О проведении проиранской бригадой «Фатимиюн» первой международной конференции

Поддерживаемая Ираном группа ополченцев «Фатимиюн» провела 13 августа свой первый международный симпозиум в городе Мешхед на северо-востоке Ирана. Как сказано в сообщении, конференция, проведенная на территории святилища Имама Резы в Мешхеде, была организована в сотрудничестве с администрацией святыни. Согласно сообщениям, в конференции, которая проводилась на фоне пандемии коронавируса, приняли участие многие высокопоставленные военные и политические деятели Ирана и соседних стран. Оппозиционный шиитский священнослужитель из Бахрейна шейх Иса Касим был основным докладчиком на конференции. Касим, которого правительство Бахрейна лишило подданства в 2016 году, последние несколько лет живет в изгнании в Иране. На плакате конференции, распространенном в социальных сетях, говорилось, что ее цель состояла в том, чтобы «отдать дань уважения» членам бригады «Фатимиюн», которые погибали в Сирии на протяжении многих лет. Далее говорится, что «конечной целью» ополчения является «освобождение Аль-Кудса [название Иерусалима на арабском языке – авт.] и изгнание американских войск из региона». В целом, прошедшая конференция рассматривается как часть усилий «Фатимиюна» по укреплению своего имиджа на международном уровне и мобилизации поддержки внутри Ирана и за его пределами.
«Фатимиюн» определяется организацией Global Security как «афганское шиитское ополчение, сформированное в 2014 году для борьбы в Сирии». Этот афганский контингент в конечном итоге превратился в подразделение численностью от 12000 до 14000 боевиков, полностью находящееся в подчинении КСИР (Корпус стражей исламской революции) и состоящее из афганских беженцев, живущих в Иране или пытающихся покинуть Афганистан. Ополчение было создано под непосредственным руководством бывшего командующего спецподразделением  «Кудс» КСИР Касема Сулеймани под предлогом защиты религиозных объектов в Сирии и Ираке. Фактически, «Фатимиюн» участвовала в боевых действий в Сирии вместе с силами, лояльными режиму Башара Асада. Бригада состоит в основном из этнических шиитов хазарейцев. Участие   в затяжной гражданской войне в Сирии афганских граждан, многие из которых проживают в качестве беженцев в Иране, было одним из вопросов, который занимал видное место в обсуждениях между афганскими и иранскими официальными лицами. В какой-то момент бригада располагала около 15000 боевиками в Сирии, что значительно больше, чем у других поддерживаемых Ираном группировок в стране. Согласно сообщениям, многие беженцы якобы присоединились к бригаде для получения денег и вида на жительство в Иране. Афганские официальные лица часто осуждали это и призывали иранские власти не вынуждать афганских беженцев сражаться за режим Асада в Сирии. Иран, со своей стороны, утверждает, что боевики, принадлежащие к группе, являются частью «фронта сопротивления» и добровольно присоединяются к «защите святых мест» в Сирии. С момента появления бригады более 50 000 афганцев воевали в Сирии в ее составе. По данным различных международных организаций, сотни людей, принадлежащих к ополчению, включая детей в возрасте 14 лет, погибли в боях в Сирии. Нестабильность в Афганистане заставила тысячи людей бежать в соседнюю страну в поисках заработка, однако с приходом коронавируса поток мигрантов значительно снизился. Согласно данным американского издания The New York Times, в период с января по апрель около 240 000 афганцев вернулись домой из Ирана.
Говоря о влиянии Ирана на ситуацию в Афганистане, прежде всего стоит отметить, что в последние годы Тегеран применял свою «мягкую силу» посредством прямых иностранных инвестиций и развития инфраструктуры, связанной с коммуникациями и транспортом. Несмотря на это, Ирану не удалось получить такой же уровень политического влияния в Афганистане, как в Ливане, Сирии или Ираке. В последние месяцы и после подписания политического соглашения между Соединенными Штатами и Афганистаном Иран прилагал усилия для сохранения и усиления своего влияния в политических и военных делах страны. Однако напряженность в отношениях между двумя странами вновь обострилась после того, как в начале мая Министерство иностранных дел Афганистана сообщило, что расследует серию утверждений о том, что иранские пограничники бросали в реку десятки задержанных в Иране афганских мигрантов. В западной провинции Герат 57 афганских граждан, пытавшихся пересечь границу, были задержаны иранскими пограничниками. Впоследствии их пытали и бросили в реку, где некоторые из них погибли. Ввиду сложившейся ситуации Афганская независимая комиссия по правам человека (АНКПЧ) обратилась к правительству с просьбой подробно рассказать об инциденте иранскому правительству и передать этот вопрос в Международный суд и Комитет ООН против пыток. «Этот случай является серьезным нарушением прав человека», – заявил тогда заместитель главы комиссии Наим Назари. «Правительство Афганистана, как защитник прав  своих граждан, должно тщательно расследовать этот вопрос». Тем не менее, консульство Ирана в Герате отвергло обвинения в участии Ирана в этом инциденте, однако Фавзия Кофи, бывший председатель комитета по правам человека в парламенте Афганистана, заявила, что это был не первый случай, когда афганские беженцы сталкивались с насилием со стороны иранских и пакистанских пограничных войск. По мнению американского Института Ближнего Востока (Middle East Institute) в Вашингтоне, при мобилизации сил для вступления в бригаду «Фатимиюн» иранские власти полагаются на принцип «кнута и пряника», создавая для афганских беженцев такие условия, при которых они не могут отказаться от вступления в ряды боевиков. Согласно исследованиям института, лишь небольшая их часть официально зарегистрирована как беженцы, в то время как большинство – нелегальные мигранты, большинство из которых подвергается репрессиям. В сочетании с экономическими стимулами (заработная плата в 3 млн томанов или примерно 600 долларов в месяц является целым состоянием для хазарейцев), КСИР нашел способ успешно мобилизовать бригаду и придать ей сильные позиции. Таким образом, «Фатимиюн» будет продолжать существовать, даже если набор в ее ряды и развертывание временно сократятся. Справедливо полагать, что одной из целей состоявшейся конференции, помимо проведения памятных мероприятий, было привлечение внимания к деятельности бригады с расчетом на восполнение ее поредевших рядов на фоне  пандемии COVID-19.

62.81MB | MySQL:102 | 0,521sec