Что стоит за отставкой премьер-министра Сомали Хасана Али Хайре

Президент Сомали Мохамед Абдуллахи Мохамед назначил 27 июля Махди Ахмед Гуледа временным главой правительства по причине ухода в связи с вотумом недоверия премьер-министра Хасана Али Хайре. Об этом объявил директор по связям с общественностью канцелярии президента Сомали Абдинур Мохамед. «Временный премьер продолжит работать по имеющимся правительственным планам до тех пор, пока не будет назначен постоянный премьер-министр», — подчеркнул он. В предыдущем составе правительства Махди Ахмед Гулед занимал пост заместителя премьер-министра. Нижняя палата парламента Сомали проголосовала 25 июля за вотум недоверия премьер-министру страны Хасану Али Хайре. Спикер парламента Мохаммед Мурсал Шейх Абдурахман заявил: «Правительство не выполнило своего обещания о подготовке четкого плана проведения выборов «один человек-один голос»», имея в виду первые прямые выборы после начала гражданской войны в 1991 году. Как полагают местные эксперты, эту отставку следует расценивать как финал борьбы за власть между Хасаном Али Хайре и президентом Мохамедом Абдуллахи Мохамедом (Формаджо), в центре которой стояла дата проведения всеобщих выборов в стране в их новой форме. Хотя Хайре настаивал на проведении выборов в феврале 2021 года, как и было запланировано, президент хотел отложить их. Союзники президента также обвинили Хайре в неспособности решить проблему безопасности в стране. За резолюцию об отстранении главы правительства от власти проголосовали 170 депутатов Народной палаты, против — 8. Таким образом, резолюция набрала необходимые две трети голосов присутствующих для вынесения вотума недоверия. Спустя час после голосования депутатов президент Сомали заявил, что выполнит принятое парламентом решение.
Резолюция об отстранении главы правительства была одобрена в рамках дебатов о предстоящих в стране всеобщих выборах, которые должны пройти в 2020 — 2021 годах. Между различными партиями и политиками возникли разногласия по поводу реформы системы голосования, которая предлагает ввести принцип «один человек — один голос». В Сомали в течение почти трех последних десятилетий действует система поэтапного голосования, когда избиратели доверяют свои голоса представителям племени. Как отметил сомалийский новостной портал «Гарове», глава государства и премьер-министр расходились во взглядах по данному вопросу. Но в данной отставке есть и еще один важный нюанс. Хасан Али Хайре был главным контактным лицом западных дипломатов в правительстве Формаджо. Его отставка сразу же вызвала негативные комментарии высокопоставленных дипломатов США и ЕС в Могадишо Дональда Ямамото и Николаса Берланге. Свою озабоченность также очень оперативно высказал госсекретарь США Майк Помпео и куратор международной политики Брюсселя Жозеп Боррелль, которые солидарно выразили свое разочарование в связи с голосованием, указав на нарушения и конституционные пробелы. Как для Ямамото, так и для Берланги отставка Хайре знаменует потерю главного собеседника в правительстве президента Формаджо. Именно бывший премьер-министр лично вел переговоры с западными донорами о получении финансовых средств и материалов для борьбы с пандемией коронавируса. Но главным пунктом повестки дня их дискуссий были выборы, намеченные на 2021 год (перенесенные с этого года). Именно по причине несогласия уже бывшего премьера с президентом по дате и процедуре выборов, парламент прекратил полномочия Хайре, несмотря на доверие, которым он пользовался со стороны Ямамото и Борреля. Сотрудники компании US Development Consultancy Chemonics, присутствующие в коридорах Народной палаты — нижней палаты сомалийского парламента, так и не смогли склонить сомалийских депутатов к точке зрения двух ключевых западных дипломатов в сомалийском досье, что в принципе свидетельствует об очень лимитированном механизме влияния коллективного Запада на местные кланы. Нанятая Вашингтоном и Брюсселем компания Chemonics работает с парламентариями над целым рядом дорогостоящих проектов в области эффективного управления и подотчетности с целью регулирования финансовых  средств ЕС и США, предназначенных для бюджета Сомали.

В этой связи надо отметить, что отправить в отставку премьера Хасана Али Хайре президент Формаджо пытался последние два года. Нынешняя отставка знаменует собой в принципе только один важный момент — окончательное устранение основного и поддержанного Западом и Катаром кандидата в президенты страны. Еще два года назад позиции Хайре оценивались как предельно прочные. Настолько прочные, что уже тогда он начал подготовку к президентским выборам 2020 года, на которых он через Национальную независимую избирательную комиссию надеется ввести новую систему голосования: «один человек, один голос», резко повывшую его шансы на победу с учетом его принадлежности к влиятельному клану. Подчеркнем снова, что на него ставили на Западе, которого совершенно не смущал тот факт, что в 2016 году независимые эксперты Организации Объединенных Наций расследовали предполагаемые связи Хайре с исламистской группировкой «Аш-Шабаб», и некоторые связанные с этим вопросы остаются до сих пор не до конца выясненными. Конфиденциальная записка этих экспертов на имя генерального секретаря Организации Объединенных Наций состоит из одиннадцати пунктов. Если конкретнее, что еще в 2016 году независимые эксперты ООН в рамках расследования действий премьер-министра Хасана Али Хайре пришли к выводу о его тесных связях с исламистами, которые он поддерживал через главу NISA по региону Банадир Садака «Джона», а также через руководителей центрального аппарата этой спецслужбы Хусейна Османа и Фахада Ясина. Фахад Ясин, сам бывший член ваххабитского движения «Аль-Иттихад Аль-Ислами», имеет при этом тесные связи с Катаром. Кроме этого, внутри страны Хасан Али Хайре является центральной фигурой в рамках конфронтации между федеральным правительством и полугосударственными анклавами, в том числе и Сомалилендом. При этом он на регулярной основе отказывается от организации посредничества третьей стороны в этом кризисе. В основе всей этой борьбы в парламенте Сомали лежат не только межплеменные интересы и противоречия, но и безусловно деньги тех или иных зарубежных спонсоров, которые они выделяют в рамках своей конкурентной борьбы в регионе Африканского Рога, и в Сомали в частности. В данном конкретном случае мы имеем ввиду битву за влияние между Катаром-Турцией и КСА-ОАЭ-АРЕ. Пока прокатарская креатура в лице Хайре проиграла.

