Ливия: становление ливийского общества, племенная и религиозная составляющие. Часть 2

Берберы

Существует определенная путаница в отношении состава племен в Ливии, и есть много противоречивых утверждений и встречных утверждений об их происхождении. Некоторые берберы утверждают, что большинство ливийцев имеют берберское происхождение, в том числе, и арабизированные. Некоторые арабы, в частности, ультранационалисты, считают, что все ливийцы — это арабы, прибывшие в регион в разное время. Некоторые пришли в Северную Африку до ислама, другие пришли с исламским завоеванием, в то время как историки считают, что большинство пришло в результате притока переселенцев из Месопотамии.

По мнению Ф.Наджма, исследовавшего проблему в Университете Вестминстера, истина находится, примерно, посредине между этими двумя утверждениями и задача этой части исследования состоит не в том, чтобы переписать историю региона, а в том, чтобы дать прочную и информативную историческую основу для многих вопросов, которые будут рассмотрены в связи с общим названием исследования.

Антропологи и историки расходятся во мнениях о происхождении берберов, как части предков современных ливийцев. Это различие можно найти среди мусульманских специалистов по генеалогии, как арабских, так и берберских. Однако, почти все согласны с тем, что эти люди, большинство из которых свободно живут в Северной Африке, к западу от реки Нил, составляют одно этническое сообщество, в определенной степени, неоднородное по своим диалектам, религии и культуре.

Берберский язык еще не был отнесен ни к семитской, ни к хамитской ветви. Тем не менее, он использовал алфавиты, известные как ливийский алфавит, и его различные диалекты включают те, на которых говорят коренные жители Северной Африки (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, в пустыне Сахара и на испанских Канарских островах у западного побережья Марокко).

Берберские диалекты (язык), известные под общим названием Tamazight (Тамазигт), или Tamashek (Tamahaq-Tamajeq) — Тамашек, имеют древний алфавит, который прошел через различные этапы эволюции, чтобы, в конечном итоге, остановиться на том, что теперь известно, как алфавит Тифинаг. Туареги, живущие в великой пустыне Сахара, говорят на одном из этих диалектов: Chaouia (Shawia) и Kabyle (Кабильский) — диалекты многих берберов в Алжире. Шилха (Ташелхайт или Челух), также Сус и Риф или диалект Руфа, на котором говорят в Атласе, в Марокко. На Зенага говорят в южной Мавритании, а на Гуанче – на Канарских островов в Атлантическом океане.

Кроме того, существуют Зварийя, которые живут в единственном прибрежном ливийском берберском городе, Зуара, и берберы, живущие в Джабаль-Нафусе, районе, известном как Аль-Джибалийя, на западе Ливии. Следует упомянуть, обитателей оазиса Авджила на юго-востоке Ливии и берберов, населяющих районы на юго-западе Ливии: Гат и Гадамес и Сиву в египетской Западной пустыне.

Сами берберы называют себя Имазигхен (Амазиг), что означает «свободный» и «благородный». Когда ислам пришел в регион, берберы отреагировали объединением своих силы, чтобы противостоять вызову арабских мусульманских завоевателей. Исламу потребовалось более шестидесяти лет, чтобы склонить берберов на свою сторону. Берберы приняли ислам, и двенадцать раз отвергли его, прежде чем стали полноправными мусульманами. В ходе этого процесса большое количество берберов выделились, как выдающиеся исторические представители в исламской истории.

Кроме того, ряд автономных государств, носящих племенные названия берберов, возник после прихода ислама, и их намного больше, чем когда-либо в доисламской истории. Такие государства, как Злриды (и Хаммадиды), Зайяниды (Абд-алб-Вадиды), Мартиниды, Аль Моравиды, Аль Мохады, Хазруны, Хафииды. У первого основателем было чисто берберское племенное образование — Злриды.  Кроме того, Иднсиды, Хаммудиды и Мальги были в орбите лингвистической и культурной природы берберов, несмотря на их шафльфское происхождение.

Сам термин «бербер», по мнению автора, неверен и вводит в заблуждение. Слово «бербер» происходит от греческого слова Barbarus или Barbaros, что буквально означает: «чужой», первоначально используясь греками для описания всех иностранцев, включая тех же римлян.

Все берберское стало синонимом наглости и варварства, которыми греки характеризовали своих врагов. Затем настал другой поворот, когда греки назвали берберами — варварами тех, кто не говорил по-гречески, или, точнее, тех, кто говорил на языке, неоднозначном для понимания греками. Термин «берберский», таким образом, не применялся к определенной расе или людям, а, скорее, служил, как языковая ассоциация. Когда римляне завоевали этот регион, они продолжали использовать термин «бербер» с той же целью для людей, которые жили за пределами их цивилизационных рамок, или, другими словами, тех, кто не был романизирован, и тех, кто жил за пределами сфер греко-римского влияние. Это, к слову, доказывает, что римляне не имели абсолютной власти или влияния на берберские племена из-за отказа последнего от их власти, факт, который подтверждается многочисленными восстаниями против римлян со стороны соплеменников — берберов.

