Анализ Исследовательской службой Конгресса США развития ситуации в Сирии. Часть 4

Помощь США проверенным сирийским группировкам. Военные операции США; обучение, консультирование, помощь и оснащение усилий.

Американские войска действуют в Сирии в поддержку кампании по борьбе с ИГ с 2015 года. Совместная объединенная оперативная группа-Операция «Непоколебимая  решимость» (SOJTF-OIR), возглавляемая генерал-майором Эриком Хиллом, была в данном контексте «главным компонентом помощи и сопровождения в Сирии, в тесном сотрудничестве с СДС». В сентябре 2019 года генерал-лейтенант Роберт «Пэт» Уайт принял командование CJTF-OIR. Американские войска действовали на севере и востоке Сирии в партнерстве с СДС, а на юго-востоке Сирии в партнерстве с ополчением «Магавир аль- Таура» (МАТ) близ Эт-Танфа, который примыкает к трехграничной зоне между Сирией, Иорданией и Ираком. Ударные операции США по объектам ИГ и «Аль-Каиды» в Сирии проводится в соответствии с Разрешением на применение военной силы 2001 года (AUMF). Американские войска действовали в Сирии для обучения и оснащения программных целей, а также для консультирования и оказания помощи силам партнеров, независимо от того, были ли эти конкретные силы партнеров обучены и / или вооружены в соответствии с программой SOJTF-OIR. Такие мероприятия по «консультированию и оказанию помощи» могут проводиться в соответствии с программными положениями или в соответствии с другими оборонными полномочиями, определенные законом или утвержденные исполнительной властью. Это включает в себя военные операции в соответствии с AUMF 2001 года. Операции США в Сирии также являются частично поддержанным в 2014 году запросом иракского правительства в Совет Безопасности ООН о военной поддержке в борьбе с угрозой терроризма, исходящей из Сирии. В этой связи остается открытым вопрос: может ли иракское правительство попытаться изменить или отменить эту просьбу в свете усилий некоторых политических групп в Ираке по выводу иностранных вооруженных сил из Ирака и продолжающегося американо-иракского стратегического диалога. После телефонного разговора 6 октября 2019 г. между президентом  Трампом и президентом Турции Эрдоганом Белый дом объявил, что Турция «скоро начнет продвигаться вперед в своей давно запланированной операции в Северной Сирии», и что американские войска «больше не будут находиться в непосредственной близости». 9 октября Турция начала операцию «Весна мира» в Северной Сирии. 14 октября министр обороны Эспер объявил, что Соединенные Штаты вывели примерно 1000 оставшихся американских войск из Северо-Восточной Сирии. Эспер заявил, что «из-за безответственных действий Турции существует риск для американских войск на северо-востоке Сирии, и ситуация достигла неприемлемого уровня. Мы также рискуем быть поглощенными в более широкий конфликт». На брифинге 19 октября Эспер подтвердил, что «все силы», кроме тех, которые находятся в Эт-Танфе на юго-востоке Сирии, будут выведены «в течение нескольких недель». 21 октября госсекретарь Эспер заявил, что американские войска находятся рядом с нефтяными месторождениями на северо-востоке Сирии: «Нынешний этап вывода войск с северо-востока Сирии предусматривает дислокацию этих войск вдоль границы». Эспер добавил, что основное внимание будет уделяться контролю над нефтяными «доходами ИГ и любых других групп, которые могут захотеть искать этот доход, чтобы позволить себе свою собственную пагубную деятельность». 21 октября, президент Трамп заявил: «Мы обеспечили себе нефть [ … ] Мы хотим сохранить нефть. И мы что-нибудь придумаем с курдами, чтобы у них были бы какие-то деньги, и какой-то денежный поток». Военные чиновники Пентагона в свою очередь заявили 7 ноября, что «они были бы осторожны, говоря, что миссия [состоит] в том, чтобы обеспечить безопасность нефтяных месторождений. Наша миссия-разгром ИГ. Обеспечение безопасности нефтяных месторождений — это подчиненная задача этой миссии—и цель этой задачи состоит в том, чтобы лишить ИГ …доходов от этой нефтяной инфраструктуры». При этом Эспер уточнил, что примерно 600 американских военнослужащих будут оставаться в Сирии. Доклад генерального инспектора МО об операции «Непоколибимая  решимость», охватывающий период октябрь-декабрь 2019 года, констатировал, что американские войска на севере Сирии были сокращены с примерно  1000 до 500, а дополнительные 100 американских военнослужащих останутся в гарнизоне Эт-Танф в приграничной зоне на юго-востоке Сирии. В марте 2020 года командующий СЕНТКОМ генерал Маккензи заявил, что американские войска продолжают действовать бок о бок с СДС в том, что он назвал Зоной безопасности (ESSA) в Восточной Сирии. CJTF-OIR определил ESSA как охватывающий территорию от Дейр-эз-Зора на юг до шоссе М4 на севере и на восток до иракской границы. В апреле официальные лица заявили, что американские учебные программы в Сирии и Ираке временно приостановлены из-за COVID-19, и «возобновится, если позволят условия».