Все это происходит на фоне активизации попытки различных кланов в Могадишо взять под контроль прибыльный и лакомый кусок потенциальной добычи углеводородов на шельфе страны. Сомали объявила 4 августа международный тендер на разработку нефтяных и газовых месторождений на шельфе страны. Как отмечает сомалийский новостной портал «Губджуг ньюс», это произошло впервые в истории страны. «Заявки на получение лицензий принимаются с 4 августа по 12 марта 2021 года, — говорится в объявлении министерства энергетики и водных ресурсов. — Выставляются семь морских блоков». Согласно прогнозам, потенциал этих участков достигает 20 млрд баррелей нефти. Федеральный парламент Сомали принял в минувшем феврале Закон о нефти, который утвердил президент страны Мохамед Абдуллахи Мохамед (Формаджо). Он предусматривает формулу раздела прибыли между вовлеченными сторонами. В свою очередь правительство создало Нефтяное управление Сомали, которое рассмотрит заявки, а затем займется регулированием нового сектора национальной экономики. Возглавил управление Ибрагим Али Хусейн, который с 2014 года работает старшим экономическим советником в Министерстве энергетики и водных ресурсов. «Наша задача состоит в том, чтобы создать конкурентоспособный налоговый и регуляторный режим для привлечения инвестиций, обеспечивая при этом справедливую долю будущих доходов народу Сомали», — заявил глава управления.
Сомали — одна из последних стран Африки, где еще не проводилась комплексная нефтяная и газовая разведка. В 50-е годы прошлого века в Сомали поиск нефти вел ряд крупнейших нефтяных компаний, включая Shell, Eni и Chevron. Они обнаружили несколько многообещающих участков, однако череда гражданских войн в этой стране не позволила начать широкую добычу углеводородов. В этом контексте опять же надо подчеркнуть, что основным лоббистом этих западных компаний был как раз ушедший премьер. Сомалийское правительство под его руководством было готово на все, чтобы сохранить торговые связи с двумя крупнейшими компаниями Shell и ExxonMobil . По информации ряда источников, бывший премьер-министр Хасан Али Хайре в тандеме с бывшим исполнительным директором Soma Oil & Gas, и министром нефти Абдирашидом Мохаммедом Ахмедом особенно активно лоббировали переговоры с представителями этих компаний, которые 21 июня привели к подписанию соглашения о возобновлении разведки на шельфе. Понятно, что Shell, Exxon Mobil и сомалийское государство, которые работали вместе с 1980-х годов, преобразуют свой прежний концессионный контракт в соглашение о разделе продукции, условия которого все еще нуждаются в проработке. Эти две крупные компании владеют морскими блоками М3, М4, М5, М6 и М7 (Юг), которые были объявлены в состоянии форс-мажора с момента свержения С.Барре в 1991 году. В соответствии с новым соглашением в принципе они обязались выплатить накопившийся налог на свои блоки в размере 7 млн долларов за период с 1990 по 2008 год. По данным ряда источников, их готовность принять эти условия заключается в том, чтобы сохранить высший приоритет перед любыми новыми нефтяными компаниями (под последними надо полагать прежде всего турецкие), приходящими в Сомали, но при этом от активного бурения пока воздержаться. На следующий день после объявления о сделке Shell заявила, что не будет спешить полномасштабно возвращаться обратно в Сомали, пока сохраняется форс-мажорный статус ее разведочных блоков.
В свою очередь турецкое правительство в этом году очень четко акцентировало свои усилия по освоению нефтяных, газовых и горнодобывающих перспектив Сомали путем создания механизма, который позволит как частным, так и государственным компаниям изучить энергетические возможности страны, стратегически расположенной на Африканском Роге. Меморандум о взаимопонимании между Турцией и Сомали о всеобъемлющем сотрудничестве в области энергетики и горнодобывающей промышленности, который был подписан еще в 2016 году, был одобрен Комитетом по иностранным делам турецкого парламента через неделю после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган в конце января опубликовал заявление о приглашении сомалийского правительства провести буровые и разведочные работы у ее берегов. Согласно тексту соглашения, Меморандум о взаимопонимании в области энергетики между Турцией и Сомали будет сосредоточен на проектах разведки, добычи и переработки углеводородов; переработки, хранения, транспортировки, сбыта и распределения природного газа; науки о земле и разработки месторождений; нефтехимии и производимой продукции; а также на развитии и обслуживании инфраструктуры и связанных с ней технологий в отношении углеводородов.

62.52MB | MySQL:102 | 0,469sec