Существует ряд различных мнений о происхождении берберов. Некоторые считают, что они произошли от древних и вымерших арабов. Так берберы мигрировали с Ближнего Востока на запад Северной Африки.

Произошли от индо-европейских корней, то есть, были, как бы, германцами, которые спустились из Европы на юг, в Северную Африку.

Имеют хамитское происхождение, следовательно, не имеют этнических отношений с арабами, являющимися семитами.

Происходят от смешанной расы средиземноморских народов.

Справедливости ради к вышеизложенным мнениям, которых придерживаются академически известные ученые, необходимо рассмотреть их индивидуально, чтобы найти обоснование, доказательства, политико-культурные предубеждения и склонности, говорящие в пользу каждого из вариантов. Первое предположение широко поддерживается большинством арабских ученых и значительным числом берберов и принимается меньшим числом экспертов. Ими утверждается, что берберы произошли от самых ранних арабов полуострова (Джазиры – Аравии), выходцев из т.н. «плодородного полумесяца», сильно пострадавшего от неблагоприятных экологических изменений и, связанных с ними, бедствий. Считается, что эти бедствия были вызваны масштабной засухой.

Легенды арабской генеалогии и устный фольклор классифицирует арабов, либо на «оригинальные», аутентичные, либо на арабизованные племена (Муста’раба). Что касается оригинала, он также делится на две категории: вымершие (баида —  т.е. Далекие, ушедшие) и те, кто выжил, известны как «бакия» (Оставшиеся). Также утверждается, что все они изначально принадлежат к одной расе.

Конечно, есть серьезные сомнения, что берберы являются потомками именно таких предков.

Вымершие арабы, известные по-арабски, как «Аль-араб аль-Баида» (Праотцы), именно то, что подразумевает термин «вымершие». Их больше нет на этой земле. Все они исчезли, как мифические племена Джурхум, Тасм, Джадтс, Ад и Тамуд.

Среди арабских ученых и историков, считающих берберов древними арабами, являются Ибн Абд аль-Хакам, Аль-Якуби, Аль-Бакри и Ибн аль-Атлр. От берберов с ними солидарен Айюб ибн Кидад. Также некоторые современные ливийские исследователи, такие как Маннак и аль-Таллци, которые, в значительной степени повлияли на работу Энрико Де Агостини о населении Ливии, склоняются в пользу этой версии.

Большинство этих историков считают, что берберы – это потомки вымерших арабов, мигрировавших из Великой Сирии в Северную Африку, в дополнение к некоторым племенам Химьяра и Сабы. Некоторые заходят так далеко, что говорят, что берберские племена Шанхаджа и Кутама являются потомками племен, жившими на побережье Великой Сирии. Среди них и британский исследователь Уильям Мак Бами (McBumey).

Вторая версия считает, что берберы имеют индо-европейское происхождение, пришли из Индии и перешли в Персию и на Кавказ. Затем они рассеялись по европейскому континенту, и с Пиренейского полуострова проникали в Северную Африку, где стали доминировать в ней. Некоторые сторонники этого мнения, буквально, связывают одни народности в Финляндии и Швеции с другими, в Тунисе и Марокко.

Берберы имеют европейское происхождение, особенно светлокожие и голубоглазые. Другие иногда считают берберов потомками германских вандалов, захлестнувших Магриб в V и VI веках. Справедливости ради, надо отметить, что большинство ливийцев в восточной части Киренаики имели белую кожу и голубые глаза, как у племен Темху и Техну, названий, которые были написаны египетскими иероглифами на стенах храмов Таа-Кемт (Египта) намного раньше индо-европейского «явления народов» в Северную Африку.

Третье предположение заключается в том, что берберы — дети Хама, сына Ноя. После того, как европейцы осознали, что теория индо-европеизма была отвергнута и воспринималась как колониальная уловка и инструмент дискриминации между берберами и их соседями в Северной Африке, арабами, они, в конце концов, отказались от нее. Тем не менее, такое мнение было направлено на то, чтобы служить на благо колониальных держав, чтобы совпасть с их интересами, привлекая тех, кто находит утешение в евроцентрической интерпретации антропологии региона.

Эта теория была создана австрийским и немецким лингвистом Шлозером 1781 г., и, вскоре, принята некоторыми учеными Великобритании и Франции, несмотря на то, что другие, например, английский эксперт по берберской лингвистике, Фрэнсис Уильям Ньюманн, не соглашались с этим, и, к середине 50-х гг. ХХ века она, была полностью отклонена.

По четвертой версии предки берберов — это смесь всех рас, живущих вокруг Средиземного моря. Эти расы включали финикийцев, эфиопов, либу (протоливийцев), египтян, нубийцев, а также ханаанский, этрусский, сицилийский, сардинский, греческий и иберийский компоненты.