Эволюция военного присутствия США в Сирии

2015 октябрь. Белый дом объявляет, что менее 50 бойцов Сил специальных операций США будут развернуты в Сирии для поддержки операций против «Исламского государства».

2016. Уровень управления силами (FML) для американского персонала в Сирии повышен до 500 человек.

2017. Министерство обороны заявляет, что около 2000 сотрудников США работают в Сирии.

2018. Госсекретарь Тиллерсон заявляет, что «Соединенные Штаты будут поддерживать военное присутствие в Сирии, которое будет сосредоточено на обеспечении того, чтобы ИГ не смогло возродиться».

Март: президент Трамп заявляет, что американские войска покинут Сирию «очень скоро». Ноябрь: специальный представитель по взаимодействию с Сирией Джеймс Джеффри заявляет, что «США войска останутся в Сирии, как мы говорим, до окончательного разгрома ИГ».

2019 февраль: Белый дом заявляет, что США оставят некоторые силы в Сирии, и требуют дополнительных взносов союзников для компенсации запланированного вывода войск США. 6 октября: президент Трамп руководит выводом американских войск из районов Северной Сирии в преддверии турецкого военного вторжения; 28 американских спецназовцев уходят. 14 октября: президент Трамп приказывает о полном выводе примерно 1000 человек, оставшихся американских войск на севере Сирии. 21 октября:  Эспер заявляет, что американские войска, расположенные вблизи сирийских нефтяных месторождений, будут оставаться лишь с целью блокирования доступа боевиков «Исламского государства» или других группировок к нефтяным доходам. 5 декабря:  Эспер заявляет, что отвод американских войск в Сирии завершен; примерно 600 американских военнослужащих останутся внутри страны.

Законодательные основы присутствия в Сирии. В 2014 году Конгресс создал новый орган для Министерства обороны (МО) по подготовке и вооружения избранных сирийцев в соответствии с «Законом о национальной обороне на 2015 финансовый год» (NDAA, раздел 1209 закона О национальной обороне П. Л. 113-291, с внесенными поправками). Этот орган, с поправками, внесенными последующим законодательством, позволяет МО «оказывать помощь, включая обучение, оборудование, расходные материалы, стипендии, строительство учебных объектов и сопутствующих объектов, а также поддержки надлежащим образом проверенных элементов сирийской оппозиции и других должным образом проверенных сирийских групп и отдельных лиц». Такая помощь разрешена для определенных целей, включая поддержку усилий США по борьбе с «Исламским государством» и другими террористическими организациями в Сирии и содействие созданию условий для переговоров по урегулированию гражданской войны в Сирии. Конгресс не выделял средств специально для программы подготовки и оснащения Сирии с тех пор, как она началась. Скорее всего, до 2019 года Конгресс требовал от Министерства обороны осуществить перепрограммирование средств со счетов глобальной помощи в борьбе с терроризмом на операции и техническое обслуживание счетов для поддержки программных мероприятий на сирийском направлении, причем каждое перепрограммирование подлежит предварительному утверждению членами комитета Конгресса по обороне. В 2020 финансовом году NDAA изменила эту процедуру и перенесла требование на предварительное уведомление о каждом 10% приросте свободных средств. В феврале 2020 года генеральный инспектор МО обнародовал результаты проверки подотчетности процессов по CTF, финансируемые поставки оборудования, предназначенных для передачи сирийцам. В ходе проверки были установлены некоторые недостатки в отслеживании, отчетности, хранении и реализации программы CTEF-Syria (CTEF-S): у частности, обеспечение безопасности оборудования до передачи его силам-партнерам, включая оружие и боеприпасы. SOJTF-OIR предприняла шаги по устранению выявленных проблем, и Министерство обороны сейчас считает свои рекомендации закрытыми. Запрос администрации на финансирование обороны в 2021 финансовом году предусматривает выделение 200 млн долларов в виде средств CTEF для программы обучения и оснащение программы обучения и снабжения в Сирии, чтобы «развить и поддерживать силы численностью 10 000 человек для обеспечения безопасности, обороны и стабилизации территории, ранее контролируемой ИГ». Это представляет собой сдвиг от запроса на 2020 финансовый год, который предусматривал наличие проверенных сил сирийской оппозиции (VSOs,) численностью 61 000 человек. Запрос на 2021 финансовый год отмечает, что Министерство обороны скорректировало свое планирование в свете дополнительного сокращения численности американских войск в Сирии. В этой просьбе содержится призыв продолжать оказывать поддержку следующим группам, действующим на востоке Сирии:

