ООН о воздействии пандемии COVID-19 на арабский регион: предварительные оценки

Озвучены первые, пока предварительные, оценки ООН о воздействии пандемии COVID-19 на социально-экономические системы стран арабского региона. Согласно этим оценкам, благодаря своевременным и упредительным мерам, в целом странам региона удалось сдержать наступление пандемии. Как  по уровню заражения, так и по статистике смертности от COVID-19 арабский регион пока находится на более низком уровне, чем среднемировые статистические данные. В частности, по состоянию на конец июля индекс заражения коронавирусом составляет 1.9 случай на 1 тысячу человек, а индикатор смертности – 17.8 на 1 тысячу, что в 2.5 раза ниже общемирового значения значения в 42.6. Еще одна отличительная особенность – высокая концентрация заражения в узкой группе стран. Среди главных источников коронавируса – Саудовская Аравия (250 тысяч положительных случаев); Катар (106 тысяч); Ирак (92 тысяч); Египет (87 тысяч); Оман (67 тысяч); Кувейт (59 тысяч); ОАЭ (57 тысяч). В общей сложности на эти шесть стран приходится 85% всех зараженных в арабском регионе.

С другой стороны, несмотря на в целом позитивную динамику, пандемия оказывает существенное и долгоиграющее воздействие на социально-экономическое развитие региона и создает высокие риски для стабильности во многих арабских странах. Более того, такая ситуация в среднесрочной перспективе будет негативно воздействовать на эскалацию многолетних конфликтов и насилия.

По мнению экспертов Международного валютного фонда (МВФ), как следствие пандемии рецессия в экономиках арабских стран сократиться на 5.7%, а в ряде стран охваченных конфликтом – до 13%. Совокупные потери валового внутреннего продукта (ВВП) арабского региона от коронавируса составят 152 млрд долларов. Двойной удар пандемии и низких цен на углеводороды подрывает экономический рост, который в 2020 году зафиксирован на самой низкой отметке с 1970-х гг.

Еще более ощутимыми окажутся финансовые и инвестиционные потери арабского региона в результате пандемии. В частности налоговый и фискальный ущерб составит в совокупности 20 млрд долларов США, в том числе 5 млрд долларов – потери от импортных тарифов, и еще казна арабских стран недосчитается других налогов и пошлин, включая НДС, на сумму 15 млрд долларов. Cвязано это с падением покупательской способности, и окажет губительное воздействие на усилия по восстановлению экономик арабских стран после COVID-19. Наиболее ощутимыми финансовые потери окажутся для тех арабских стран, которые не имеют больших запасов нефти и государственные доходы которых зависят больше от сферы услуг, туризма и агро-промышленного производства. Падение государственных доходов этих стран приведет к росту их долгового бремени, которое еще до начала пандемии было одним из самых высоких в мире и в среднем составляло 91% от ВВП. Особенно сложно придется Ливану и Судану, у которых долг составляет 151% и 212% от ВВП соответственно.

Прямые иностранные инвестиции в целом в арабском регионе к концу года по всей вероятности сократятся на 45%, что лишит правительства арабских стран инвестиций на сумму в 17-18 млрд долларов. Это колоссальная потеря столь нужных на данном этапе инвестиций, которые могли бы быть вложены в восстановление экономики и создание рабочих мест в пост-кризисный период. По всей вероятности, более всего от этих инвестиционных потерь пострадают электроэнергетика и транспорт как наиболее интегрированные в глобальную экономику системы арабских экономик.

Нужно отметить, что помимо с учетом экономических, финансовых и инвестиционных потерь, коронавирус оказывает и продолжит оказывать негативное воздействие на социальную сферу и качество жизни населения арабских стран, особенно самых уязвимых. Экономический кризис и рецессия неизбежно ведут к росту бедности и голода в регионе, особенно в самых уязвимых и кризисных странах. По оценкам экспертов ООН на июль 2020 года, в арабском регионе число бедных выросло за период пандемии на 14.3 млн человек и сейчас достигает отметки в  115 млн человек, что составляет четверть всего населения арабского мира. Примечательно, что эта новая категория бедного населения – выходцы из арабского среднего класса, что создает предпосылки для социального взрыва и роста протестных настроений, если их положение в обозримой перспективе не улучшится.

Кроме того, арабский регион – один из самых зависимых в мире от импорта продовольствия. В условиях пандемии, которая привела  к замедлению мировой торговли и нарушению целостности цепочек поставок, угроза дефицита продовольствия и роста продовольственных цен как никогда актуальна для Ближнего Востока и Северной Африки.

По данным ООН, в результате пандемии в 2020 году потери от замедления торговли в арабском регионе составят не менее 35 млрд долларов при общем годовом обороте в 1 млрд долларов. Причем эти цифры не включают в себя потери от нефтяных и газовых доходов, которые в текущем году существенно сократились в результате падения цен и падения спроса среди главным импортеров, в особенности Китая. Так, доходы от углеводородов в арабском регионе снизились почти на 40% — с 330 млрд долларов в 2019 году до 197 млрд долларов в нынешнем году.

При этом продовольственный сектор в арабском регионе не без основания считается вторым пострадавшим от пандемии после нефтегазовой отрасли. Совокупные потери по всем странам региона могут составить 6%, что несет высокие риски и может угрожать национальной продовольственной безопасности во многих странах региона.

К этому следует добавить и проблему безработицы, которая может возрасти более чем вдвое под воздействием пандемии. Так, по данным Международной организации труда (МОТ), общее число безработных в арабском регионе до пандемии составляло почти 15 млн человек (3.5% населения), однако буквально в течение нескольких месяцев к ним прибавилось еще как минимум 17 млн человек, потерявших работу. По итогам 2020 года, общая доля безработных в регионе может составить не менее 7.5-8%, большая часть которых составляет молодежь. Наиболее высокие риски по безработице в 2020 году сохраняются в таких пострадавших от пандемии секторах как сфера услуг и туризма, продовольственная отрасль, малый и средний бизнес и административные службы. В общей сложности, в этих секторах в арабских странах занято почти 20 млн человек. Неформальный сектор арабской экономики пострадает более всего – там до 90% работников уже пострадали и могут пострадать в результате введенных карантинных мер.

62.81MB | MySQL:102 | 0,617sec