Это мнение отличается от других тем, что прямо противостоит теориям, которые отдаляют берберов от арабов, связывая их с индо-европейскими племенами или с потомками Хама, таким образом, не имеющих отношения к колену Сима.

Покойный ливийский историк Мухаммед М. Базама поддерживал это мнение. Здесь также стоит упомянуть, что слова «семитский» не существует ни в классической литературе, ни в арабской лексике и, как ни странно, они составляют первоисточник для любого антропологического исследователя.

Эта методология классификации людей на семитских, хамитских, и так далее, была отвергнута современными учеными, поскольку рассматривалась как преднамеренная попытка интерпретировать европейскую историю и ее религиозные догмы, а не как попытку понять историю Северной Африки. По мнению некоторых ученых, это попытка найти ответы на многие загадочные исторические вопросы в контексте Ветхого и Нового Завета.

Расы, упомянутые ранее в этом разделе, «растаяли» до такой степени, что их происхождение было почти забыто, а их корни были стерты из коллективной памяти. Таким образом, возникла новая реальность, и смешанные расы заменили первоначальные. Это естественная эволюция, являющаяся результатом конкретных обстоятельств в разные исторические эпохи.

Ливийские берберы (и их родичи, алжирские) делятся на две отдельные категории: бедуинов (кочевников) и городских жителей (урбанизированных). Урбанизированные жители живут оседло в городах, поселках и деревнях, недалеко от побережья и плодородных земель горных районов. Принимая во внимание, что бедуины всегда находятся в движении в поисках воды и пастбищ и живут в палатках по всей пустыне, сельской местности и в оазисах во внутренних районах и считаются пастухами, берберы-бедуины распространены по всей Северной Африке и Великой Сахаре, а самым известным кочевым берберским племенем, является Заната.

В Ливии их можно найти, в основном, на севере, и, в меньшей степени, в оазисах на глубоком юге пустыни. После исламского завоевания Ливии арабы и берберы неразделимо смешались, чтобы изменить всю демографическую и географическую карту, так что почти невозможно провести различие между ливийцами по их этническому происхождению, или даже сказать, является ли этот отдельно взятый человек бербером или арабом.

Абсолютно невозможно сосчитать всех берберов, которые пришли жить в Ливию, ушли из нее, или передвиались по региону в разные исторические периоды. Но, при этом ливийские берберы сохранили свои особенности, живя в анклавах, что помогло им сохранить и представить свою индивидуальность как особую, когда возникает необходимость.

Один из самых важных анклавов, в котором сейчас живут ливийские берберы, — это Западные горы. Эту местность еще называют Джебель-Нафуса, или Ифрин, или гора Гирян, и все эти названия относятся к берберской идентичности местности. Ифрин, Налут, Кабау, Джаду (Фасату) и прибрежный город Звара — самые известные берберские города на севере Ливии. В то время как к югу, в самом сердце пустыни, находятся основные берберские районы, упомянутые выше, Гадамес, Гат (Гхат) и оазис Авджила.

Многие ливийские племена и города Триполитании, носят берберские названия, такие как Мисурата, Таверга, Таджура, Мислата, Злтен, Сукана, Мизда, Нафуса, Вершифанна, Варфалла, Гарьян, Зуара, Убари, Мирава, Фиттури, Сенусиi.

Примечательно, что у берберов в Киренаике почти нет никаких следов, кроме нескольких имен, и большинство ключей к истории берберов исчезло из ее истории и этимологии по сравнению с Триполитанией и Феццаном, за исключением оазиса Авджила, которые сомневаются в своей принадлежности к берберам, в отличие от своих собратьев на западе и юге Ливии. Это могло быть одним из объяснений слияния арабов и берберов, до такой высокой степени растворения, что невозможно было распознать, кто есть кто. Любой наблюдатель социальных изменений в Ливии заметил бы это уменьшение различий между берберами и арабами. Таким образом, некоторые арабизированные ливийцы берберского происхождения, без проблем гордятся своими предками, и, в то же время, берберы не возражают против использования арабизма в качестве своей идентичности, потому что все они принадлежат к религии ислама и его нормам, которые управляют их жизнью, и это механизм, который разделяет их обязанности и определяет их. После рассмотрения различных теорий и мнений о происхождении берберов Ливии, можно сделать вывод, что конфликт между этими мнениями – есть здоровое явление, потому что арабы и берберы хотели обнаружить свои общие корни, чтобы объяснить относительно быструю и плавную интеграцию, которая проходила под эгидой ислама, в отличие от турок и персов. Также, понимание этого вопроса важно с точки зрения противодействия попыткам возродить сектантство, несущее региональное разжигание сепаратизма, такое как, например, фараонизм в Египте, вавилонизм в Ираке, финикийство в Большой Сирии, или, тот же берберизм в Северной Африке, и не только в Ливии.

52.56MB | MySQL:103 | 0,486sec