Силы курдов и лояльных арабов (коммандос и антитеррористические подразделения), которые проводят рейды и операции по разминированию против ячеек «Исламского государства» в городских районах.

Внутренние силы безопасности, которые обеспечивают гражданскую защиту и безопасность через контрольно-пропускные пункты и городские патрули.

Провинциальные силы внутренней безопасности (ПРИСБ), которые обеспечивают безопасность на широкой территории (включая операции по охране периметра необитаемых районов для ограничения свободы передвижения). ПРИСБ также обеспечивает безопасность на объектах для заключенных «Исламского государства».

В запросе также содержится призыв к продолжению поддержки группы в Юго-Восточной Сирии  МАТ, которая действует из гарнизона Эт-Танф из области на границе Сирии, Ирака и Иордании. Кроме того, СДС «через свои военные советы и нефтяные компании по-прежнему остаются преданным партнером, имеющим право на военную помощь, поскольку они продолжают противодействие ИГ». Примерно четверть запроса будет обеспечивать материально-техническую поддержку, поставки и услуги для VSOs, в том числе 15 млн долл. США на основные услуги жизнеобеспечения (жизнеобеспечение, выработка электроэнергии) в местах содержания под стражей, управляемые местными партнерскими силами в Сирии.

Нелетальная и стабилизационная помощь США

Бюджетный запрос администрации на иностранную помощь в 2020 финансовом году отражал намерение администрации прекратить американскую нелетальную помощь сирийской оппозиции, а также переложить ответственность за финансирование стабилизационных проектов на партнеров по коалиции. С 2012 до 2018 года Соединенные Штаты предоставили помощь нелетального характера некоторым представителям сирийской оппозиции для конкретных, одобренных Конгрессом целей. Соединенные Штаты также финансировали усилия по стабилизации обстановки в районах северо-востока Сирии, освобожденных от контроля «Исламского государства». Хотя запросы администрации на 2020-й и 2021-й финансовые годы не требовали специального финансирования для Сирии, Конгрессом выделялись средства на сирийские программы и направлялись конкретные суммы на стабилизацию и другие цели. В начале сирийского конфликта помощь США была ограничена ограничениями, вытекающими из существующего комплекса двусторонних санкций США против Сирии, а также статуса Сирии как государства-спонсора терроризма. Президент Обама призвал чрезвычайные и чрезвычайные полномочия в соответствии с «Законом об иностранной помощи» для обеспечения первоначальных поставок. Чтобы обеспечить возможность расширенной доставки помощи сирийским оппозиционным группировкам, исполнительная власть запросила, и Конгресс предоставил, конкретные полномочия для оказания нелетальной иностранной помощи в Сирии для определенных целей, несмотря на другие положения закона. Со временем Конгресс расширил и изменил эти полномочия, чтобы сосредоточиться на приоритетных областях и ввести в действие требования к надзору и отчетности. Начиная с 2012 финансового года, последовательные администрации и Конгрессы приняли эволюционирующие подходы к запросам и ассигнованиям средств на программы помощи и стабилизации в Сирии. Финансирование для обоих типов проектов представляла собой смесь регулярных ассигнований и средств некоторых фондов, в основном ESF. В январе 2017 года администрация Обамы уведомила Конгресс о своем намерении потратить  230 млн долларов в 2017 финансовом году на фонды ESF-OCO (первоначально выделенные в рамках Закона об ассигнованиях на продолжение и помощь в обеспечении безопасности, 2017, P. L. 114-254) для поддержки и стабилизации обстановки в районах, освобожденных от ИГ в Сирии. В августе и сентябре 2018 г. администрация Трампа уведомила Конгресс о планах перепрограммировать эти средства и вместо этого полагаться на взносы иностранных партнеров, что отражает более широкую оценку администрацией того, что Соединенные Штаты несут больше издержек в рамках общей доли расходов на стабилизацию ситуации в Сирии. 214 млн долларов в 2017 финансовом году были в конечном счете направлены на программы по Сирии.

