Предложения по проведению реформ в Ливане в свете визита в Бейрут главы МИД ФРГ Х.Мааса

Федеральный министр иностранных дел Германии Х.Маас прибыл в среду в Ливан, чем продолжил практику очного общения с зарубежными первыми лицами, прерванную на несколько месяцев из-за пандемии. Основным мотивом организации данного визита стал взрыв аммиачной селитры в порту Бейрута, прогремевший 4 августа, после которого официальный Берлин сделал заявление о готовности оказать содействие в преодолении последствий катастрофы, а также поддержать стану, и без того страдающую от социально-экономического кризиса, финансово. Глава МИД ФРГ, в свою очередь, отправился в Ливан, чтобы засвидетельствовать это лично. Не последнюю роль в организации поездки сыграло то, что после трагедии Бейрут уже посетил президент Франции Э.Макрон, рассказавший о французском видении дальнейших путей развития ближневосточного государства.

Первым пунктом в повестке дня визита стала передача Х.Маасом первого транша германской помощи в размере 20 млн евро. Порядка 1 млн евро получил Красный Крест, который будет использовать средства для наиболее пострадавших при взрыве. Также в программе пребывания федерального министра значились встречи с сотрудниками посольства ФРГ, которое также пострадало от разрушительных последствий взрыва в порту, а один из его сотрудников погиб. В настоящий момент дипломатическое представительство ФРГ в Бейруте остается закрытым. При этом стоит отметить, что помимо Ливана через него курировалась и работа в Сирии.

Наконец, посещая место трагедии, Х.Маас встретился с представителями служб, занимающихся ликвидацией последствий взрыва. В помощь им сразу после катастрофы Берлин санкционировал отправку группы медиков Бундесвера. Также в короткие сроки был передислоцирован корвет «Людвигсхафен-на-Рейне». Судно сначала принимало участие в миссии по спасению беженцев «София», а затем перешло в распоряжении Временных сил ООН в Ливане. Корвет проходил техническое обслуживание в кипрском Лимасоле, однако было принято решение отправить команду и судовых медиков на помощь населению Бейрута.

Отправляясь в Ливан, Х.Маас отметил, что ФРГ намеревается «нести помощь непосредственно народу Бейрута с помощью Организации Объединенных Наций», а также через другие структуры, имеющие такого рода опыт». В этом заявлении явно читается недоверие к ливанским властям. Они, судя по приведенному тексту, с одной стороны, вызывают вопросы с точки зрения возможностей действительно работать с нуждами населения. С другой стороны, заметна отсылка и к непрозрачности финансирования в том случае, если оно будет осуществляться без привлечения международных организаций.

Проблема коррупции и нецелевого расходования средств, выделяемых странами ЕС, вышла на передний план не только в заявлении главы внешнеполитического ведомства. О ней же заговорил и «Зеленый» политик О.Нурипур, с точки зрения которого, на данную проблему должен обратить внимание Евросоюз в целом. По мнению парламентария, коррупция в такой стране как Ливан казалась европейским игрокам тем, с чем можно мириться, следуя курсу на поддержание стабильности страны в целом. Впрочем, вопрос контроля расходования средств, как кажется, имеет более широкое значение. Если на общеевропейском уровне будет принято решение заняться этой темой, не исключен и серьезный пересмотр подходов к экономической помощи на палестинском треке, хотя оппозиция для этого в рядах ЕС имеется весьма значительная.

Х.Маас в преддверии визита четко дал понять, что поддержка со стороны ФРГ будет оказываться только в случае проведения в стране реформ. Впрочем, как отметили немецкие СМИ, формулировки главы МИД ФРГ были более  расплывчатыми, оставляющими пространство для маневра, если сравнивать его выступления с тем, что ранее сказал Э.Макрон. В частности, федеральный министр сообщил: «определенные механизмы, если так можно выразиться, больше не могут быть основой для разумного ведения этой страны в будущее. Но это должно быть определено в самом Ливане. В рамках следующих выборов». Э.Макрон в серии заявлений по той же тематике был более точен в формулировках, призвав к «политическим инициативам в борьбе с коррупцией», «прозрачности аудита Центробанка». Впрочем, общая суть обоих заявлений – призыв к отказу от существующей системы конфессионализма в виде квот при распределении власти, положенных в основу Таифских соглашений 1989 г.

Берлин и Париж сходятся еще в одном, а именно в том, что, на их взгляд, корни экономических проблем, подпитывающих протесты, уходят в несовершенство политической системы. При этом на сайте внешнеполитического ведомства Германии отдельно разъясняется острая необходимость радикальных преобразований, в том числе требуемых МВФ. Впрочем, как кажется, мало кто отдает себе отчет в том, что нередко именно выполнение предписаний МВФ формирует основу для протестов в обществе. Так было, к примеру, с Иорданией, где в 2018 г. отмена субсидий на продукты первой необходимости и анонсирование налоговой реформы вылились в отставку правительства, сопровождавшуюся народными волнениями.

Таким образом, Германия, впрочем, как и Франция, считают целесообразным пересмотр системы распределения властных полномочий в Ливане на условиях, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Так МИД ФРГ формулирует эту задачу как «поиск модели, которая бы соответствовала социальному составу страны», а не конфессиональному. Париж в лице Э.Макрона, в свою очередь, говорит о намерении «попросить все политические силы заключить новый пакт». Другими словами, как уже упоминалось выше, речь фактически может идти об изменении Таифских соглашений, из чего следует несколько важных оговорок.

Во-первых, призывая к такого рода действиям, названные страны, по сути, противоречат линии ООН, которая как раз заключается в том, чтобы укреплять политическую стабильность на основе упомянутых договоренностей 1989 г. И если Франция такого значительно внимания Объединенным Нациям не уделяет, то для Германии организация имеет большое значение в контексте нынешнего членства с Совете Безопасности особенно. Во-вторых, в глазах многих экспертов, после затяжного процесса формирования правительства, последовавшего за последними по времени парламентскими выборами в Ливане, сам президент М.Аун заинтересован в отказе от существующей системы квотирования. Таким образом, под вопросом, на пользу кому в действительности пойдет то, за что два признанных лидера ЕС сейчас борются.

Наконец, помимо внутриполитической расстановки сил, Таифские соглашения охватили еще и отношения Ливана с Сирией и Израилем. В том, что касается первого пункта, текст гласит, что ливанская территория не может быть использована для враждебных действий против Сирии и наоборот. Фактически на основании того же документа «Хизбалла» сохраняет свою боевую мощь и статус формирования, ведущего сопротивление. Соответственно, пересмотр всего пакета договоренностей может спровоцировать изменения на каждом из этих треков.

62.87MB | MySQL:102 | 0,505sec