но в июле восстановлен в должности, и в отместку осенью 2007 г. члены Верховного суда не утверждали П. Мушаррафа в должности президента. Ситуация накалялась. 15 ноября истекал срок полномочий Национальной ассамблеи — нижней палаты парламента и, согласно Конституции, должны быть проведены всеобщие парламентские выборы.

И военно-гражданская администрация, и политические партии, и политические лидеры как в Пакистане, так и находившиеся в тот период в изгнании — все разрабатывали планы участия в процессе демократической трансформации власти, перехода от военно-гражданской (в лице генерала П. Мушаррафа) к гражданско-парламентской форме правления.

Первой выступила официальная власть — 3 ноября 2007 г. генерал-президент П. Мушарраф ввел в стране режим чрезвычайного положения, объяснив свое решение «во-первых, саботажем судей, а во-вторых, разгулом терроризма». Действительно, по стране в 2007 г. прокатилась волна террористических актов, одним из самых кровавых из которых стал штурм Красной мечети в июле 2007 г. в центре Исламабада.

Власти приостановили деятельность отдельных средств массовой информации, в отдельные города были введены части регулярных войск и т.д. В целом было уволено более 60 судей, отказавшихся принести присягу на основе Временного конституционного указа, которое и вводило чрезвычайное положение.

Несколькими неделями позднее, уже в конце ноября 2007г., новый состав Верховного суда признал итоги президентских выборов и победу на них генерала П. Мушаррафа. Со своей стороны, последний сдержал слово, данное еще до начала избирательной кампании, и 28 ноября 2007 г. ушел в отставку с поста начальника штаба сухопутных сил Пакистана, а уже на следующий день, 29 ноября 2007 г., принес присягу на верность Конституции в качестве главы государства. Таким образом, в этот день закончился очередной, четвертый военно-гражданский период в истории Пакистана. Страна вступала в новый демократический этап развития. Впереди были выборы. К этому времени в Пакистан вернулась Б. Бхутто, лидер ПНП.

Для поддержания равновесия политических сил в Пакистане, а именно: военно-гражданского истеблишмента во главе с П. Мушаррафом, который удерживал власть с октября 1999 г., с одной стороны, и гражданской оппозицией, с другой, была блестяще разработана компромиссная формула — победа Б. Бхутто и ее партии на парламентских выборах при правлении нового-старого президента П. Мушаррафа.

Но Б. Бхутто погибла в результате теракта, выборы перенесли на 18 февраля 2008 г. На политическую арену вышли деятели, которых не ожидали… Во-первых, Асиф Зардари, муж Б. Бхутто, имевший крайне неудачный опыт государственного правления, кроме того, последние годы семья жила в добровольной ссылке в Лондоне. Во-вторых, опальный бывший премьер-министр Наваз Шариф. Его первая попытка возвращения в Пакистан в сентябре 2007 г. закончилась депортацией. В дальнейшем под нажимом Саудовской Аравии П. Мушарраф уступил, и экс-премьер вернулся в страну.

Парадокс, но во взаимоотношениях П. Мушаррафа и М.Наваза Шарифа, а вернее, в их отсутствии и кроется бескомпромиссность позиции последнего в сегодняшней кризисной ситуации коалиционного правительства Пакистана. Короткий экскурс в историю объяснит многое. В 1998 г. премьер-министр Пакистана Миан Наваз Шариф назначает на высший военный пост в государстве начальника штаба сухопутных войск генерала П. Мушаррафа. Неудачи военной операции Каргильского конфликта с Индией весной 1999 г. правящая администрация возложила на военное командование страны, что породило глухое раздражение у руководства армии. В начале октября 1999 г. Мушарраф был смещен с занимаемой должности. Но армия осталась на стороне своего командира, и уже 9 октября 1999 г. Наваз Шарифа был смещен с поста премьер-министра. В 2000 г. он согласился уехать в Саудовскую Аравию в обмен на отмену пожизненного заключения на родине, с обязательством не возвращаться в Пакистан и не заниматься политической деятельностью в течение десяти лет.

Вопрос о восстановлении в должности уволенных 3 ноября 2007 г. П. Мушаррафом судей и возвращении им прав и обязанностей в полном объеме (на чем и настаивает Наваз Шариф), фактически означает импичмент президенту П. Мушаррафу. Уволенные/ восстановленные судьи определенно не признают результатов президентских выборов 6 октября 2007 г., чего собственно и добивается Наваз Шариф. Национальные интересы отступают перед человеческим стремлением доказать и победить.

Пакистан переживает сегодня не лучшие времена — затяжной энергетический и продовольственный кризисы, галопирующие цены на топливо. Правительство срочно делает закупки пшеницы; не сформирован бюджет на 2008-2009 финансовый год и т.д. В целом, работа многих государственных программ (инфраструктурные, социальные проекты) была заморожена вследствие политического кризиса осени 2007 — зимы 2008 г.

В такой сложной обстановке неудачное управление страной гражданских сил грозит Пакистану большими потрясениями, учитывая большую опасность терроризма в регионе.

*BBC 12.05.08, Pakistan Times 13.05.08.

**Pakistan Times 13.05.08.

52.25MB | MySQL:103 | 1,011sec