Средства 2018 финансового. Закон об ассигнованиях на 2018 финансовый год (П. Л. 115-141) выделил 500 млн долл. от различных счетов иностранной помощи за 2018 финансовый год для «Фонда помощи и восстановления»  для районов, освобожденных или находящихся под угрозой со стороны «Исламского» государства и других террористических организаций. В сопроводительном пояснительном заявлении говорилось, что средства были выделены, в частности, на «программы нелетальной помощи для удовлетворения потребностей гражданского населения, пострадавшего в результате конфликта в Сирии в соответствии с предыдущим финансовым годом», но ни в акте, ни в заявлении не было выделена конкретная сумма для Сирии. В 2018 финансовом году средства Фонда были доступны для стабилизации ситуации в Сирии, но по состоянию на июнь 2020 финансового года денежные средства были предназначены только для привлечения к ответственности лиц за военные преступления в Сирии. В законе о консолидированных ассигнованиях на 2019 финансовый год (П. Л. 116-6) говорится, что средства, выделяемые по счетам ESF, INCLE и PKO, должны составлять не менее 40 млн долларов США., из которых не менее 7 млн должны быть доступны для экстренного медицинского и гуманитарного реагирования, а также расследования фактов применения химического оружия. Примечательно, что в законе говорилось о том, что нелетальная помощь должна предоставляться только на стабилизационные цели. Это был значительный отход от консолидированного отчета за 2018 финансовый год. Закон об ассигнованиях 208 года (П. Л. 115-141) санкционировал использование выделенных средств для 14 перечисленных целей, включая создание инклюзивного местного самоуправления, укрепление жизнеспособности оппозиционного сирийского государства, развитие гражданского общества и независимых СМИ, противодействие экстремизму. В октябре 2019 года Белый дом объявил о выделении 50 млн долларов на стабилизацию, религиозные и этнические общины и меньшинства, подотчетность, оперативное реагирование и удаление взрывоопасных пережитков войны (ВПВ). На сегодняшний день для Сирии было выделено 54,5 млн долл. США в 2019 финансовом году. Запрос администрации на проведение государственных и иностранных операций в Сирии в 2020 финансовом году не был удовлетворен через финансирование ESDF или NADR для конкретных программ в Сирии. В отличие от запроса на 2019 финансовый год, администрация запросила 130 млн долларов и 44,5 млн долларов для сирийских программ на двух счетах соответственно. Аналогично закону о консолидированных ассигнованиях на 2019 финансовый год, Закон «О дальнейшей консолидации» на 2020 финансовый год, Закон об ассигнованиях (П. Л. 116-94) выделяет не менее 40 млн долларов в рамках реализации программ стабилизации в Сирии, и уточняет, что не менее 7 млн должны быть использованы на чрезвычайные ситуации в рамках медицинского и спасательного реагирования, а также расследования фактов применения химического оружия. Запрос администрации на государственные и иностранные операции в 2021 финансовом году не предусматривает средства на конкретные сирийские программы. Это обстоятельство позволит выделить 135 млн долл. США на оказание чрезвычайной помощи в рамках Фонда восстановления, чтобы поддержать усилия в таких местах, как Сирия. Запрос также требует 5,9 млрд долларов для нового международного счета гуманитарной помощи (МГА) в целях удовлетворения гуманитарных потребностей в кризисных зонах, включая Сирию. После закрытия посольства США в Дамаске в феврале 2012 года несколько региональных баз были созданы группы для мониторинга и реализации программ помощи США. Группа помощи и реагирования (СНВ) действовала из Турции и координировалась США в рамках поставок гуманитарной и иностранной помощи северным районам Сирии, в том числе помощи оппозиционным силам. В Иордании Платформа содействия Южной Сирии (SSAP) осуществляла мониторинг и координацию деятельности, которая сопоставима по объему гуманитарной и иностранной помощи США Южной и Восточной Сирии, включая помощь районам, удерживаемым оппозицией. Госдепартамент и USAID также развернули небольшую команду должностных лиц гражданской помощи США (известных как START Forward) в районах Северной Сирии там, где обученные и/или оснащенные МО США местные силы находились под контролем. Эти программы претерпели значительные изменения с 2018 года в соответствии с планами администрации сосредоточиться на стабилизации бывших районов, удерживаемых ИГ, на востоке страны. Трансграничные программы SSAP, как сообщается, были остановлены в середине 2018 года, после того как сирийские правительственные силы восстановили контроль над Юго-Западной Сирией. После турецкого военного вторжения в Северную Сирию личный состав START Forward был вновь выведен из Сирии, хотя большинство мероприятий Госдепартамента и USAID по оказанию помощи продолжали работу за пределами зоны турецкого вторжения.

Стабилизационные программы в районах, освобожденных от ИГ

На сегодняшний день программа стабилизации в районах северо-востока Сирии, освобожденных от контроля ИГ, включает четыре основных направления деятельности: (1) разминирование, (2) содействие местному управлению и гражданскому обществу (3) восстановление базовой инфраструктуры и (4) содействие экономическому росту и развитию. Финансирование США включало поддержку этнических и религиозных меньшинств, гражданского общества и местного самоуправления, оперативное реагирование, усилия по обеспечению справедливости и подотчетности, восстановление основных услуг, общественной безопасности и удаление ВПВ. В марте 2020 года USAID сообщило, что оно финансирует около 240 проектов на северо-востоке страны, в основном сельскохозяйственные проекты, ориентированные на экономический рост и продовольственную безопасность. USAID также сообщило, что донорские средства «почти израсходованы», а будущие донорские обязательства неопределенны. В результате агентство сообщило, что «программирование USAID замедлилось в ожидании вливания дополнительных ресурсов». В дополнение к нехватке финансирования некоторые стабилизационные проекты были перенесены в результате действий Турции. По состоянию на 2020 год текущие стабилизационные проекты по всей стране сталкиваются с дополнительной проблемой в рамках корректировки операций с учетом угрозы, создаваемой коронавирусом.  Победа проасадовских сил в более широком конфликте представляется вероятной, что может еще больше осложнить для США ряд нерешенных вопросов, в том числе:

стабилизация и управление районами, отвоеванными у «Исламского государства»;

урегулирование угроз безопасности, создаваемых экстремистскими группировками на северо-западе Сирии;

возвращение и реинтеграция внутренне и внешне перемещенных сирийцев;

восстановление районов, пострадавших в результате конфликта;

управление сирийскими угрозами соседям Сирии; и условия постконфликтного политического порядка в Сирии.

В свете современных тенденций и условий, связанных с этими вопросами, должностные лица администрации и члены Конгресса могут пересмотреть соответствующие условия для инвестиций  США в силу дислокации своих войск и характера взаимоотношений с американскими партнерами в Сирии и вокруг нее.  Усилия США по предотвращению возрождения «Исламского государства» были сосредоточены на стабилизации обстановки и ее программирование в освобожденных от ИГ районах, а также на постоянной поддержка местных партнерских сил. Администрация в 2019 году стремилась переложить финансовую ответственность за стабилизационные программы (которые включали такие мероприятия, как восстановление электроснабжения освобожденных районов) на партнеров по коалиции. Государственный департамент сообщил, что стабилизация деятельности через Турцию, Европейский стратегический план действий (Иордания) и стартовые платформы продолжаются, хотя «почти исключительно за счет коалиционных взносов». В той мере, в какой оно зависит от взносов партнеров по коалиции, будущее программирование стабилизации в Сирии представляется неопределенным. Как отмечалось выше, администрация Трампа не запрашивала у Конгресса средств на стабилизацию Сирии, но Конгресс сам выделил средства на эти цели. Сводный закон «Об ассигнованиях 2020 года» предусматривает, что должно быть выделено не менее 40 млн долларов для стабилизационной помощи Сирии. Закон также предусматривает дополнительные средства для освобожденных от ИГ районов, в том числе через Фонд чрезвычайной помощи и восстановления и Стабилизационный фонд. Эти средства могли бы быть использованы для стабилизационных мероприятий в Сирии, но не являются специально обозначенными для именно сирийского досье. Администрация подвергалась некоторой критике за то, что не взяла на себя обязательства по выделению средств, выделенных Конгрессом для стабилизации Сирии. Доклад Исследовательской группы по Сирии, опубликованный в сентябре 2019 года, рекомендовал, чтобы администрация обязалась перечислять неизрасходованные средства в Фонд чрезвычайной помощи и восстановления, выделенных для районов, освобожденных от ИГ (Конгресс не выделил эти средства на страновой основе, но использовал язык пояснительных заявлений для разрешения их использования в отдельных странах). Поддержка США местных сил партнеров была еще одним ключевым элементом в усилиях США по обеспечению безопасности. В то время как администрация в 2019 году сократила свое военное присутствие в Сирии примерно с 1000 до 600 военнослужащих, чиновники Пентагона подчеркнули свое мнение о том, что продолжение военного присутствия США в Сирии жизненно важно для предотвращения возрождения «Исламского государства». В декабре 2019 года председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Милли заявил: «Если мы откажемся от всех наших возможностей и поддержки коренных народов и не продолжаем действовать через них, с ними и через них, тогда я считаю, что будут созданы условия для возрождения [«Исламского государства»]. Милли оценил, что, по его мнению, СДС не имеют «независимого потенциала», чтобы предотвратить возрождение ИГ в регионе при отсутствии поддержки со стороны США. Кроме того, продолжаются политические дебаты в Ираке относительно будущего пребывания войск США и других иностранных сил в этой стране, что может повлиять на соответствующие операции США и коалиции в Сирии в течение 2020 года. Многие члены Конгресса выразили озабоченность по поводу того, что они описывают как отказ от американских курдских союзников в Сирии. В октябре 2019 года сенатор Менендес заявил: «Именно курды были в основном нашими наземными войсками. Это курды, которые потеряли от 11 до 13 000 своих людей. Именно курды задержали более 10 000 боевиков ИГ и когда вы предаете человека, с которым вы боролись на поле боя с ними, это чертовски хороший способ отправить глобальное сообщение о том, что не надо сражаться за Соединенные Штаты». Президент Трамп отстоял свое решение, заявив: «Мы никогда не соглашались защищать курдов до конца своей жизни. Где соглашение, в котором говорилось, что мы должны оставаться на Ближнем Востоке в течение всего периода жизни человечества, чтобы защитить курдов?». Министр обороны Эспер также заявил: «Рукопожатие с курдами, в частности с СДС, было рукопожатием, которое гарантировало победу над ИГ. Но это было не рукопожатие, которое говорило: Да, мы тоже поможем создать автономное курдское государство. Это также не было рукопожатием, которое говорило, что да, мы будем сражаться за вас с Турцией». В то же время американские военные чиновники заявили, что «союзники и партнеры, как национальные государства, так и коренные партнеры, такие как СДС, важны для выполнения наших обязательств в целях национальной безопасности». Неясно, будут ли изменения в позиции США в Сирии в течение 2019 года трансформировать отношения США с сирийскими курдами. Военные чиновники в конце 2019 года заявили, что совместные США-СДС операции против ИГ возобновились, и Конгресс выделил средства на их проведение. Тем не менее, воспринимаемая неопределенность в отношении политики США в Сирии и будущего американского военного присутствия может побудить силы партнеров США, включая курдов, искать поддержки в других местах—в том числе и противников США. В начале 2019 года CJTF-OIR оценила, что вполне возможно, что СДС расколятся на отдельные части в рамках итогов их переговоров с сирийским правительством. CJTF-OIR сообщила, что СДС «стремятся сохранить полуавтономный контроль над северо-востоком Сирии, либо контролируя территорию при поддержке коалиционных сил, либо заключая сделку с сирийским режимом и Россией». Вполне возможно, что в рамках такой договоренности сирийское правительство и / или Россия могли бы настоять на ограничения, накладываемые на операции США, с неопределенными, но потенциально негативными последствиями для операции США против «Исламского государства».

52.29MB | MySQL:103 | 0,606sec